Д-2а-2116/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе судьи Ядыкина Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Долгополовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Логановой Натальи Георгиевны к Правительству Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заинтересованные лица Администрация города Таганрога, Управление Жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, ОАО ТКЗ «Красный Котельщик», ООО «Коммунальщик», о признании бездействия Правительства Российской Федерации и Минстроя России незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Логанова Н.Г. обратилась в суд с административным иском к Правительству Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от 21.12.2006г. ей принадлежит на праве собственности квартира № 38 в доме № 5/2 по ул. С.Лазо в <адрес>. На протяжении длительного времени в этой квартире отсутствовало надлежащее отопление, и качественную услугу по отоплению она не получала, поэтому МУП «ЖЭУ», в оперативном управлении которого находился жилой фонд г.Таганрога, выдало ей разрешение на выдачу технических условий для установки электронагревательного устройства при условии подключения к вводно-распределительному устройству (электрическому щиту этажному) жилого дома. На основании технических условий ОАО «Ростовэнерго» № 960/2013-1-2-21283 от 05.06.2007г. и проекта ИП ФИО3 в ее квартире было обустроено индивидуальное отопление и с 06.08.2007 квартира отключена от системы центрального отопления МКД, что подтверждается актом, составленным сотрудниками МУП «ЖЭУ». С октября 2007 года оплату услуг по электроэнергии для обогрева жилого помещения она производит ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». На протяжении более восьми лет ни одной из обслуживающих дом управляющих организаций начисление оплаты по статье «отопление» ей не производилось. С марта 2016 года в ее адрес направляются квитанции ООО «РЦ «Континент», в соответствии с которыми производится начисление оплаты услуг по отоплению. В связи с тем обстоятельством, что услугу по отоплению управляющая компания ООО «Коммунальщик» ей не оказывает, она обратилась с заявлением о выполнении перерасчета. На ее претензию ООО «Коммунальщик» сообщило, что согласно разъяснениям Минстроя России, она обязана оплачивать услуги центрального отопления квартиры, хотя квартира отапливается индивидуально. Также ей разъяснили, что Минстрой России прорабатывает формулу расчета платы за центральное отопление в жилом и нежилом помещении многоквартирного дома, в котором оборудовано индивидуальное отопление. Тот факт, что Минстроем России планируется установить для помещений, переведенных на индивидуальное отопление в многоквартирном доме, схожий с помещениями, оборудованным индивидуальными приборами учета тепловой энергии, порядок платы за отопление подтверждается письмами, направленными Минстроем России в адрес управляющей компании и общественной организации г.Таганрога РОО «Правовая защита потребителей». Поскольку формула расчета платы за центральное отопление в жилом помещении, котором оборудовано индивидуальное отопление, Минстроем России длительное время не разрабатывалась, истица обратилась к Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации с заявлением о принятии незамедлительных мер по приведению в соответствие порядка начисления платы за отопление для помещений в многоквартирном доме, переведенных на индивидуальное отопление. Письмом № А26-05-23878371 от 28.02.2018г. консультант департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления Президента РФ Д.Бардин сообщил, что ее обращение направлено в Минстрой России. Письмом № 11512-ОГ/04 от 20.03.2018г. заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйств Минстроя России С.Олейникова сообщила, что, по мнению Минстроя России отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только многоквартирного дома в целом. Письмом № И-24691 от 05.03.2018г. советник отдела по работе с обращениями граждан аппарата Правительства РФ И.Сороченкова сообщила, что ее обращение направлено в Минстрой России. Однако, Минстроем России не дано ответа по ее обращению в Правительство РФ. По ее мнению, как Правительством РФ, так и Минстроем России допущено незаконное бездействие по принятию мер по приведению в соответствие порядка начисления платы за отопление помещений в многоквартирном доме, переведенных на индивидуальное отопление, и в результате этого бездействия нарушаются ее права, так как в нарушение статьи 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» ее вынуждают производить оплату за не оказываемую услугу центрального отопления.
Ссылаясь на положения статей 218, 219, 226 КАС РФ, Логанова Н.Г. просит суд признать бездействие Правительства РФ, Минстроя России по разработке порядка расчета платы за центральное отопление в жилом помещении многоквартирного дома, в котором оборудовано индивидуальное отопление, – незаконным; обязать Правительство РФ, Минстрой России в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда разработать порядок расчета платы за центральное отопление в жилом помещении многоквартирного дома, в котором оборудовано индивидуальное отопление.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Таганрога, Управление жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, ОАО ТКЗ «Красный Котельщик», ООО «Коммунальщик».
