ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2118/17 от 29.08.2017 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-2118/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2017 года Московский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Снежницкой Е.Ю.

при секретаре Смирновой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции федеральной налоговой службы России по *** г.Н.Новгорода об устранении допущенных нарушений и признании действия (бездействия) незаконными,

установил:

Первоначально ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции федеральной налоговой службы России по *** г.Н.Новгорода (далее – ИФНС России по *** г.Н.Новгорода) об устранении допущенных нарушений и признании действия (бездействия) ИФНС России по *** г.Н.Новгорода незаконными. Свои требования административный истец мотивировал тем, что 05.04.2017г. он обратился в ИФНС России по *** г.Н.Новгорода с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме 300руб. 30.06.2017г. он повторно обратился в налоговый орган с заявлением, поскольку 300руб. на указанный в заявлении банковский счет ему перечислены не были. Согласно ст.333.40 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченной суммы госпошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Указанный срок истек 05.05.2017г., однако сумма 300руб. ему не перечислены до настоящего времени. В связи с этим, ФИО1 просил обязать ИФНС России по *** г.Н.Новгорода в целях устранения допущенных нарушений его прав совершить определенные действия для возвращения излишне уплаченной суммы госпошлины 300руб. и признать её действия (бездействия) незаконными.

Впоследствии административный истец уточнил исковые требования и с учетом уточненных требований просил признать незаконными действия (бездействия) совершенные ИФНС России по *** г.Н.Новгорода в срок с 05.04.2017г. по 05.05.2017г. и взыскать с ИФНС России по *** г.Н.Новгорода 300руб. госпошлины с начисленными процентами за каждый календарный день нарушения срока возврата, начиная с 06.05.2017г. по день выдачи исполнительного листа по процентной ставке равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

В судебном заседании административный истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что 11.11.2016г. Арбитражный суд *** принял решение о прекращении производства по делу по его иску и возврате госпошлины. В соответствии со ст. 333.40 НК РФ 05.04.2017г. он обратился в налоговую службу с заявлением, в котором указал статью и сумму, которая подлежит возврату, банковские реквизиты, а также необходимые сведения о себе как получателе. К заявлению были приложены определение суда от 11.11.2016г. и подлинник чека-ордера. Заявление у него было принято и ему сказали, что в течении месяца деньги возвратят, т.е. срок был до 05.05.2017г., однако 300 рублей ему в установленный срок не перечислены, сроки возврата госпошлины налоговым органом нарушены. Согласно закону, ответчик в течении 10 дней должен был принять решение о возврате или не возврате ему госпошлины. В течении 5 дней ответчик должен был его известить о своем решении. Закон позволяет ответчику самостоятельно начислять проценты за нарушение сроков возврата суммы. Итого у ответчика насчитывается пять нарушений закона. В связи с этим, он требует применить принудительную меру к ответчику о взыскании с него суммы 300руб. с процентами, начиная с 06.05.2017г. по день выдачи исполнительного листа по процентной ставке равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Представитель административного ответчика в суд не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление о вручении судебного извещения, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, позицию по делу не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

С учетом мнения административного истца и в силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что в 2016 году ФИО1 обращался в Арбитражный суд *** с заявлением о признании недействительным сообщения управления Росреестра по *** от 13.07.2016г. * об отказе в государственной регистрации. При подаче указанного заявления им 08.09.2016г. была уплачена государственная пошлина в размере 300руб.

Определением Арбитражного суда *** от 11.11.2016г. производство по делу по заявлению ФИО1 о признании недействительным сообщения управления Росреестра по *** от 13.07.2016г. * об отказе в государственной регистрации прекращено. Указанным определением суд также определил возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300руб., уплаченную согласно чека-ордера от 08.09.2016г. Данное определение суда согласно информации с официального сайта Арбитражного суда *** вступило в законную силу 14.02.2017г.

Во исполнение определения Арбитражного суда *** от 11.11.2016г., 05.04.2017г. ФИО1 обратился в ИФНС России по *** г.Н.Новгорода с заявлением о возврате государственной пошлины с приложением чека-ордера, а также определения Арбитражного суда *** от 11.11.2016г.

Однако до настоящего времени государственная пошлина в размере 300руб. ФИО1 налоговым органом не возвращена.

Оценив по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что действия ИФНС России по *** г.Н.Новгорода по не возврату госпошлины являются незаконными. К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.

В силу ст. 93 Гражданского процессуального кодекса РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 названного Кодекса, нормы которой регламентируют порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм (статьи 78 и 79 НК РФ).

Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 НК РФ). В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 78 НК РФ положения статьи 78 названного Кодекса в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п.3 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

Согласно п.3 ст.333.40 Налогового кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Как установлено судом, определение Арбитражного суда *** от 11.11.2016г. вступило в законную силу 14.02.2017г., сл-но, право на возврат уплаченной в федеральный бюджет суммы государственной пошлины возникло у ФИО1 только после вступления в законную силу определения суда от 11.11.2016г.

05.04.2017г. ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате госпошлины с приложением подлинного платежного документа и определения суда от 11.11.2016г.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 13 ГПК РФ, ФИО1 в данном случае вправе требовать от ИФНС России по *** г.Н.Новгорода возврата государственной пошлины в сумме 300 руб., уплаченной 08.09.2016г., а налоговый орган обязан в установленный законом срок принять соответствующее решение о возврате.

Вместе с тем, ИФНС России по *** г.Н.Новгорода в нарушении п.3 ст.333.40 Налогового кодекса РФ госпошлину в размере 300руб. ФИО1 не возвратила.

30.06.2017г. ФИО1 повторно обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате госпошлины. Однако до настоящего времени госпошлина административному истцу не возвращена; доказательств возврата госпошлины либо об отказе в возврате госпошлины, в нарушении ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным ответчиком не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ИФНС России по *** г.Н.Новгорода по не возврату госпошлины являются незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено указание в решении суда на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение налоговым органом прав административного истца, то суд в целях восстановления допущенного нарушения обязывает ИФНС России по *** г.Н.Новгорода возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300руб., уплаченную 08.09.2016г.

Требование административного истца о взыскании с административного ответчика процентов, начисленных на сумму госпошлины 300руб. за каждый календарный день нарушения срока возврата, начиная с 06.05.2017г. и по день выдачи исполнительного листа по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата удовлетворению не подлежит, поскольку порядок возврата государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса РФ, которая не предусматривает начисление процентов за несвоевременный возврат госпошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу ст.ст.103, 111 Кодекса административного судопроизводства РФ с ИФНС России по *** г.Н.Новгорода в пользу ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в размере 300руб., уплаченная им при подаче административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р е ш и л:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Инспекции федеральной налоговой службы России по *** г.Н.Новгорода по не возврату государственной пошлины во исполнения определения Арбитражного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* о возврате ФИО1 государственной пошлины.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы России по *** г.Н.Новгорода возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300руб., уплаченную 08.09.2016г.

Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы России по *** г.Н.Новгорода в пользу ФИО1 госпошлину в размере 300руб., уплаченную при подаче административного иска.

В части требования о взыскании процентов за период с 06.05.2017г. и по день выдачи исполнительного листа по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата госпошлины ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Снежницкая Е.Ю.