ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2113/16 от 15.03.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-2113/16 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика УФМС России по НО – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к УФМС России по Новгородской области о признании решений незаконными,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд к административным иском, с учетом последующего уточнения наименования ответчика, к УФМС России по Новгородской области об оспаривании решения от 15.07.2015 г. о неразрешении въезда ФИО1 в РФ до 20.02.2018 г. и решения от 28.01.2016 г. о сокращении ФИО1 срока временного пребывания в РФ.

В обоснование иска указал, что привлекался к административной ответственности за несоблюдение миграционного законодательства только 1 раз, кроме того, на территории РФ у него имеется гражданская супруга и 4 детей, в связи с чем, выдворение ФИО1 из страны существенно нарушит их интересы, лишив средств к существованию.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика иск не признала, указав, что решения вынесены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, решением УФМС России по НО от 15.07.2015 г. ФИО1 на основании п. 4 ст.26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не разрешен въезд на территорию РФ на 3 года со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности. Датой отсчета срока решено считать 20.06.2015 г., въезд не разрешен до 20.06.2018 г.

Решением отдела УФМС России по Новгородской области в городе Великий Новгород от 28.01.2016 г. ФИО1 в соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", сокращен срок временного пребывания в РФ. Он обязан выехать из страны в течение 3 дней.

Как следует из материалов дела, формальные основания для вынесения данных решений в отношении ФИО1 у УФМС России по НО имелись.

Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства. С этими положениями корреспондируют требования статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ФИО1 является отцом 4 детей: П.Р.Ф.ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.Л.Ф.ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.Л.Ф.ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.И.Ф.ДД.ММ.ГГГГ г.р. Факт отцовства истца в отношении детей подтверждается соответствующими свидетельствами об установлении отцовства.

Свидетель П.М.П. показала в судебном заседании, что длительное время проживает в гражданском браке с ФИО1, у них четверо детей, все проживают вместе, истец работает, материально обеспечивает семью.

В данном случае, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемые истцом решения УФМС России по НО влекут за собой обязанность ФИО1 покинуть пределы РФ на длительный срок, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, такая мера может быть применена уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Учитывая установленные судом обстоятельства (наличие у ФИО1 постоянного места жительства, четверых н/л детей, которых он материально обеспечивает), принимая во внимание, что совершенные ФИО1 административные правонарушения не представляют собой значительную общественную опасность, суд полагает, что принятие таких мер ограничения, как сокращение срока временного пребывания в РФ и неразрешение въезда в РФ до 20.02.2018 г., не соответствует степени вины ФИО1 по обстоятельствам, установленным по данному делу, сделает невозможным совместное проживание с семьей, в связи с чем, решение УФМС России по НО от 15.07.2015 г. и решение отдела УФМС России по НО в городе Великий Новгород от 28.01.2016 г. подлежат отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Отменить решение УФМС России по Новгородской области от 15.07.2015 г. о неразрешении въезда ФИО1 в Российскую Федерацию до 20.02.2018 г. и решение отдела УФМС России по Новгородской области в городе Великий Новгород от 28.01.2016 г. о сокращении ФИО1 срока временного пребывания в Российской Федерации.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий И.В. Щеглов

Мотивированное решение составлено 18 марта 2016 г.