В судебном заседании административный истец Логанова Н.Г. требования административного иска поддержала, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы. На вопросы суда пояснила, что выданное ей МУП «ЖЭУ» разрешение на выдачу технических условий для установки электронагревательного устройства, по ее мнению, должно расцениваться как согласование органа местного самоуправления переустройства жилого помещения, о котором говорится в статье 26 Жилищного кодекса РФ.
Правительство РФ поручило представлять свои интересы по данному делу Минстрою России, сообщив об этом в адрес суда.
Начальник отдела в Правовом департаменте Минстроя России Т.В.Мацаева, действующая по доверенности от имени Минстроя России и по поручению от имени Правительства РФ, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в отсутствие представителя административных ответчиков, направила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении заявленных Логановой Н.Г. требований отказать. В обоснование возражений указала, что нормотворческие полномочия как Российской Федерации, так и Правительства Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, пункт «а» статьи 71, пункт «в» части 1 статьи 114 и часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением; в свою очередь Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, а также по изданию постановлений и распоряжений, обеспечению их исполнения. В силу статьи 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий, помимо прочего, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По смыслу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются Правительством Российской Федерации в форме постановлений и на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, Правительство Российской Федерации, руководствуясь конституционными целями государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантирования устойчивого функционирования правовых институтов, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, осуществляет нормотворческую деятельность руководствуясь при этом конституционными целями государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, следуя общеправовым принципам юридического равенства и справедливости, обеспечение баланса конституционно защищаемых ценностей при установлении правовых механизмов, а также публичных и частных интересов на основе вытекающих из принципов и критериев разумности и соразмерности. В этой связи, принимаемые Правительством Российской Федерации акты, имеющие нормативный характер, направлены на регулирование той или иной сферы (экономической, экологической, социальной), правоотношений ее субъектов, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, а не отдельного человека или гражданина, субъекта Российской Федерации. Более того, ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 1 июня 2004 г. за № 260, устанавливающий порядок принятия актов Правительства Российской Федерации не предусматривают возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов во исполнение судебных решений. Кроме того, конституционные принципы и обязанности использования и охраны в Российской Федерации природных ресурсов, бережного отношения к ним, сохранения природы и окружающей среды выражены, в частности, в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установившем, что эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий являются основными принципами правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В целях реализации упомянутых конституционных гарантий частью 7 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено требование по оснащению зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, вводимых в эксплуатацию после дня вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии). При этом с 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию многоквартирные дома должны быть дополнительно оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В свою очередь, собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену. В развитие данных положений частью 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До их установки, а также при выходе их из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, и, следовательно, к их экономии. Аналогичные положения установлены жилищным законодательством. Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие в том числе порядок расчета размер платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцирующийся в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Отопление является особым видом коммунальной услуги, поскольку в отличие от водоснабжения и электроэнергии, потребление которых осуществляется соответственно в точках водоразбора (водопроводные краны) и точках подключения электроприборов, теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления, но и прочих элементов системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.), а учитывая законы физики, согласно которым тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, тепло передается в том числе и в соседние помещения через стены. Кроме того, в многоквартирном доме имеются отапливаемые помещения общего пользования, в которых также установлены приборы отопления. Указанные особенности коммунальной услуги по отоплению определяют многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в связи с чем Правилами № 354 определено, что вся тепловая энергия, поступившая в многоквартирный дом, и учтенная коллективным (общедомовым) прибором учета распределяется среди жилых и нежилых помещений в таком доме пропорционально их площади. Следует отметить, что в отличие от иных коммунальных услуг, при расчете размера платы за отопление индивидуальные приборы учета тепловой энергии принимаются к учету только в том случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии и все (100%) помещений в таком доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. В этой связи в многоквартирном доме, который оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении в настоящее время определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади квартиры и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. Невозможность установления механизма распределения тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом, по показаниям индивидуальных приборов при отсутствии хотя бы в одном помещении такого дома индивидуального прибора учета, обусловлена отсутствием возможности определения конкретной точки поступления тепловой энергии на отопление в конкретном помещении, поскольку индивидуальные приборы учета определяют объем теплопотребления именно от приборов отопления. В этой связи, при отсутствии хотя бы в одном помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии точный объем теплопотребления каждым помещением будет невозможно измерить. Таким образом, установленный в действующей редакции Правил № 354 дифференцированный подход к порядку расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в полной мере соотносится с вышеуказанными требованиями Федерального закона № 261-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации, выражающими, с одной стороны, обязанность граждан и организаций обеспечивать приборный учет тепловой энергии, и, с другой стороны, обязанность федерального законодателя предусмотреть расчетный способ определения количества потребленной тепловой энергии в случае отсутствия возможности его определения с использованием приборов учета. Кроме того, просит обратить внимание, что вопреки доводам административного истца, на обращение Логановой Н.Г. от 28 февраля 2018 г. № 238789, поступившее письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Минстроем России ответ направлен письмом от 20 марта 2018 г. № 11512-ОГ/04. На обращение Логановой Н.Г. от 5 марта 2018 г. № П-24691, поступившее письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, Минстроем России ответ направлен письмом от 22 марта 2018 г. № 12099-ОГ/04. Таким образом, поступившие в Минстрой России обращения Логановой Н.Г. рассмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в установленном порядке и сроки. Получение административным истцом направленных ответов подтверждается материалами дела и распечаткой с сайта Почты России. Несогласие административного истца с содержанием полученных ответов не может свидетельствовать о незаконности действий или бездействий государственных органов.
