ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2114/2022 от 26.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2022-002137-51

Дело № 2а-2114/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 26 июля 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Черепановой Е.А.,

с участием представителя Мамедова Исы Яхья оглы - Барышниковой О.Н., действующей на основании доверенности,

представителя Департамента экономики и промышленной политики Сибиряковой С.Н., действующей на основании доверенности,

представителя администрации Дзержинского района г. Перми, администрации г.Перми Щелоковой Л.В., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамедова Исы Яхья оглы к администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми, Департаменту экономики и промышленной политики администрации г. Перми о признании незаконными решений, действий, возложении обязанности

у с т а н о в и л:

ФИО1 оглы обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации , администрации , Департаменту экономики и промышленной политики администрации о признании незаконными бездействия, действий, решений.

В обоснование заявленных требований ФИО1 оглы указывает о том, что на основании договора купли-продажи торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО11 оглы, в соответствии с правом владельца, закрепленным в п. 4.1.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта (далее-НТО), он является собственником торгового павильона. На наружной стене его торгового павильона он увидел уведомление № Д от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости добровольного его демонтажа. Из содержания данного уведомления ему стало известно о том, что принадлежащий ему торговый павильон включен в Реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории . Нарушение его законных прав и интересов допущено действиями должностных лиц сектора потребительского рынка администрации путем:

-включения ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего ему торгового павильона в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории ;

-проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ и составления акта по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие;

- составления немотивированного уведомления о необходимости добровольного демонтажа, в котором термин «незаконноразмещенный» не разъяснен и не подтвержден положениями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами;

-лишения его права на обжалование юридически значимых документов по спорному вопросу;

-осуществления действий по включению принадлежащего ему торгового павильона в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории , принятия решения о необходимости сноса данного объекта с превышением должностных полномочий в связи с тем, что спорный торговый павильон не является стационарным объектом;

-исключения или невключения данного объекта в схему/из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории , утверждённого постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Бездействие должностных лиц сектора потребительского рынка администрации выразилось в следующем:

- неоказание содействия в получении ему места для размещения нестационарного объекта, а именно: предложения ему другого места для переноса торгового павильона либо письменное разъяснение о необходимости подачи заявления на продление договора без проведения торгов для размещения его торгового павильона;

-непродление договора на размещение его нестационарного торгового объекта без проведения торгов;

-неуведомление о том, что принадлежащий ему торговый павильон включен ДД.ММ.ГГГГ в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории ;

-несоблюдение надлежащей, установленной законом формой письменного уведомления о необходимости добровольного демонтажа;

-несоблюдение надлежащей, установленной законом процедуры вручения письменного уведомления о необходимости проведения добровольного демонтажа;

-несоблюдение надлежащей, установленной законом процедуры уведомления о планируемой дате и времени проведения проверки территории, надлежащей, установленной законом процедуры уведомления о планируемой дате и времени проведения проверки территории, которая состоялась, как указано в уведомлении ДД.ММ.ГГГГ;

-невручение ему акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

-непредставление ему срока для устранения нарушений.

Принадлежащий ему торговый павильон не является движимым объектом, что подтверждается заключением ООО «МУПТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования здания по адресу: . У сектора потребительского рынка администрации отсутствуют полномочия по принятию решения о незаконноразмещенности и демонтаже данного объекта. Отсутствует постановление администрации о том, что данный объект исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее-НТО). Положение о порядке выявления и демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории , утверждённым решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, не распространяется на недвижимое имущество. Исходя из положений п.1 ст. 39.36, главы V.6 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ), частей 1, 2, 3, 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ, разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ПК/, истечение срока договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на котором размещен НТО-торговый павильон по адресу: г. само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории , утверждённой постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается на период не менее 5 лет. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности. Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным подписано распоряжение -р «О неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли», в пунктах 1 и 2 которого прямо указано на обязанность органов местного самоуправления оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов. Действия и бездействия административных ответчиков противоречат одной из ключевых задач функционально-целевого направления «Экономическое развитие», закрепленной в п.п. 4 в п. 3.1.3 Стратегии социально-экономического развития муниципального образования до 2030 года-созданию условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Департамент экономики и промышленной политики администрации не направил в его адрес и не вручил ему лично мотивированное уведомление о расторжении дополнительного соглашения с ДД.ММ.ГГГГ О том, что дополнительное соглашение расторгнуто в одностороннем порядке ему не было известно, что лишило его прав на добровольный демонтаж павильона в срок до конца 2022 г. и на защиту. Департаменту экономики и промышленной политики администрации было известно о том, что ФИО1 оглы является одновременно и представителем ФИО11 оглы по договору и собственником павильона по договору купли-продажи, так как дополнительное соглашение подписано им, действующим на основании доверенности, выданной Владельцем по договору . Указанное бездействие привело к нарушению его законных прав и интересов.

