ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2115/18 от 13.01.2018 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2а-2115/18

(УИД 42RS0013-01-2018-003677-68)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего:

судьи Эглит И.В.,

при секретаре Рац Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

17 декабря 2018 года

административное дело по административному иску акционерного общества «Обогатительная фабрика «Распадская» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания в части,

установил:

Акционерно общество «Обогатительная фабрика «Распадская» (далее – АО «ОФ «Распадская») обратилось в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области (далее – ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области) о признании незаконным и отмене предписания в части.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной в период с 03 августа 2018 года по 13 августа 2018 года начальником ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО18, выдано предписание № 3 от 13 августа 2018 года об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Согласно предписания АО «ОФ «Распадская» обязано в срок до 08 июля 2019 года: члены координационного органа РСЧС-КЧС организации обязаны пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основании подп. «д», «е» п. 2, подп. «д» п. 4, подп. «а», «б», «в» п. 6, пп. 7-11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547; пп. 4, 5, 9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 января 2004 года № 19 (п. 1 предписания); специалисты ДДС АО «ОФ «Распадская» обязаны пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основании пунктов 7-11 Положения о подготовке населения в области ЧС, п. 28 приказа МЧС России № 19 (п. 2 предписания); АО «ОФ «Распадская» обязано провести аттестацию созданных нештатных аварийно-спасательных формирований на основании п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 п. 13 п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, п/п «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1003 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п. п. 2, 4, 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091, Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п. 3 предписания); руководитель АО «ОФ «Распадская» обязан пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации на основании п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; подп. «г» п. 2, подп. «д» п. 4, п. 5, подп. «б» п. 6 Положения о подготовке населения в области ЧС (п. 4 предписания); АО «ОФ «Распадская» не выполнило работу по комплектованию, подготовке и поставке документации страхового фонда на микрофильмирование. АО «ОФ «Распадская» является объектом, входящим в перечень объектов, на которых создается страховой фонд документации, утвержденный первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО2 и согласованный с заместителем министра МЧС России ФИО22, направить необходимые документы для создания страхового фонда документации в организацию - члена технического комитета «Страховой фонд документации» ФГУП «НИИ Репрографии», имеющей классификацию областей деятельности: способы формирования изображения документов, включая микрографию, электронный и оптический способы формирования изображений, оптические запоминающие устройства, на основании п. п. 31, 32 Положения о едином российском страховом фонде документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1253-68, п. 4 Положения об использовании единого российского страхового фонда документации для документального обеспечения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 971, п. «б» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п. 5 предписания).

Административный истец - АО «ОФ «Распадская» считает пункты 1, 2, 4, 5 указанного предписания незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Приказом АО «ОФ «Распадская» от 16 июля 2018 года № 383 «Об организации и ведения мероприятий в области защиты работников и территорий от ЧС в АО «ОФ «Распадская», утвержден состав комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности АО «ОФ «Распадская», согласно которому ФИО3 на должность <данные изъяты> принят ДД.ММ.ГГГГ, впервые назначен на должность председателя комиссии ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 - <данные изъяты>, руководитель ДДС, старший оперативной группы, прошел обучение, выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет со дня выдачи; ФИО5 - <данные изъяты>, заместитель председателя, руководитель эвакуационной группы, впервые назначена на должность председателя, руководителя эвакуационной группы ДД.ММ.ГГГГ, на должность <данные изъяты> принята ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 - <данные изъяты>, секретарь комиссии, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет со дня выдачи; ФИО7 - <данные изъяты>, член комиссии – руководитель НФГО, впервые назначен на должность члена комиссии - руководителя НФГО ДД.ММ.ГГГГ, на должность главного механика принят ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8<данные изъяты>, член комиссии – руководитель НАСФ, впервые назначен на должность члена комиссии - руководителя НФГО ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 - <данные изъяты>, член комиссии, член оперативной группы, впервые назначен на должность члена оперативной группы ДД.ММ.ГГГГ, на должность <данные изъяты> принят ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10 - <данные изъяты>, член комиссии, член эвакуационной группы, впервые назначен на должность члена комиссии ДД.ММ.ГГГГ; ФИО11 - <данные изъяты>, член комиссии, член оперативной группы, впервые назначен на должность члена комиссии ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из 9 человек - 2 обучены, 7 - приняты на должность или впервые назначены на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций в 2018 году. Срок для обучения, в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, еще не истек.

В соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Приказом АО «ОФ «Распадская» от 16 июля 2018 года № 383 «Об организации и ведения мероприятий в области защиты работников и территорий от ЧС в АО «ОФ «Распадская», утвержен состав дежурно-диспетчерской службы АО «ОФ «Распадская»: ФИО4 - <данные изъяты>, руководитель ДДС, впервые назначен в состав ДДС ДД.ММ.ГГГГ; ФИО12 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет со дня выдачи; ФИО13 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, впервые назначена в состав ДДС ДД.ММ.ГГГГ; ФИО14 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет со дня выдачи; ФИО15 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет со дня выдачи; ФИО16 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, впервые назначена дежурным диспетчером ДДС ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из 6 человек - 3 обучены, 3 - впервые назначены на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций в 2018 году. Срок для обучения, в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, еще не истек.

В соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

ФИО17 назначен на должность <данные изъяты> АО «ОФ «Распадская» ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ).

Срок для обучения, в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, еще не истек.

В соответствии с п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне является создание страхового фонда документации.

Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области «О создании территориального страхового фонда документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения», Главному управлению МЧС России по Кемеровской области рекомендовано организовать работу по руководству созданием, сохранением и использованием территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Кемеровской области (п. 3 Постановления).

Пунктом 4 органам местного самоуправления Кемеровской области рекомендовано: сформировать перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения муниципального образования; организовать работу по контролю за формированием сведений, подлежащих включению в территориальный страховой фонд документации Кемеровской области, для документального обеспечения проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 2.1 Положения о территориальном страховом фонде документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 июля 2012 года № 297, основой для организации работ по созданию ТСФД-ЧС Кемеровской области являются перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 2013 году в Кемеровской области утвержден Перечень объектов повышенного риска и объектов жизнеобеспечения населения, на которых создается СФД, необходимый для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области, утвержденный Первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО2

В указанный перечень АО «ОФ «Распадская» не включено.

Поэтому обязанность по обеспечению подготовки и отправки материалов, необходимых для формирования территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, предусмотренная п. 5 Постановления, у АО «ОФ «Распадская» не возникает.

Таким образом, отсутствовали законные основания для выдачи предписания по пунктам 1, 2, 4, 5.

По результатам проверки начальником ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО18 был составлен протокол о привлечении АО «ОФ «Распадская» к административной ответственности за совершение указанных правонарушений по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Междуреченского городского судебного района Кемеровской области от 17 сентября 2018 года было установлено, что в по п. п. 1, 2, 4, 5 вина АО «ОФ «Распадская» не доказана.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 14 июня 2016 года № 323, предметом федерального государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами (далее - объекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Регламента, должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям объектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы объектов надзора, проверка которых проводится (п. 7 Регламента). Эту обязанность предусматривает и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Т.е. при проведении проверок должностное лицо надзорного органа выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Административный истец просит предписание № 3 от 13 августа 2018 года начальника ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО18 признать незаконными в отношении пунктов 1, 2, 4, 5 и отменить в этой части.

В судебном заседании представитель административного истца – АО «ОФ «Распадская» - ФИО1, действующая на основании доверенности № РО-05/18 от 10 февраля 2018 года (л.д. 70-72), заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика – ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом (л.д. 82).

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика - ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что с 03 августа 2018 года по 13 августа 2018 года на основании распоряжения № 3 от 30 июля 2018 года начальника ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО18 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ОФ «Распадская» с целью исполнения плана проведения плановых проверок на 2018 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, для контроля за соблюдением АО «ОФ «Распадская» обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате проведенной проверки было установлено, что в АО «ОФ «Распадская» члены координационного органа РСЧС - КЧС не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций; специалисты ДДС не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций; не проведена аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования. Необходимо провести аттестацию созданных нештатных аварийно-спасательных формирований; руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации; объект повышенного риска АО «ОФ «Распадская» не выполнил работу по комплектованию, подготовке и поставке документации страхового фонда на микрофильмирование. АО «ОФ «Распадская» является объектом, входящим в перечень объектов, на которых создается страховой фонд документации, утвержденный первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО2 и согласованный с заместителем министра МЧС России ФИО22 АО «ОФ «Распадская» необходимо направить необходимые документы для создания страхового фонда документации в организацию - члена технического комитета «Страховой фонд документации» ФГУП «НИИ Репрографии», имеющей классификацию областей деятельности: способы формирования изображения документов, включая микрографию, электронный и оптический способы формирования изображений, оптические запоминающие устройства.

Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки № 3 (ЧС) от 13 августа 2018 года.

13 августа 2018 года АО «ОФ «Распадская» начальником ОНДПР г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области ФИО18 было вынесено предписание № 3, согласно которому АО «ОФ «Распадская» обязано в срок до 08 июля 2019 года: члены координационного органа РСЧС-КЧС обязаны пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основании подп. «д», «е» п. 2, подп. «д» п. 4, подп. «а», «б», «в» п. 6, пп. 7-11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, п. п. 4, 5, 9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 января 2004 года № 19; специалисты ДДС обязаны пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основании пунктов 7-11 Положения о подготовке населения в области ЧС, п. 28 приказа МЧС России № 19; АО «ОФ «Распадская» обязано провести аттестацию созданных нештатных аварийно-спасательных формирований на основании п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 п. 13 п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, п/п «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1003 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п. п. 2, 4, 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091, Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; руководитель АО «ОФ «Распадская» обязан пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации на основании п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ, подп. «г» п. 2, подп. «д» п. 4, п. 5, подп. «б» п. 6 Положения о подготовке населения в области ЧС; АО «ОФ «Распадская» обязано выполнить работу по комплектованию, подготовке и поставке документации страхового фонда на микрофильмирование. АО «ОФ «Распадская» является объектом, входящим в перечень объектов, на которых создается страховой фонд документации, утвержденный первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО2 и согласованный с заместителем министра МЧС России ФИО22 АО «ОФ «Распадская» необходимо направить документы для создания страхового фонда документации в организацию - члена технического комитета «Страховой фонд документации» ФГУП «НИИ Репрографии», имеющей классификацию областей деятельности: способы формирования изображения документов, включая микрографию, электронный и оптический способы формирования изображений, оптические запоминающие устройства, на основании п. п. 31, 32 Положения о едином российском страховом фонде документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1253-68; п. 4 Положения об использовании единого российского страхового фонда документации для документального обеспечения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 971, п. «б» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (л.д. 13-14).

В соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

В судебном заседании установлено, что приказом АО «ОФ «Распадская» от 16 июля 2018 года № 383 «Об организации и ведения мероприятий в области защиты работников и территорий от чрезвычайных ситуаций в АО «ОФ «Распадская» утвержден состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АО «ОФ «Распадская», согласно которому ФИО3 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность председателя комиссии ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 - <данные изъяты>, назначен руководителем ДДС, старшим оперативной группы по производству, прошел обучение, выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ на срок 5 лет; ФИО5 - <данные изъяты>, впервые назначена на должность председателя, руководителя эвакуационной группы ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 - <данные изъяты> назначена секретарем комиссии, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок 5 лет; ФИО7 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность члена комиссии - руководителя НФГО ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность члена комиссии - руководителя НФГО ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность члена комиссии - члена оперативной группы ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность члена комиссии – члена эвакуационной группы ДД.ММ.ГГГГ; ФИО11 - <данные изъяты>, впервые назначен на должность члена комиссии - члена оперативной группы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-30).

Из справки о работниках АО «ОФ «Распадская» следует, что ФИО3<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО7<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО4<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО5<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО8<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО9<данные изъяты> (приказ .450-к от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО11<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО19 – и.о. начальника технологического комплекса погрузки (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО20<данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 31).

В судебном заседании установлено, что ФИО4 и ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошли дополнительную профессиональную подготовку в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Кемеровский объединенный учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, сейсмической и экологической безопасности» по программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и получили квалификацию «председатель (зам. председателя) КЧС и ПБ организации» в объеме 36 часов, им выданы соответствующие удостоверения, которые действительны в течение 5 лет (л.д. 42,43).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что из девяти членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности – ФИО4, ФИО6 обучены, 7 членов комиссии: ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 впервые назначены членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, и в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, срок обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в настоящее время и на момент вынесения предписания не истек.

В судебном заседании установлено, что приказом АО «ОФ «Распадская» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и ведения мероприятий в области защиты работников и территорий от чрезвычайных ситуаций в АО «ОФ «Распадская» утвержен состав дежурно-диспетчерской службы АО «ОФ «Распадская»: ФИО4 - <данные изъяты>, впервые назначен руководителем ДДС ДД.ММ.ГГГГ; ФИО12 - <данные изъяты>, дежурный диспетчер ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет; ФИО13 - <данные изъяты>, впервые назначена дежурным диспетчером ДДС ДД.ММ.ГГГГ; ФИО14 - <данные изъяты>, назначена дежурным диспетчером ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет; ФИО15 - оператор <данные изъяты>, назначена дежурным диспетчером ДДС, прошла обучение, имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого 5 лет; ФИО16 - <данные изъяты>, впервые назначена дежурным диспетчером ДДС ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-30).

