ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2118/2021 от 28.09.2021 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Морозовой О.А., с участием помощника прокурора Ф.И.О3, представителя административного ответчика по доверенности Ф.И.О2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (данные изъяты) по административному исковому заявлению Прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Усолье-Сибирское об обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проведении лесоустроительных работ, внесении изменений в документы территориального планирования в части определения границ зон городских лесов и постановки их на государственный кадастровый учет, создании и организации городского лесничества и установлении его границ,

установил:

Прокурор города Усолье-Сибирское обратился с административным иском, указав в обоснование, что прокуратурой города Усолье-Сибирское проведена проверка исполнения лесного, градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией города Усолье-Сибирское в 2016 году заключен муниципальный контракт на оказание услуг по внесению изменений в Генеральный план и внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Усолье-Сибирское» (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому исполнитель обязан с соблюдением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 42.13330.2011 (Актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года № 244), произвести внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Усолье- Сибирское» в отношении изменения функционального зонирования, в том числе частичного изменения зоны лесов на общественное - деловую зону и зону индивидуальной жилой застройки, а также в целях установления границ населенного пункта и границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. По результатам выполненных работ решением Думы города Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ. (данные изъяты) «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «город Усолье-Сибирское», утвержденный решением городской Думы города Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты))» утверждены изменения в Генеральный план муниципального образования «город Усолье-Сибирское». На момент принятия решения городской Думой муниципального образования г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «Об утверждении генерального плана муниципального образования города Усолье-Сибирское» территория кадастрового квартала (данные изъяты) была расположена в границах функциональной зоны «Зона городских лесов (РЗ)». Решением Думы г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) в обозначенном квартале установлены функциональные зоны: РЗ-1- «Зоны рекреационного назначения»; ОДЗ-1 - «Многофункциональная общественно-деловая зона»; ОДЗ-2 - «Зона специализированной общественной застройки»; ЖЗ-1 - «Зоны застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами». Решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № (данные изъяты) удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Думе муниципального образования г. Усолье-Сибирское о признании недействующими решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «Об утверждении генерального плана муниципального образования города Усолье-Сибирское» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)) в части включения в границы муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда. Указанное решение Думы признано недействующим со для вступления решения суда в законную силу в части включения в границы муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <адрес>, а именно: <адрес>. Согласно представленной исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области - Министерством лесного комплекса области, информации в границах муниципального образования г. Усолье-Сибирское находятся городские леса на площади 1716 га. Указанные сведения отражены в государственном лесном реестре. Кроме того, согласно сведениям Министерства лесного комплекса Иркутской области, в феврале 2020 года с администрацией МО город Усолье-Сибирское проведено совещание, по результатам которого администрации были даны следующие поручения: изыскать финансирование на выполнение работ по подготовке документации, необходимой для установления границ городских лесов в границах МО «город Усолье-Сибирское»; не выдавать разрешение на вырубку лесных насаждений до проведения работ по лесоустройству и установлению Федеральным агентством лесного хозяйства границ городских лесов МО г. Усолье-Сибирское. Вместе с тем, согласно информации Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, сопоставление сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенное Министерством лесного комплекса области, показало, что земельные участки с кадастровыми (данные изъяты) расположены вне границ земель лесного фонда. Вместе с тем, указанные земельные участки ранее частично располагались на землях лесного фонда в границах квартала <адрес>. В результате сопоставления сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенного Министерством лесного комплекса области, установлено, что это территория кварталов №№ (данные изъяты)<адрес>. По данным государственного лесного реестра, площадь земель населенных пунктов, на которой расположены леса, составляет 50, 065 тыс. га. Из них 1,716 тыс. га расположены в границах МО городу Усолье-Сибирское. На основании запланированной документами территориального планирования деятельности осуществлено формирование жилой застройки в бывших лесных кварталах (данные изъяты), что привело к уменьшению площади городских лесов. Просил с учетом уточнений (л.д.186-193 т.1) обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации; произвести лесоустройство в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 69, статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 69, 69 Земельного кодекса Российской Федерации; после проведения лесоустроительных работ внести изменения в документы территориального планирования в части определения границ зон «городских лесов»; после внесения изменений в документы территориального планирования и определения границ зон «городских лесов» осуществить постановку их на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости; принять меры по созданию и организации городского лесничества и установлению его границ.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.О3 административный иск поддержала в полном объеме, по вышеуказанным основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации города Усолье-Сибирское Ф.И.О2, действующая на основании доверенности по административному иску возражала указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города разработана и утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по лесоустройству городских лесов. Проведена процедура в рамках исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по лесоустройству городских лесов, по итогам которого определен подрядчик - ООО «<данные изъяты>» с которым, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт (данные изъяты) на оказание услуг по лесоустройству городских лесов. По итогам проведенной конкурентной процедуры стоимость муниципального контракта составила 969 568,60 рублей. Условиями технического задания и муниципального контракта предусмотрено поэтапное выполнение работ, в соответствующие сроки. В результате поэтапно выполненных работ проект лесоустроительной документации будет направлен в Рослесхоз для согласования, с целью отнесения лесов на территории Усольского городского лесничества к ценным, эксплуатационным, резервным лесам и установлении их границ; выделение особо защитных участков лесов, установление их границ, а также разработке лесохозяйственного регламента. По итогам проведенных лесоустроительных работ на территории города Усолье-Сибирское, администрацией города будут внесены изменения в документы территориального планирования муниципального образования в части определения границ зон «городских лесов», а также будет осуществлена их постановка на кадастровый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства. Таким образом, работа по заявленным прокурором города требования ведется в соответствие с требованиями действующего законодательства. По требованию прокурора об обязании администрации принять меры по созданию и организации городского лесничества и установлению его границ возражала, указав, что оно не основано на законе, поскольку в силу положений статьи 23 Лесного кодекса РФ создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса. Просила в удовлетворении требований, заявленных прокурором города Усолье-Сибирское отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту-КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность, животные и другие организмы и т.д.