На основании вышеизложенного, с учетом изменения заявленных требований (л.д. 104-108 том 1), ФИО1 оглы просит:

1. Признать незаконными действия сектора потребительского рынка администрации , выражающиеся в:

-включении ДД.ММ.ГГГГ торгового павильона, расположенного по адресу: в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории ;

-проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ и составления акта по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие ФИО1 оглы;

-составлении немотивированного уведомления о необходимости добровольного демонтажа торгового павильона, расположенного по адресу: ;

-лишении ФИО1 оглы возможности на обжалование акта по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ; решения о включении ДД.ММ.ГГГГ торгового павильона, расположенного по адресу: , в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории , отказа в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов по адресу: ;

-принятии решения о необходимости демонтажа торгового павильона по адресу: с превышением должностных полномочий;

-исключении или невключении данного объекта в схему/ из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории , утверждённой постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Признать незаконным бездействие сектора потребительского рынка администрации , выражающиеся в:

-неоказании содействия в получении ФИО1 оглы нового места для размещения нестационарного торгового объекта;

-непродлении договора на имя ФИО1 оглы на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов;

-неуведомлении ФИО1 оглы о том, что торговый павильон по адресу: включен ДД.ММ.ГГГГ в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории ;

-несоблюдении надлежащей, установленной законом формы письменного уведомления о необходимости проведения добровольного демонтажа;

-несоблюдении надлежащей, установленной законом процедуры вручения письменного уведомления ФИО1 оглы о необходимости проведения добровольного демонтажа;

-несоблюдении надлежащей, установленной законом процедуры уведомления Мамедова И.Я. оглы о планируемой дате и времени проведения проверки территории, которая состоялась, как указано в уведомлении о необходимости добровольного демонтажа 24 марта 2022 г.;

-невручении Мамедову И.Я. оглы акта проверки от 24 марта 2022 г.;

-непредоставлении Мамедову И.Я. оглы срока для устранения причин незаконноразмещенности торгового павильона по адресу: ;

-непредоставлении ФИО1 оглы в письменном виде разъяснения причин незаконноразмещенности торгового павильона по адресу: ;

3. Признать незаконным уведомление № Д/НТО/11-П от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения добровольного монтажа торгового павильона по адресу: .

4. Признать незаконным в отношении Мамедова ФИО13 бездействие Департамента экономики и промышленной политики администрации в части ненаправления по почте заказным письмом либо невручения лично под роспись мотивированного уведомления либо невручения лично под роспись мотивированного уведомления о расторжении в одностороннем порядке дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта.

5. Возложить обязанность на Департамент экономики и промышленной политики администрации в срок в три дня с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу вручить лично под роспись Мамедову ФИО14 мотивированное уведомление о расторжении в одностороннем порядке дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент экономики и промышленной политики администрации .

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство промышленности и торговли(л.д. 72 том 1)

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО11 оглы (л.д. 199-200 том 1)

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом по делу объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 оглы в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 1 том 2).

Представитель ФИО1 оглы в судебном заседании заявленные требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в том числе в письменных пояснениях по делу, приобщенным к материалам дела, дополнительно указывая на то, что они не оспаривают законность демонтажа торгового павильона, а оспаривают законность процедуры, по которой он произведен.

