ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2116/20 от 18.12.2020 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0024-01-2020-002555-93

Дело № 2а-2116/2020

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2020 г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,

при секретаре Жидковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента строительства Ярославской области в интересах участников долевого строительства жилых домов ООО «Титан» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области о признании незаконным решения от 27.07.2020 г.,

установил:

Департамент строительства Ярославской области, в лице представителя по доверенности ФИО1, обратился во Фрунзенский районный суд г. Ярославля с административным исковым заявлением в интересах участников долевого строительства жилых домов ООО «Титан» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области о признании незаконным решения от 27.07..2020 г., о восстановлении ООО «Титан» в Едином государственном реестре юридических лиц.

В обоснование искового заявления указано, что Департамент строительства Ярославской области является уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере долевого строительства на территории Ярославской области и осуществляет свои полномочия в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 № 94 «О создании департамента строительства Ярославской области» и ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области 27.07.2020 г. исключило ООО «Титан» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием в реестре сведений о нём, в отношении которого внесена запись о недостоверности. Департамент, действующий в интересах участников долевого строительства, не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям:

ООО «Титан» является организацией-застройщиком, осуществляющей строительство жилых домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства по адресу: <адрес>. Договоры участия в долевом строительстве зарегистрированы в установленном законом порядке, на момент исключения ООО «Титан» из ЕГРЮЛ не расторгнуты, записи государственной регистрации договоров не прекращены. Таким образом, на момент исключения ООО «Титан» из ЕГРЮЛ у общества имелись неисполненные обязательства перед участниками долевого строительства.

Жилые дома ООО «Титан» включены в реестр проблемных объектов Ярославской области. В настоящее время Правительством области совместно с Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области осуществляются мероприятия, направленные на удовлетворение требования участников долевого строительства. По строению 45 прорабатывается вопрос о поэтапном удовлетворении требований участников долевого строительства путём предоставления квартир в других объектах в соответствии с Законом Ярославской области от 12.04.2017 № 9-з «Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов на территории Ярославской области». По строению 49 администрацией Ярославского муниципального района осуществляется поиск инвестора для завершения строительства жилого дома.

Административный истец указывает, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа и при наличии совокупности признаков пп. б п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ не влечёт обязательное исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ, тем самым способствуя освобождению от гражданско-правовых обязательств. При этом по смыслу положений указанного закона данная мера должна применяться к юридическим лицам, фактически прекратившим свою деятельность. Вместе с тем, ООО «Титан» является действующим застройщиком двух жилых домов с привлечением денежных средств граждан, дома в эксплуатацию не введены, обязательства перед участниками долевого строительства не исполнены. ООО «Титан», несмотря на не актуализацию информации об адресе местонахождения, является действующим юридическим лицом.

Таким образом, административный истец полагает, что исключение ООО «Титан» из ЕГРЮЛ нарушает права участников долевого строительства, предусмотренные договорами участия в долевом строительстве и Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ, на получение объектов долевого строительства и исполнение ООО «Титан» обязанности по их передаче. Также решение об исключении ООО «Титан» нарушает права Администрации ЯМР на уступку права требования жилых помещений з проблемном объекте в соответствии с Законом Ярославской области от 12.04.2017 № 9-з. Решение проблем обманутых дольщиков является одной из социально-значимых задач. Своим решением Межрайонная ИФНС № 7 по ЯО незаконно прекратила гражданско-правовые отношения между участниками долевого строительства и ООО «Титан», а также лишила органы власти механизмов оказания помощи пострадавшим участникам долевого строительства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц по спору были привлечены ФИО2, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области, Смирнов Н.И., ФИО3, ФИО4, Отдел судебных приставов по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области.