В силу статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. При этом, пунктом 5 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, распложенных на землях населенных пунктов, на которых распложены городские леса.

Как установлено частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В силу статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу пункта 3 части 1 статьи 68, Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.

Пункт 3 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее- Лесоустроительная инструкция) устанавливает, что в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов).

Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 -84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122, работы по таксации лесов выполняются в течение двух лет и состоят из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

В ходе рассмотрения дела по существу, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города разработана и утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по лесоустройству городских лесов. Проведена процедура в рамках исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по лесоустройству городских лесов.

По итогам электронного аукциона определен подрядчик - ООО «<данные изъяты>» с которым, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт (данные изъяты) на оказание услуг по лесоустройству городских лесов (далее - муниципальный контракт) (т.2 л.д.7).

По итогам проведенной конкурентной процедуры стоимость муниципального контракта составила 969 568,60 рублей.

Условиями технического задания (т.2 л.д.8-13) и вышеуказанного муниципального контракта предусмотрено поэтапное выполнение работ. Так согласно календарному графику на оказание услуг по лесоустройству городских лесов 1 этап - подготовительные работы (срок выполнения со дня заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ, оплата 15% от стоимости муниципального контракта – 145 435,29 рублей); 2 этап - полевые работы (срок выполнения- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата в размере 35% от стоимости муниципального контракта – 339 349,01 рублей); 3 этап - камеральные работы (срок выполнения- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата в размере 15% от стоимости муниципального контракта – 145 435,29 рублей); 4 этап - постановка земельных (лесных) участков на кадастровый учет (срок выполнения- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата в размере 10% от стоимости муниципального контракта – 96 956,86 рублей); 5 этап - разработка и утверждение лесохозяйственного регламента (срок выполнения- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата в размере 25% от стоимости муниципального контракта – 242 392,15 рублей).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в настоящее время ООО «<данные изъяты>» проведен 1 этап подготовительных работ, включающий в себя сбор исходных данных, аэросъемка, а также предварительное определение площади городских лесов на территории муниципального образования, итогом которого является направление обращения вышеуказанной организацией в адрес администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. о согласовании предварительной площади городских лесов - 852га).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) администрация города согласовала площадь земельных участков, занятых городскими лесами на территории города ( т.2 л.д.14).

Первый этап - подготовительные работы по муниципальному контракту исполнителем выполнен, работы по муниципальному контракту администрацией города приняты.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес исполнителя, заказчиком произведена оплата по первому этапу работ, что подтверждено платежным поручением (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29 т.2).

В судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>» приступил и выполняет в соответствии с условиями муниципального контракта полевые работы, отступлений от графика выполнения работ не предвидится, работы ведутся в плановом режиме. Мероприятия по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, определение возможности воспроизводства лесов, санитарного состояния насаждений, выявление поврежденных и погибших насаждений, рекреационная оценка лесных ресурсов, санитарно-гигиеническая оценка лесных ресурсов, а также таксация лесов, будут осуществлены в рамках 2, 3 и 4 этапов муниципальный контракта.

По результатам выполненных работ проект лесоустроительной документации подлежит направлению в Рослесхоз для согласования, с целью отнесения лесов на территории Усольского городского лесничества к ценным, эксплуатационным, резервным лесам и установлении их границ; выделение особо защитных участков лесов, установление их границ, а также разработке лесохозяйственного регламента.

По итогам проведенных лесоустроительных работ на территории города Усолье-Сибирское, администрацией города будут внесены изменения в документы территориального планирования муниципального образования в части определения границ зон «городских лесов», а также будет осуществлена их постановка на кадастровый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, учитывая изложенное, в действиях администрации города Усолье-Сибирское отсутствует бездействие, поскольку работа по заявленным прокурором требованиям ведется в соответствие с требованиями действующего законодательства, поэтапно и в пределах срока, установленного пунктом 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122, а потому отсутствуют правовые основания к обязанию администрации города Усолье-Сибирское разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проведении лесоустроительных работ, внесении изменений в документы территориального планирования в части определения границ зон городских лесов и постановки их на государственный кадастровый учет, создании и организации городского лесничества и установлении его границ.

Что касается требования прокурора об обязании администрации принять меры по созданию и организации городского лесничества и установлению его границ суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.

При этом, в силу пункта 9 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены, а требование заявителя о создании и организации лесничества в форме самостоятельного органа либо органа в структуре городской администрации предполагает собой вмешательство судебной власти в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления, в связи с чем вышеуказанное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требованиях - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2021 года.

Судья М.В. Норкина