Представитель администрации в судебном заседании и в письменном отзыве на заявленные требования возражает против удовлетворения требований административного истца, указывая на то, что законные права и интересы ФИО1 оглы не нарушены, поскольку он не является стороной по договору на размещение нестационарного объекта и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к нему. Торговый павильон по адресу: является НТО. Представленное административным истцом заключение по обследованию здания, расположенного по адресу: , от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «МУПТИ» и утверждённого главным специалистом ФИО7, не является результатом детального обследования, проведение которого требуется в данном случае, не содержит результатов проведения технического обследования деформаций элементов каркаса здания, результатов испытаний примененных при строительстве материалов, результатов эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания, наличие глубины заложения фундамента, также не содержит результатов и прочностных характеристик фундаментной платы, в связи с чем не может являться доказательством капитальности объекта. Указанный объект в ЕГРН не зарегистрирован, на земельном участке, на котором расположен спорный НТО, зарегистрированные права за кем-либо отсутствуют. Разрешение на строительство спорного объекта по адресу: не выдавалось, с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства и архитектуры администрации административный истец не обращался. Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом экономики и промышленной политики администрации с ФИО11 оглы расторгнуто в одностороннем порядке. Департаментом экономики и промышленной политики администрации ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что спорный НТО-павильон с вывеской «Бриош» по адресу: , ранее установленный по договору от ДД.ММ.ГГГГ, расторгнутому в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГГГ, размещен (не демонтирован), нарушенное благоустройство территории не восстановлено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района поступило письмо ДЭП с просьбой провести мероприятия в отношении незаконно расположенного НТО по . В соответствии с Положением о порядке выявления демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории , утверждённым решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках своих полномочий администрацией район ДД.ММ.ГГГГ в адрес информационно-аналитического управления администрации направлено письмо о размещении на сайте на ДД.ММ.ГГГГ объявления с требованием о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории , составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения требования о добровольном демонтаже, в котором указано на то, что НТО выявлен, сведения об объекте включены в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории -учётный номер объекта 2696. Главой администрации района издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, в котором в п. 2 указано организовать работы по принудительному демонтажу и перемещению объектов с ДД.ММ.ГГГГ, п.3 определено место временного хранения демонтируемых объектов по адресу: (л.д. 88-90 том 1).

Представитель Департамента экономики и промышленности политики администрации в судебном заседании и в письменном отзыве на заявленные требования возражает против удовлетворения требований административного истца, указывая на то, что Мамедов И.Я. оглы не являлся и не является стороной по договору на размещение НТО № 136-15 и дополнительного соглашения к нему, в связи с чем у него отсутствуют основания для защиты своих прав в рамках данных правоотношений. Между Департаментом и Мамедовым И.Я. оглы никаких договорных отношений не имелось. В нарушение п. 4.1.3 договора №136-15 от 15 декабря 2015 г. Оруджов А.М. оглы согласие на передачу НТО третьему лицу в собственность у Департамента не получал. Соглашение о замене стороны по вышеуказанному договору между Департаментом, Мамедовым И.Я. оглы и Оруджовым А.М. оглы не заключалось. Мамедовым И.Я. оглы договор купли-продажи НТО от 17 октября 2016 г. в Департамент не предоставлялся. В рамках договора № 136-15 от 15 декабря 2015 г. и дополнительного соглашения к нему Мамедов И.Я. оглы действовал в интересах Оруджова А.М. оглы по доверенности. Решением Арбитражного Суда Пермского края от 14 октября 2019 г. по делу № ФИО11 оглы признан несостоятельным банкротом. Департамент ДД.ММ.ГГГГ подготовил уведомление о расторжении дополнительного соглашения, которое заказным письмом направлено ФИО11 оглы ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 5 дополнительного соглашения последнее считается расторгнутым через 5 календарных дней со дня направления Департаментом Владельцу письменного уведомления об одностороннем отказе, направленного по почте заказным письмом либо врученному Владельцу (уполномоченному представителю) лично под роспись. Таким образом, дополнительное соглашение расторгнуто ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ размещение НТО на земельном участке, являющегося муниципальной собственностью, незаконно. В соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории , утверждённым решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, на территориальные органы администрации возложены полномочия по организации демонтажа, перемещение, хранение, транспортирование и захоронение либо утилизация самовольно (незаконных) движимых объектов, в связи с тем, что НТО по адресу: после ДД.ММ.ГГГГ является незаконно размещенным, администрация правомерно и обоснованно совершила все действия в рамках Положения (л.д. 48-51).

Заинтересованное лицо ФИО11 оглы в суд не явился, извещался надлежащим образом (л.д. 206 том 1).

Представитель Министерства промышленности и торговлив суд не явился, извещен, ранее в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ.

На основании статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.

Как следует из материалов административного дела, 15 декабря 2015 г. между Департаментом экономики и промышленной политики администрации г. Перми (далее-Департамент) и ИП Оруджовым А.М. оглы (далее-Владелец) заключен договор на размещение нестационарного объекта № 136-15, по условиям которого на основании п. 15.1 решения Пермской городской Думы от 1 марта 2011 г. № 27 Департамент предоставил Владельцу право на размещение нестационарного торгового объекта –павильона по адресу: , ул.ю 82 кв.м сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 1.1 указанного договора место размещения объекта предусмотрено в схеме размещения НТО на территории , утверждённой постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ под учетным номером-Д-П-22.