Представитель административного истца Департамента строительства Ярославской области по доверенности ФИО5 присутствовала в судебном заседании, заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснила, что Департамент строительства, когда контролирует застройщика, то собирает отчётность за всех застройщиков. ООО «Титан» предоставляли по итогам третьего квартала 2019 года последнюю отчётность. В последующим предоставление отчётности стало предоставляться в электронном виде и ООО «Титан» не создали личный кабинет в информационной системе жилищного строительства и в данный момент отчётность не размещали, но когда отчётность сдавалась на бумаге, то ООО «Титан» каждый раз сдавали отчётность.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 7 по Ярославской области по доверенности ФИО6 присутствовала в судебном заседании, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому Департамент строительства возражает в удовлетворении исковых требований. В обоснование позиции указано, что ООО «Титан» создано 16.07.2014 г. Указанная организация состояла на учёте в Межрайонной ИФНС № 5 по Ярославской области. 07.05.2018 г. был осуществлен выход налогового органа по адресу юридического лица ООО «Титан». В ходе осмотра объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, установлено отсутствие Общества по указанному адресу. По результатам проведения осмотра объекта недвижимости составлен протокол осмотра от 07.05.2018. По адресу места жительства участников ФИО3, Смирнова Н.И. (он же директор ООО «Титан») и по адресу юридического лица ООО «Титан» 14.05.2018 было направлено уведомление о необходимости предоставления в установленный срок достоверных сведений об адресе организации. Согласно отслеживанию почтовых отправлений по трек-номерам на сайте Почты России уведомление Обществом не получено, ФИО3, Смирнову Н.И. уведомление вручено 15.05.2018. Ни Смирнов ни ФИО3 не представили документов, подтверждающих достоверность адреса юридического лица ООО «Титан». Регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России НОМЕР по <адрес> дано поручение о проведении повторного выхода по адресу места нахождения ООО «Титан» от 21.06.2018 НОМЕР в связи с поступлением ответа от директора ООО «Титан» Смирнова Н.И. на «Уведомление о необходимости представления достоверных сведений» от 14.05.2018 НОМЕР. Налоговым органом повторно был осуществлен выход по адресу юридического лица ООО «Титан» 29.06.2018 г. В ходе осмотра установлено, что ООО «Титан» и его исполнительный орган по указанному адресу отсутствуют, признаков ведения финансово-хозяйственной деятельности Обществом не установлено. Поскольку актуальные сведения об адресе ООО «Титан» Смирновым Н.И. предоставлены не были, 04.07.2018 г. в ЕГРЮЛ в отношении данного юридического лица внесена запись ГРН НОМЕР о недостоверности сведений об адресе ООО «Титан». 19.08.2019 г. регистрирующим органом принято решение № 5267 о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ (спустя 13 месяцев с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об адресе данного юридического лица) на основании которого в ЕГРЮЛ 21.08.2019 г. внесена соответствующая запись ГРН НОМЕР. Решение о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 33 (749) от 21.08.2019/7874, а также размещено в сети «Интернет». 12.09.2019 г. ФИО2 в регистрирующий орган были представлены возражения по форме НОМЕР (вход № НОМЕР) в связи с исключением ООО «Титан» из ЕГРЮЛ. 24.09.2019 г. регистрирующим органом была прекращена процедура исключения юридического лица ООО «Титан» из ЕГРЮЛ вы связи с представленными возражениями заинтересованного лица (ГРН запись НОМЕР). Заявителю разъяснено, что в случае непринятия ООО «Титан» мер по исключению из ЕГРЮЛ информации о недостоверности сведений об адресе, регистрирующим органом может быть повторно рассмотрен вопрос об исключении указанного юридического лица в административном порядке, установленном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Гарантией того, что юридическое лицо не будет исключено из ЕГРЮЛ, может являться запрет соответствующих государственных органов (суда, ФССП России) на прекращение деятельности юридического лица.

28.10.2019 регистрирующим органом принято решение НОМЕР о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ (спустя 15 месяцев с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об адресе данного юридического лица) на основании которого в ЕГРЮЛ 30.10.2019 внесена соответствующая запись за ГРН НОМЕР. Решение о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 43 (759) от 30.10.2019/5309, а также размещено в сети «Интернет». 28.10.2019 ФИО9 в регистрирующий орган было представлено заявление (входящий №НОМЕР) с возражениями в связи с исключением ООО «Титан» из ЕГРЮЛ. 31.10.2019 регистрирующим органом была прекращена процедура исключения юридического лица ООО «Титан» из ЕГРЮЛ в связи с представленными возражениями заинтересованного лица (ГРН запись НОМЕР). Заявитель информирован о том, что в случае непринятия ООО «Титан» мер по исключению из ЕГРЮЛ информации о недостоверности сведений об адресе, регистрирующим органом может быть повторно рассмотрен вопрос об исключении указанного юридического лица в административном порядке, установленном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Гарантией того, что юридическое лицо не будет исключено из ЕГРЮЛ, может являться запрет соответствующих государственных органов (суда, ФССП России) на прекращение деятельности юридического лица. 06.04.2020 г. регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ (спустя 21 месяц с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об адресе данного юридического лица) на основании которого в ЕГРЮЛ 08.04.2020 внесена соответствующая запись за ГРН НОМЕР. Решение о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации», в течении срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ с момента публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о предстоящем исключении ООО «Титан» из ЕГРЮЛ возражения, заявления от учредителей и иных заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступали, в связи с чем 27.07.2020 г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица ООО «Титан». Административный ответчик полагает, что довод административного истца о том, что принятое решение затрагивает законные интересы участников долевого строительства не может быть применён в данном случае. Заинтересованное лицо, действуя разумно и осмотрительно, не лишено возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. С учетом сведений о поданных возражениях заинтересованных лиц в связи с предстоящим исключением ООО «Титан» из ЕГРЮЛ, административный ответчик делает вывод об осведомленности участников долевого строительства о порядке подачи возражений в отношении исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В рассматриваемой ситуации совокупность условий для признания незаконными действия регистрирующего органа по исключению ООО «Титан» из ЕГРЮЛ отсутствует. ООО «Титан» было исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, а именно, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их достоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Указанное основание является единственным. При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по указанному основанию законодательством не установлено соблюдение требования о наличии у юридического признаков, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Заявитель не лишен возможности воспользоваться иными способами нарушенных прав, предусмотренного ст. 64 Гражданского кодекса Российской терапии.