Представитель заинтересованных лиц Администрации г.Таганрога и УЖКХ г.Таганрога Г.П.Дончук в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявление представителя Администрации г.Таганрога М.Л.Селезнева. В этих возражениях указывается, что в квартире истицы выполнены работы по переустройству системы внутренних сетей газоснабжения и отопления в результате отсоединения от централизованного отопления и монтажа системы автономного отопления с установкой электронагревательного котла. В силу положений статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. В соответствии с пунктами 5, 6 и подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, внутридомовая система отопления, в том числе обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир. Пунктом 1 ст.290 ГК РФ и ч.1 ст.36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Выполняемые работы по монтажу системы индивидуального отопления в квартире осуществлены за счет отсоединения от системы централизованного отопления, являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома, в связи с чем, затрагиваются интересы других жильцов. Исходя из требований, изложенных в ч.3 ст.36 ЖК РФ, рассмотрение вопроса согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, должно осуществляться с учетом наличия протокола общего собрания многоквартирного дома с согласием всех собственников помещений в многоквартирном доме. Однако протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Логановой Н.Г. не предоставлен. Поскольку уменьшение общедомового имущества возможно только при реконструкции многоквартирного дома, то также для обустройства индивидуального отопления необходимо наличие проекта на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома в целом, так как проведение данных работ может привести к разрегулировке всей отопительной системы здания, нарушению его гидравлики, неправильному распределению тепла. В пункте 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Проект на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома в целом административным истцом не представлен. К тому же, в соответствии с п. 1.6 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок. То есть собственниками жилого помещения по адресу: ул. С. Лазо, 5/2,, квартира № 38, должны быть внесены изменения, связанные с реконструкцией системы отопления жилого дома в части установки в квартире № 38 индивидуального отопления, в технический паспорт на данный многоквартирный жилой дом. Кроме того, в соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. В этой связи, переход отдельных жилых помещений на систему индивидуального отопления должен быть предусмотрен схемой теплоснабжения города Таганрога. Администрация города Таганрога просит в удовлетворении административных исковых требований Логановой Н.Г. отказать.
Заинтересованные лица ОАО ТКЗ «Красный Котельщик» и ООО «Коммунальщик», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает требования административного иска Логановой Н.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец Логанова Н.Г. в 2007 году с разрешения организации, управлявшей общим имуществом многоквартирного дома №5/2 по ул. С.Лазо в г.Таганроге, - МУП «ЖЭУ» обустроила в принадлежащей ей квартире №38 индивидуальное отопление от электронагревательного прибора, демонтировав нагревательные приборы центрального отопления, но при этом схема теплоснабжения многоквартирного дома не изменялась и стояки центрального отопления остались в этой квартире.
Суд не может согласиться с утверждением административного истца о том, что на момент получения от МУП «ЖЭУ» разрешения на обустройство индивидуального отопления эта организация управляла всем жилым фондом города Таганрога и ее разрешение следует расценивать как разрешение органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 1, 18 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года и собственниками жилых помещений многоквартирных домов до 1 января 2007 года надлежало выбрать способ управления многоквартирным домом, а если этого не было сделано, то на орган местного самоуправления возлагалась обязанность в срок до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Следовательно, на момент получения указанного в административном иске разрешения на выдачу технических условий на установку электронагревательного устройства от 31.05.2007 года, общее имущество многоквартирных домов уже более двух лет находилось в собственности собственников помещений этих домов, а МУП «ЖЭУ» было одной из управляющих организаций, которые не относятся к органам местного самоуправления и не наделены правом согласования от имени органа местного самоуправления переустройства жилого помещения.