В соответствии с п. 2.2 данного договора по истечении срока, указанного в п.2.1 настоящего договора, Владелец имеет преимущественное право перед другими лицами право на заключение договора на новый срок при условии, что место размещения объекта включено в действующую схему. Волеизъявление о реализации преимущественного права должно быть выражено Владельцем не позднее, чем за 90 календарных дней до окончания срока действия настоящего договора.

По условиям п. 4.1.3 договора Владелец имеет право передать право собственности на объект третьему лицу, предварительно получив от Департамента письменное согласие. Данное согласие выдается Департаментом при отсутствии у Владельца неисполненных обязательств по настоящему договору, в том числе по оплате задолженности, выставленным к оплате пеням и штрафам, а также по устранению несоответствий (недостатков), выявленных при обследовании Объекта. При передаче права собственности на Объект третьему лицу обязанности и права по настоящему договору переходят на нового владельца со дня заключения между Департаментом, прежним Владельцем и новым Владельцем соглашения о замене стороны по настоящему договору в пределах срока действия настоящего договора.

В соответствии с п. 4.3 договора Департамент вправе прекратить досрочно действия настоящего договора по основаниям, установленным в разделе VI настоящего договора.

Как следует из п. 6.3 раздела VI настоящего договора, договор может быть расторгнут в связи с односторонним отказом Департамента от его исполнения в случае: принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог в связи с необходимостью использования территории, занимаемой Объектом для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением объектов благоустройства, опор городского уличного освещения (при условии, что размещение Объекта препятствует проведению указанных работ и (или) достижению указанных целей).

Согласно пунктам 4.2.6, 4.2.9 договора Владелец обязан, в том числе: демонтировать (переместить) Объект и восстановить нарушенное благоустройство территории в месячный срок по окончании срока действия настоящего договора либо с даты его досрочного расторжения и уведомить Департамент об исполнении данной обязанности; направить письменное уведомление в Департамент об изменении сведений о Владельце, указанных в разделе VIII настоящего договора, не позднее пяти рабочих дней со дня их изменения.

При отсутствии данного уведомления документы, касающиеся исполнения настоящего договора, направляются по последнему известному месту нахождения или проживания Владельца и считаются направленными Департаментом и полученными Владельцем надлежащим образом.

В соответствии с п. 4.4.5 договора Департамент вправе по окончанию срока, отведенного Владельцу на демонтаж Объекта и восстановление нарушенного благоустройства территории, организовать и провести проверку исполнения Владельцем пункта 4.2.6 договора (л.д. 14-18, 133-137 том 1).

Между Мамедовым И.Я. оглы и Оруджовым А.М. оглы 17 октября 2016 г. заключен договор купли-продажи торгового павильона, по условиям которого Мамедов И.Я. оглы купил у Оруджова А.М. оглы торговый павильон по адресу: г.Пермь ул. Крисанова, 73. Данный договор нигде не зарегистрирован (л.д. 19-21 том 1). Между Департаментом экономики и промышленной политики администрации г. Перми и ИП Оруджовым А.М. оглы 1 февраля 2021 года заключено дополнительное соглашение к договору на размещение нестационарного торгового объекта от 23 ноября 2015 г. № 136-15, по условиям которого стороны пришли к соглашению установить владельцу отсрочку для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из договора на размещение нестационарного объекта от 15 декабря 2015 г. № 136-15 до 31 декабря 2022 г.

При этом в п. 2 данного дополнительного соглашения указано на то, что на дату подписания настоящего дополнительного соглашения Владелец подтверждает, что объект, установленный им по Договору, расположен в месте с адресными ориентирами: и является нестационарным торговым объектом.

Из содержания пункта 5 следует, что данное дополнительное соглашение расторгается в связи с односторонним отказом Департамента от его исполнения в случае ликвидации юридического лица, снятия статуса индивидуального предпринимателя, банкротства юридического лица, индивидуального предпринимателя, смерти индивидуального предпринимателя.

Дополнительное соглашение считается расторгнутым через 5 календарных дней со дня направления Департаментом Владельцу письменного уведомления об одностороннем отказе, направленного по почте заказным письмом либо врученному Владельцу (уполномоченному представителю) лично под роспись.