Заинтересованное лицо ФИО2 присутствовала в судебном заседании, поддержала требования административного истца.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

Заинтересованное лицо Смирнов Н.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

В судебном заседании заслушивался ФИО10, который представил доверенность на участие в судебном заседании, выданную ООО «Титан», не являющимся участником процесса, как лицо, сведения о котором исключены из ЕГРЮЛ, не представил также диплом о высшем юридическом образовании, в связи с чем пояснения указанного представителя судом не оценивались.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайств и заявлений суду не представлено.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

На основании п.11 ч.6 ст.23 указанного закона контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.

В соответствии с п.2.4 Постановления Администрации Ярославской области от 20.03.2007 №94 «О создании департамента строительства Ярославской области» (вместе с «Положением о департаменте строительства Ярославской области») (далее – Положение) департамент осуществляет следующие полномочия: осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.

Функции департамента строительства Ярославской области определены в разделе 3 Положения.

Так соответствии с установленными полномочиями департамент выполняет следующие функции: при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости: осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Обращается в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

На основании п. 1 ст. 11 указанного закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Вместе с тем при исполнении данной обязанности инспекцией должны быть соблюдены все установленные законом процедуры без каких-либо отступлений, что будет являться гарантией обеспечения прав как самого юридического лица, исключаемого из реестра, так и всех заинтересованных лиц (в том числе, его участников и кредиторов).

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно п. 4.3 той же нормы закона, основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту – Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@).

Пунктами 6, 10, 12, 14 Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ установлено, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных пунктом 11 настоящих Оснований и Порядка случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС России.

Осмотр объекта недвижимости в соответствии с подп. «г» п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Пунктами 2 и 4 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ определены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», регистрирующий орган должен установить конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу п.2 данной нормы закона при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Согласно подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется при наличии в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В силу п. 3 ст. 21.1 того же закона решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

На основании п. 4 ст. 21.1 указанного закона заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.08.2020 г. 27.07.2020 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области внесена запись ГРН НОМЕР о прекращении в связи с исключением из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нём в отношении которых внесена запись о недостоверности. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Титан» ОГРН НОМЕР.

В реестре юридических лиц значится следующий адрес ООО «Титан»: <адрес>, <адрес> Имеется запись: сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).

В судебном заседании от 20.11.2020 г. был допрошен ФИО16 - старший налоговый инспектор МИФНС № 5 по Ярославской области в качестве свидетеля в соответствии со ст. ст. 176-178 ГПК РФ. На вопросы суда пояснил, что выход по адресу юридического лица совершался один раз весной 2018 года 7 мая, но в ходе осмотра организация ООО «Титан» не установлена по данному адресу. Сообщил, что здание по адресу: <адрес> -Трёхэтажный комплекс, модульное помещение, трёхзначное значение офисов, 200-201 – поэтажно. Офиса 7 по указанному адресу не было.

В судебном заседании от 20.11.2020 г. был допрошен ФИО7 - налоговый инспектор МИФНС № 5 по Ярославской области в качестве свидетеля в соответствии со ст. ст. 176-178 ГПК РФ. На вопросы суда пояснил, что в его должностные обязанности входит проведение осмотра, два с половиной года назад инспекторы не нашли организацию, не нашли офис, трёхзначная нумерация, номер офиса не соответствует.