Из обстоятельств дела следует, что управляющая организация МУП «ЖЭУ» выдала Логановой Н.Г. разрешение на обустройство индивидуального отопления не в связи с тем, что такое переустройство жилого помещения соответствовало требованиям ЖК РФ и нормативных актов в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, а в связи с тем, что не могло выполнить ее требование привести систему отопления в надлежащее состояние и обеспечить качественной услугой по отоплению квартиры, т.е. расписавшись в неспособности надлежащим образом исполнять обязательства по содержанию общего имущества многоквартирного дома. При этом схема теплоснабжении жилого дома не изменялась и вынос элементов системы центрального отопления (отопительных стояков) за пределы квартиры истицы не предусматривался. В последующем эта управляющая организация была признана банкротом.
Возражениями Администрации города Таганрога также подтверждено, что в установленном главой 4 Жилищного кодекса РФ порядке Логанова Н.Г. не согласовывала с органом местного самоуправления переустройство своего жилого помещения в виде обустройства индивидуального отопления. Кроме того, представители городской администрации правомерно указывают, что такого согласования не могло быть дано без решения собственников помещений многоквартирного дома о реконструкции системы отопления и соответствующего проекта на реконструкцию.
Административные ответчики правильно указывают, что на момент обустройства Логановой Н.Г. в своей квартире отопления с использованием электронагревательного устройства действовали Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, согласно пункту 6 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Также действовали Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, в соответствии с которым и для изменения инженерного оборудования требовались соответствующие изменения в техническую документацию на жилой дом.
В установленном Жилищном кодексом РФ и нормативными документами порядке (с согласия всех собственников жилых помещений, с разработкой проекта на обустройство индивидуального отопления и изменением технической документации, в том числе схемы теплоснабжения) вопрос об обустройстве индивидуального отопления в квартире Логановой Н.Г. не разрешался и вынос теплоснабжающих элементов системы центрального отопления (отопительных стояков) из ее квартиры не производился. Следовательно, в этой квартире обустроена не индивидуальная система отопления (в понятии ЖК РФ, Федерального закона «О теплоснабжении» и нормативных актов), а параллельная система отопления от электронагревательного прибора при наличии в квартире теплонесущих элементов центрального отопления.
В части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» установлено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истица требует от административных ответчиков издать нормативный акт по расчету платы за отопление по квартире, в которой система отопления обустроена с нарушением федеральных законов и нормативных актов. Такие требования нельзя признать правомерными, поскольку не должны издаваться нормативные акта, регулирующие нарушения нормативных актов.
Ссылка административного истца на то, что в письме Минстроя России от 27.12.2017 в адрес Мирводы Н.Г. говорится о планах установить для помещений, переведенных на индивидуальное отопление в многоквартирном доме, схожий с помещениям и, оборудованными ИПУ тепловой энергии, порядок расчета платы за отопление, существенного значения для принятия решения по делу не имеет, поскольку к рассматриваемым правоотношениям не относится, в этом письме говорится о помещениях, в которых индивидуальное отопление обустроено с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О теплоснабжении» и нормативных актов, и истица неосновательно выдергивает одну фразу из контекста данных ей и ее представителям Минстроя России разъяснений, где, в частности, говорится, что применение отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможно в случае наличия соответствующей разрешительной документации, а с 1 января 2011 года вступил в силу установленный Федеральным законом «О теплоснабжении» запрет на установку индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, поэтому, по мнению Минстроя России, которое согласуется с указанными в этом письме решениями Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение целесообразен только для многоквартирного дома в целом, при условии принятия соответствующего решения собственниками помещений в таком доме, разработки проекта реконструкции внутренних инженерных систем и согласования его с соответствующими службами.
В возражениях Минстроя России на исковое заявление правильно отмечается, что нормативные акты издаются во исполнение законов и направлены на регулирование правоотношений неопределенного круга лиц на всей территории Российской Федерации и не могут издаваться в целях разрешения индивидуального спора либо исполнения судебного решения в отношении субъектов гражданских правоотношений. В настоящее время действуют Правила №354, в которых установлен дифференцированный подход к порядку расчета платы за отопление, который соотносится с требованиями Жилищного кодекса РФ, и в настоящее время Минстроем России в целях совершенствования порядка расчеты размера платы за тепловую энергию в многоквартирных домах разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что административные ответчики не допускали незаконных действий (бездействия) и не нарушали прав и законных интересов административного истца, что в силу положений ст.227 КАС РФ является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь главой 22, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Логановой Натальи Георгиевны о признании бездействия Правительства Российской Федерации и Минстроя России по разработке порядка расчета платы за центральное отопление в жилом помещении многоквартирного дома, в котором оборудовано индивидуальное отопление, незаконным и возложении на административных ответчиков обязанности разработать порядок такого расчета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 мая 2018 года.
Судья Ядыкин Ю.Н.