Согласно пунктам 7, 8 указанного дополнительного соглашения при расторжении дополнительного соглашения Владелец обязан демонтировать нестационарный торговый объект и восстановить нарушенное благоустройство территории в течение 7 календарных дней со дня расторжения. При неисполнении в установленный срок Владельцем обязательства по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта Департамент вправе осуществить демонтаж Объекта в соответствии с правовыми актами или с привлечением третьих лиц (л.д. 129-130, 52-53 том 2 том 1).

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ подписано от имени ФИО11 оглы ФИО1 оглы, действующим на основании доверенности.

Решением Арбитражного Судаот ДД.ММ.ГГГГ по делу № А50-27275/2019 (л.д. 39-42 том 2) ФИО11 оглы признан несостоятельным (банкротом).

В администрацию поступил запрос МКУ «Пермблагоустройство» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения обследования земельного участка в связи с планируемыми мероприятиями по строительству объекта транспортной инфраструктуры «Автомобильная дорога по до ». Данные мероприятия планируются в соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Организация дорожной деятельности в » (л.д. 117—119 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ проведено визуальное обследование земельного участка с кадастровым номером: 59:01:4410504:8 по адресу: и установлено, что на указанном участке размещен торговый павильон. На время осмотра объект эксплуатировался. Согласно сведениям, полученным из выписки из ЕГРН, указанный земельный участок находится на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования: для размещения торгового комплекса, для общего пользования (уличная сеть). По данным, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, департаментом градостроительства и архитектуры администрации разрешение на строительство капитального объекта не выдавалось. Департаментом экономики и промышленности политики администрации в лице и.о. начальника департамента ФИО8 заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО11 оглы (л.д. 120-129 том 1).

Департаментом экономики и промышленной политики администрации ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО11 оглы направлено уведомление о расторжении дополнительного соглашения к договору на основании п.5 дополнительного соглашения, поскольку ИП ФИО11 оглы решением Арбитражного Судапризнан несостоятельным (банкротом).

При этом в уведомлении указано на то, что соглашение считается расторгнутым через 4 календарных дня со дня направления Департаментом письменного уведомления об одностороннем отказе. При расторжении дополнительного соглашения он обязан демонтировать объект, установленный по договору и восстановить нарушенное благоустройство территории в течении 7 календарных дней со дня расторжения дополнительного соглашения.

Указанное уведомление согласно списку внутренних почтовых отправлений отправлено в адрес ФИО11 оглы заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, почтовый идентификатор: (л.д. 58 том 2).

Таким образом, дополнительное соглашение расторгнуто между Оруджовым А.М. оглы и Департаментом с 26 января 2022 г.

Департаментом экономики и промышленной политики администрации ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, из содержания которого следует, что консультантом отдела торговли и услуг управления по развитию потребительского района Департамента экономики и промышленной политики администрации в результате обследования путем визуального осмотра с применением фотофиксации установлено, что фактически по адресу: размещен нестационарный торговый объект-павильон с вывеской «Бриош», ранее установленный по договору и принадлежащий ФИО11 оглы. Павильон с вывеской «Бриош» функционирует, в нем осуществляется торговая деятельность. Вывод: нестационарный торговый объект-павильон с вывеской «Бриош» по адресу: ранее установленный по договору и принадлежащий ФИО11 оглы размещен (не демонтирован), нарушенное благоустройство территории не восстановлено (л.д. 94, 141-143 том 1).

ФИО1 оглы ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес заключение ООО «МУПТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию здания, расположенного по адресу: , из содержания которого следует, что торговый павильон состоит из двух торговых залов и санузла. Согласно выводам специалиста конструктивные характеристики ограждающих и несущих конструкций здания и наличие заглубленного фундамента отвечают признакам объекта капитального строительства. К зданию подведены все необходимые инженерные коммуникации, подключенные к городским сетям. Объёмно-планировочное решение и назначение здания-торгового комплекса-предполагают длительность эксплуатации. На основании проведенного обследования и предоставленных материалов установлено, что здание по адресу: является объектом капитального строительства, так как соответствует признакам капитальности (л.д. 22-27, 144 том 1).