Согласно акту осмотра помещений от 7 мая 2018, составленному старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области ФИО7 осмотром установлено, что по адресу: <адрес><адрес> располагается 3-этажное административное здание, офис 7 идентифицировать не удалось. Нумерация офисов в здании имеет 3-х значное значение. Опросить представителей собственника здания ООО «ТРИ СЛ» на предмет наличия договорных отношений с ООО «Титан» не не удалось, ввиду их отсутствия. В ходе визуального осмотра установлено, что ООО «Титан» по адресу регистрации: <адрес> не находится, финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Вывеска с названием и режим работы ООО «Титан», реклама, указатели, ящик для получения почтовой корреспонденции и иная информация в отношении данного юридического лица отсутствует.

Согласно акту осмотра (л.д. 36), составленного налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области ФИО8, 29.06.2018 г. был осуществлён повторный выход по адресу местонахождения ООО «Титан», в результате которого указанная организация не обнаружена.

В Административном исковом заявлении указано, что ООО «Титан» является организацией-застройщиком, осуществляющей строительство жилых домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве по состоянию на 20.08.2020 г. НОМЕР, представленной представителем административного истца в письменные материалы дела, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, находящийся по адресу: <адрес><адрес>, выделен для строительства 3-х этажного многоквартирного жилого дома Обществу с ограниченной ответственностью «Титан» на основании договора субаренды земельного участка, предоставленного для многоквартирного жилищного строительства от 30.11.2017 НОМЕР, дата регистрации 06.12.2017 г., НОМЕР. В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что Объект включён в реестр проблемных и находится на контроле у губернатора Ярославской области. Организация действующая, дом нужно вводить, но Департамент не сможет выдать разрешение на ввод, если организация будет ликвидирована.

В соответствии с протоколом совещания рабочей группы по вопросам решения проблем пострадавших участников долевого строительства в Ярославской области от 17.01.2020 г. Администрацией Ярославского муниципального района принято решение в срок до 30.03.2020 г. осуществить разработку механизмов завершения строительства и взять на особый контроль администрации Ярославского муниципального района завершение строительства и ввод в эксплуатацию жилых домов в <адрес> (строения 25, 49, 45).

В письменные материалы дела представлен протокол совещания рабочей группы по вопросам решения проблем пострадавших участников долевого строительства в Ярославской области от 20.08.2020 г., согласно которому Администрацией Ярославского муниципального района принято решение продолжить контроль завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта – жилого дома в <адрес> (строение 49), ООО «Титан» обеспечить завершение строительства и ввод в эксплуатацию жилого дома строение 49.

Материалами дела подтверждено, что 30 сентября 2019 г., т.е. после осуществления сотрудниками МИ ФНС № 5 контрольных выходов для проверки местонахождения юридического лица, ООО «Титан», в лице президента Смирнова Н.И., сдавало отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) об исполнении иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 3 квартал 2019 г.

Довод административного ответчика о том, что заявитель мог направить возражения против процедуры исключения из ЕГРЮЛ, не может быть принят во внимание, поскольку публикация сообщения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации», сама по себе не свидетельствует об осведомленности заявителя о начавшейся в отношении ООО «Титан» процедуре исключения из ЕГРЮЛ. Довод административного ответчика о том, что участники долевого строительства обращались в налоговый орган с письменными возражениями суд не принимает во внимание. При наличии фактической деятельности у заинтересованных лиц отсутствуют основания предполагать возможность исключения.

Доводы административного ответчика о том, что заявитель не лишен возможности воспользоваться иными способами защиты нарушенных прав, суд отклоняет.

Согласно п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Из изложенного следует, что условием инициации процедуры распределения является обнаружение имущества. При заявлении требования кредитором, подлежащими доказыванию обстоятельствами являются: наличие задолженности; наличие имущества; непроведение процедуры ликвидации; подтверждение наличия средств, достаточных для завершения процедуры распределения; соответствие кандидатуры арбитражного управляющего.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что предложенный административным ответчиком способ защиты нарушенного права является обременительным для участников долевого строительства, так как предполагает несение расходов на процедуру распределения имущества, а также неопределенным по времени.

Также суд принимает во внимание, что администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области представлен план мероприятий (дорожная карта) завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов ООО «Титан» на 2020 год. Согласно указанному документу предусмотрен ряд мероприятий, направленных на завершение строительства жилых домов (л.д.97-108).

Учитывая специфику деятельности ООО «Титан», важность обеспечения конституционного права на жилище участников долевого строительства в отношении спорных объектов и социально значимый характер деятельности застройщика по жилищному строительству, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и необходимости возложения на административного ответчика обязанности восстановить в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ООО «Титан».

Согласно части 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области от 27.07.2020 года по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Титан» (ОГРН НОМЕР).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения относительно Общества с ограниченной ответственностью «Титан», как о действующем юридическом лице.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Ивахненко