В судебном заседании установлено, что ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошли дополнительную профессиональную подготовку в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Кемеровский объединенный учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, сейсмической и экологической безопасности» по программе обучения руководителей и специалистов ЕДДС МО и ДДС организации и получили квалификацию «руководителей и специалистов ДДС организации» в объеме 36 часов, им выданы соответствующие удостоверения, которые действительны в течение 5 лет (л.д. 44, 45, 46).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что из шести человек дежурно-диспетчерской службы – ФИО12, ФИО14, ФИО15 обучены, ФИО4, ФИО13, ФИО16 впервые назначены в состав дежурно-диспетчерской службы, и в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547, срок обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в настоящее время и на момент вынесения предписания не истек.

В судебном заседании установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ООО «Распадская угольная компания» ФИО21 «О переводе работника на другую работу» ФИО17<данные изъяты> АО «ЦОФ «Абашевская» переведен на другую работу постоянно в аппарат <данные изъяты> АО «ОФ «Распадская» (л.д. 47, 48-49).

Суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, срок обучения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера заместителем генерального директора – директором АО «ОФ «Распадская» ФИО17 в настоящее время и на момент вынесения предписания не истек.

Согласно п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются, в том числе, создание страхового фонда документации.

В соответствии с п. п. 3, 4 Постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 26 июля 2012 года № 297 «О создании территориального страхового фонда документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения» рекомендовано Главному управлению МЧС России по Кемеровской области организовать работу по руководству созданием, сохранением и использованием территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Кемеровской области.

Рекомендовано органам местного самоуправления Кемеровской области:

Сформировать перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Организовать работу по контролю за формированием сведений, подлежащих включению в территориальный страховой фонд документации Кемеровской области, для документального обеспечения проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рекомендовано руководителям предприятий (организаций), эксплуатирующих объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, независимо от форм собственности обеспечить подготовку и отправку материалов, необходимых для формирования территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

Согласно п. п. 2.1, 2.3 Положения о территориальном страховом фонде документации Кемеровской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26 июля 2012 года № 297, основой для организации работ по созданию ТСФД-ЧС Кемеровской области являются перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается страховой фонд документации, необходимый для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом перечней объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, разработанных органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, Главным управлением МЧС России по Кемеровской области формируется областной перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается территориальный СФД-ЧС, необходимый для документального обеспечения проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и территориального характера. Областной перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения утверждается комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кемеровской области.

В 2013 году первым заместителем Губернатора Кемеровской области ФИО2 утвержден перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, на которых создается СФД, необходимый для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области, согласованный 22 июля 2013 года с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО22 В данный перечень АО «ОФ «Распадская» не включено (л.д. 50-63).

Суд приходит к выводу о том, что у АО «ОФ «Распадская» не возникло обязанности по обеспечению подготовки и отправки материалов, необходимых для формирования территориального страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Междуреченского городского судебного района Кемеровской области от 17 сентября 2018 года АО «ОФ «Распадская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (л.д. 66-67).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении АО «ОФ «Распадская» мировым судьей установлено, что вина АО «ОФ «Распадская» по п. п. 1, 2, 4 не доказанной, поскольку не прошли сроки подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций: членов координационного органа РСЧС – КЧС, специалистов ДДС и руководителя в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, которые истекают в 2019 году и на момент проведения проверки не истекли, по п. 5 по причине невнесения АО «ОФ "Распадская» в перечень объектов повышенного риска и объектов системы жизнеобеспечения населения, на которых создается СФД.

В соответствии с ч. 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 21 декабря 2011 года № 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан ФИО23 и ФИО24», признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания незаконным и отмене оспариваемого предписания в части пунктов 1, 2, 4, 5.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Пункты 1, 2, 4, 5 предписания № 3 от 13 августа 2018 года начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Междуреченска и г. Мыски УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области ФИО25 признать незаконными и отменить их в этой части.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (Подпись)

Резолютивная часть решения провозглашена 17 декабря 2018 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2018 года.

Судья (Подпись) И.В. Эглит

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2115/18 Междуреченского городского суда Кемеровской области