Департаментом экономики и промышленной политики администрации ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации направлено письмо с требованием в рамках установленных полномочий в соответствии с действующим законодательством провести мероприятия по демонтажу в отношении НТО- торгового павильона по адресу: . О результатах продленной работы проинформировать департамент в сроки, установленные Регламентом взаимодействия департамента с территориальными органами администрации в сфере потребительского рынка, утверждённым постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95, 131-132 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт визуального осмотра территории, из содержания которого следует, что проведено дополнительное обследование территории, в ходе которого зафиксировано, что на земельном участке по адресу: расположен торговый объект с признаками капитальности (л.д. 145-146 том 1).

Указанная информация ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Департамент экономики и промышленной политики администрации с приложением заключения ООО «МУПТИ» по обследованию здания (л.д. 147-153 том 1).

В ответ на данную информацию Департамент экономики и промышленной политики администрации в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о том, что с ИП ФИО11 оглы заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта. В п. 2 дополнительного соглашения к договору Владельцем подтверждено, что объект является НТО. Заключение ООО «МУПТИ» по обследованию здания, расположенного по адресу: , от ДД.ММ.ГГГГ сделано по результатам визуального обследования, детального (инструментального) обследования при проведении обследования технического состояния объекта по не проводилось, наличие глубины заложения фундамента при обследовании объекта не установлено. Зарегистрированные права на земельном участке с кадастровым номером: отсутствуют, предложено самостоятельно осуществить визуальный осмотр НТО-павильона по адресу: , после чего организовать и провести мероприятия по демонтажу данного объекта в рамках установленных полномочий (л.д. 154-155 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ повторно осуществлено обследование территории и составлен акт №, согласно которому на участке территории по адресу: установлен НТО, принадлежащий ФИО11 оглы, который отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории , утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-160).

ДД.ММ.ГГГГ торговый павильон по адресу: самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных объектов торговли (л.д. 161-162 том 1).

На основании письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника информационно-аналитического управления администрации на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещено объявление с требованием о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории (л.д. 99 том 1).

на торговом павильоне по адресу: вывешено ДД.ММ.ГГГГ уведомление о необходимости проведения добровольного демонтажа, в котором указано на то, что НТО включен в Единый реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории за от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Положением о демонтаже требует провести демонтаж НТО в добровольном порядке в течение трех дней после размещения на сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет объявления с требованием о добровольном демонтаже объекта (л.д. 29 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки исполнения требования о добровольном демонтаже установлено, что нестационарный торговый объект по адресу: , включенный в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории - учтенный номер объекта 2696, не демонтирован, о чем составлен акт № (л.д. 96, 163-164 том 1).

Главой администрации от ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение «О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, которым сектору потребительского рынка администрации поручено организовать работы по принудительному демонтажу и перемещению объектов с ДД.ММ.ГГГГ с 9 час. 00 мин. Местом временного хранения демонтируемых Объектов определено по адресу: (л.д. 97 том 1).

В перечень самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению, утверждённый вышеуказанным распоряжением, включено в п.1 НТО по адресу: (л.д. 97 об, 169-172).

Указанное распоряжение размещено ДД.ММ.ГГГГ размещено на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (л.д. 168 том 1).

Как следует из акта администрации от ДД.ММ.ГГГГ, демонтаж самовольно установленного нестационарного торгового объекта (павильона) по адресу: , принадлежащего ФИО9 оглы, размещенного на основании договора на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ частично методом обрушения произведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Работы по демонтажу окончены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178-181 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, согласно которому при проведении работ по демонтажу установлено, что торговый павильон по адресу: представляет собой конструкцию, сваренную из четырех стоек (квадратных труб толщин одной стенки-75 мм), связанных между собой уголками, методом сварки, поперечными носителями служат-стальные перекладины, с утеплителем их стекловатой. Внутри объекта стены отсутствуют, имеется одна перегородка, состоящая из гипсокартона (которая делит помещение павильона на две зоны). Кровля выполнена из профнастила и листов железа. Все узлы конструктивного каркаса объекта соединены монтажной пеной и дюбель гвоздями. Также объект имеет 2 оконных проема (деревянные)-отделка снаружи пластиком, вмонтированные в объект. Облицовочный кирпич не является элементом основания, а служит декоративной отделкой павильона. Также зафиксировано полное отсутствие фундаментной части, объект установлен на железобетонной плите (подушке), какого-либо заглубления не зафиксировано (л.д. 175-176 том 1).

МКУ «Содержание муниципального имущества» Департамента имущественных отношений администрации ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес и.о. главы администрации и начальника Департамента экономики и промышленной политики администрации письмо , в котором сообщило о том, что в ходе работ по демонтажу НТО по адресу: выявлено, что принудительно демонтируемый объект не имеет конструктивной целостности как единый объект. Осуществление демонтажа конструкций данного объекта производится методом разбора, распиливания и обрушения. Демонтированные элементы объекта (профиль, труба, арматура, жалюзи и др) принимаются на хранение, иные элементы объектов (доски, оконные рамы, гипосартон, утеплитель и др) утилизируются в виде строительного мусора без постановки на учет и хранение (л.д. 177 том 1).

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории .

Согласно данному положению на территориальные органа администрации возложены полномочия по организации демонтажа, перемещение, хранение, транспортирование и захоронение либо утилизация самовольно (незаконных) движимых объектов.

В соответствии с п. 2.1 данного положения органы местного самоуправления, органы государственной власти, юридические лица, включая органы территориального общественного самоуправления, управляющие компании, товарищества собственников недвижимости, общественные объединения, граждане направляют информацию о движимых объектах, в отношении которых у соответствующих лиц есть основания предполагать, что данные объекты размещены самовольно (незаконно), в следующий(ие) функциональный (территориальные) орган(ы) администрации .

Как следует из п.2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.8, 2.10, 2.12 указанного Положения уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, а в отношении нестационарных торговых объектов в виде палаток, лотков, контейнеров, автомагазинов, автолавок, автоприцепов, сезонных (летних) кафе, торговых автоматов (вендинговых автоматов) в течение трех рабочих дней после дня получения информации, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения, производит проверку данной информации, в ходе которой проверяет наличие объектов, а также устанавливает, являются ли они самовольными (незаконными).

По результатам указанных мероприятий уполномоченный орган составляет акт проверки. В данном акте отражается факт выявления самовольного (незаконного) объекта или сведения о законности размещения объекта на соответствующей территории.

Самовольные (незаконные) объекты в течение трех рабочих дней после дня составления акта проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами.

Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией посредством включения сведений о данных объектах в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории (далее - Реестр). Форма и порядок ведения Реестра устанавливаются правовым актом администрации .

В течение пяти рабочих дней после дня постановки на учет самовольного (незаконного) объекта территориальный орган размещает на объекте (за исключением рекламных конструкций) и Официальном сайте объявление с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.7 настоящего Положения

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после дня окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта, проверяет исполнение требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта. По результатам данной проверки составляет акт, в котором отражается факт демонтажа самовольного (незаконного) объекта или неисполнения требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, а также факт устранения/неустранения обстоятельств, послуживших основанием для инициирования процедуры принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта. В случае устранения владельцем данных обстоятельств принудительный демонтаж объекта не производится.

Для организации принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов руководитель территориального органа издает распоряжения о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов (далее - распоряжение).

Распоряжения издаются в отношении самовольных (незаконных) объектов, добровольно не демонтированных на момент издания соответствующего распоряжения (кроме рекламных конструкций), выбор которых осуществляется территориальным органом в соответствии с критерием очередности.

Территориальный орган, муниципальное учреждение обеспечивает принудительный демонтаж самовольного (незаконного) объекта в срок, указанный в распоряжении, и не позднее двадцати рабочих дней после дня официального опубликования соответствующего распоряжения.

Проверив вышеуказанную процедуру и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом действия (бездействие), решения осуществлены и приняты администрацией , Департаментом экономики и промышленной политики администрации в пределах предоставленных им полномочий и в строго в соответствии с нормативно установленной процедурой демонтажа незаконного размещенного нестационарного объекта. Нарушений данной процедуры не установлено, как и нарушения законных прав и интересов административного истца, поскольку переход права собственности на торговый павильон, расположенный по адресу: , от ФИО10 оглы к ФИО1 оглы на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не означает возможность правопреемства по договору на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения к нему, заключенных Департаментом экономики и промышленной политики администрации с ИП ФИО11 оглы, поскольку ФИО1 оглы на основании данного договора приобрел лишь право собственности на торговый павильон, а не право на размещение на земельном участке, находящегося в муниципальной или государственной собственности, НТО. Между Департаментом экономики и промышленной политики администрации и ФИО1 оглы отсутствовали какие-либо договорные отношений, связанные с размещением НТО на земельном участке по адресу: . Доказательств того, что ФИО1 оглы или ФИО11 оглы уведомили Департамент экономики и промышленной политики администрации о переходе прав собственности на торговый павильон ФИО1 оглы суду не представлены. Представление интересов ФИО11 оглы, уплата за него платежей по договору на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ на основании доверенности (л.д. 43-44 том 2) таким доказательством не являются, в связи с чем ни у администрации , ни у Департамента экономики и промышленной политики администрации не возникло обязанности уведомлять ФИО1 оглы о расторжении дополнительного соглашения к договору на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ и о принятии решения о демонтаже незаконно размещенного НТО.

Доводы ФИО1 оглы о нарушении его предпринимательских прав на торговую деятельность также судом не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ответу УФНС России поФИО1 Яхья оглы с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою предпринимательскую деятельность в связи с принятием им соответствующего решения (л.д. 100 том 1).

Ссылка административного истца и его представителя на то, что данный торговый павильон является объектом капитального строительства, в связи с чем он не подлежал демонтажу как НТО, а только на основании решения суда как самовольно возведенный объект недвижимости, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным от имени ФИО11 оглы ФИО1 оглы, действующим на основании доверенности, в котором ФИО11 оглы подтверждает тот факт, что торговый павильон по адресу: является НТО, а также актами администрации , ДИО администрации , составленными по результатам принудительного демонтажа торгового павильона.

При этом суд соглашается с позицией административных ответчиков о том, что представленное заключение ООО «МУПТИ» о том, что здание по адресу: является объектом капитального строительства, так как соответствует признакам капитальности, не отвечает признаку допустимости, поскольку специалистами проведено только визуальное обследование здания, без детального осмотра его конструктивных деталей и фундамента. Кроме того, к заключению не приложены документы, подтверждающие право специалистов и их квалификацию на составление таких заключений. Предмет исследования специалистов являлся технический паспорт торгового павильона 2000 года, в то время как на 2015 г. данный торговый павильон являлся НОТ, при этом никаких изменений в технический паспорт после 2000 года не вносилось. Доказательств внесения ФИО1 оглы изменений в конструкцию торгового павильона после 2015 г. суду не представлено.

Акт технологического присоединения НТО к электроснабжению от ДД.ММ.ГГГГ, памятка ООО «Новогор-Прикамье» о способах оплаты услуг водоснабжения не являются достаточными доказательствами признания объекта недвижимом имуществом, поскольку из п.6 ч.2 ФЗ «Об основных государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельном участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, в акте технологического присоединения НТО к электроснабжению от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что мероприятия по технологическому присоединению проводятся в отношении торгового павильона-НТО (л.д. 67 том 2).

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такой совокупности судом не установлено. ФИО1 оглы выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Мамедова ФИО15 к администрации , администрации Дзержинского района г. Перми, Департаменту экономики и промышленной политики администрации г. Перми о признании незаконными действий (бездействия) сектора потребительского рынка администрации Дзержинского района г. Перми, выражающихся во включении торгового павильона по адресу: в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории , проведения проверки и составления акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ; составления уведомления о необходимости добровольного демонтажа торгового павильона; лишения права на обжалование акта по результатам проверки, решения о включении торгового павильона в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории , отказа в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; принятии решения о необходимости демонтажа торгового павильона; исключения или невключения торгового павильона в схему или из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории , утверждённой постановлением администрации г. Перми от 2 августа 2018 г. № 521, неоказания содействия Мамедову И.Я. оглы в получении нового места для размещения нестационарного торгового объекта; непродлении договора на имя Мамедова И.Я. оглы на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; неуведомления Мамедова И.Я. оглы о включении торгового павильона в реестр самовольно установленных, незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории г. Перми; несоблюдении надлежащей, установленной законом формы уведомления о необходимости добровольного демонтажа, процедуры вручения письменного уведомления о дате и времени проведения проверки территории; невручения Мамедову И.Я. оглы акта проверки от 24 марта 2022 г.; непредоставлении Мамедову И.Я. оглы срока для устранения причин незаконного размещения торгового павильона; непредоставлении Мамедову И.Я оглы в письменном виде разъяснения причин незаконного размещения торгового павильона; в признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости добровольного монтажа торгового павильона; а также о признании незаконными действий (бездействия) Департамента экономики и промышленной политики администрации в части ненаправления по почте заказным письмом либо невручения лично под подпись мотивированного уведомления о расторжении в одностороннем порядке дополнительного соглашения от 1 февраля 2021 г. к договору № 136-15 от 15 декабря 2015 г. на размещение нестационарного торгового объекта, возложении обязанности отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.