ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-21198/2017 от 20.12.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №2а-21198/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 20 декабря 2017 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Гордийчук Л.П.,

при секретаре Балачевцевой Е.А.,

с участием административного истца - ФИО3,

представителя административного истца - ФИО4,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявившего диплом от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика - ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявившего диплом БВС от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании действий органа местного самоуправления,

установил:

ФИО3, являясь законным представителем несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2., в их интересах обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар об оспаривании действий органа местного самоуправления.

В обоснование требований указано, что приказом Управления по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар административному истцу было отказано в выдаче предварительного разрешения на продажу ? долей жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности её несовершеннолетним детям, в связи с тем, что истцом не был представлен кадастровый паспорт продаваемого земельного участка, имеются расхождения относительно площади объекта недвижимости, передаваемого несовершеннолетним в дар в общую долевую собственность, и в техническом паспорте жилого дома имеются отметки о незаконном переоборудовании. Административный истец считает данный отказ незаконным в силу следующего. В домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, несовершеннолетние дети и их родители не проживали, на регистрационный учёт не становились. Кроме того, ФИО3 в Управление по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар были представлены все необходимые документы для получения соответствующего разрешения, в том числе выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. При этом в соответствии с разъяснениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю выдача кадастровых паспортов с 01.01.2017 прекращена, вместо них выдается выписка из ЕГРН. Довод ответчика в отказе о том, что в техническом паспорте жилого дома имеются отметки о незаконном переоборудовании, не может являться основанием для отказа истцу в выдаче разрешения на продажу недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним. Передаваемая в дар несовершеннолетним доля в домовладении принадлежит их бабушке и по своей стоимости превышает стоимость домовладения, расположенного в <адрес>. При этом передаваемое в дар несовершеннолетним домовладение расположено в зоне сноса. Несовершеннолетние дети административного истца с момента рождения проживают в г. Краснодаре со своими родителями и бабушкой, переезжать из г. Краснодара не собираются. В настоящее время дом, в котором они проживают, нуждается в ремонте. Денежные средства, вырученные от продажи домовладения в <адрес>, планировалось потратить на улучшение жилищных условий детей по их постоянному месту жительства в <адрес>. Кроме того, саманное домовладение в <адрес> – 1960 года постройки, нуждается в постоянном присмотре и содержании, что в свою очередь требует вложения денежных средств, которых у семьи О-вых в настоящее время не имеется. На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным приказ Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар от 18.09.2017 об отказе в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязать Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ФИО3 разрешение на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании административный истец ФИО3 и её представитель Тележный В.Ю. доводы административного иска поддержали, на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель административного ответчика ФИО5 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения административного истца и её представителя, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 ст. 28 ГК РФ, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

В силу ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Согласно ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2007 №1372-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Как изложено в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации № 13-П от 8.06.2010, из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации и как показывает судебная практика, решения органов опеки и попечительства - в случаях их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Материалами дела установлено, что ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми административного истца ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении и свидетельством о рождении (л.д. 23, 24).

За несовершеннолетними ФИО1. и ФИО2. зарегистрировано право собственности за каждым на ? долю в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 58,5 кв.м. и на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2383 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , свидетельством о государственной регистрации права , свидетельством о государственной регистрации права и свидетельством о государственной регистрации права (л.д.25, 26, 29, 30).

Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного капитала) от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 11.05.2016 №582 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного».

В силу п. 1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного» данный регламент определяет стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного».

В соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем по месту жительства (по месту пребывания) предоставляются в органы опеки и попечительства или МФЦ следующие документы:

заявление о согласии несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет (приложение N 5 к Регламенту);

заявление о согласии несовершеннолетнего опекаемого, достигшего возраста 10 лет (приложение N 4 к Регламенту);

заявление законного представителя несовершеннолетнего подопечного (опекаемого) (приложения N 2, 3, 6 к Регламенту);

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность несовершеннолетнего подопечного (опекаемого);

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего подопечного (опекаемого);

документ, подтверждающий права законного представителя;

копия свидетельства о заключении/расторжении брака родителей (при наличии);

копия свидетельства о смерти одного из родителей (при наличии);

копия решения суда о лишении одного из родителей родительских прав, признании его недееспособным или безвестно отсутствующим (при наличии);

правоудостоверяющие документы на продаваемую и приобретаемую недвижимость (свидетельство о государственной регистрации права (если собственниками недвижимости являются несколько человек, - свидетельства о государственной регистрации права на каждого собственника). Если право собственности на объект недвижимости возникло до 13.01.1999, то предоставляется справка о собственности, выданная филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация»;

технический паспорт на продаваемую и приобретаемую недвижимость;

выписка из Единого государственного реестра прав, содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости; выписка из лицевого счета или домовой книги на продаваемую и приобретаемую недвижимость;

выписка из лицевого счета квартиры или выписка из домовой книги, подтверждающие место жительства (пребывания) несовершеннолетнего подопечного;

справка формы-25 отдела записи актов гражданского состояния о внесении сведений об отце несовершеннолетнего на основании заявления матери;

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

разрешение на строительство;

правоустанавливающие документы на продаваемую и приобретаемую недвижимость (документы, послужившие основанием для государственной регистрации права на недвижимость: договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, судебный акт);

договор купли-продажи продаваемого объекта недвижимости;

договор купли-продажи (договор дарения, договор мены) на приобретаемый объект недвижимости, подписанный сторонами, но не зарегистрированный в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;

акт оценки объекта недвижимости (продаваемого и (или) приобретаемого), расположенного за пределами муниципального образования;

кадастровый паспорт земельного участка (при продаже (покупке) частного домовладения (земельного участка);

сберегательная книжка (лицевой счет), открытая(ый) на имя несовершеннолетнего подопечного, в случае перечисления денежных средств от продажи недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему подопечному, на его счет.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и её муж ФИО23 обратились в МКУ МО г. Краснодар «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлениями о выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приложив к заявлениям перечень необходимых документов (л.д. 14-20).

Приказом Управления по вопросам семьи и детства АМО г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в связи с тем, что в поступившем пакете документов отсутствует кадастровый паспорт земельного участка; в представленных документах имеются расхождения относительно площади объекта недвижимости, передаваемого несовершеннолетним в долевую собственность, а в техническом паспорте имеются отметки о незаконном переоборудовании вышеуказанного жилого дома (л.д. 11-13).

Оценив в совокупности обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в приказе Управления по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар, не могут являться основанием для отказа в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, принадлежащих несовершеннолетним.

В соответствии с разъяснениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 20.09.2017 выдача кадастровых паспортов с 01.01.2017 прекращена, вместо них выдается выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости.

Как следует из приложения к поданным заявлениям, указанная выписка из ЕГРН заявителями была предоставлена, в связи с чем довод муниципального правового акта об отсутствии в пакете документов кадастрового паспорта земельного участка не может служить основанием для отказа в предоставлении Управлением по вопросам семьи и детства АМО г.Краснодар соответствующей государственной услуги.

В силу п. 2.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного» основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

несоответствие статуса заявителей, указанных в подразделе 1.2 настоящего Регламента;

не предоставление заявителем документов, которые он обязан предоставить самостоятельно, предусмотренных подразделом 2.6 Регламента;

представление заявителем документов, выполненных не на русском языке либо не легализованных;

место жительства (место пребывания) несовершеннолетнего подопечного на территории, на которую не распространяются полномочия органа опеки и попечительства, в который обратились заявители.

Таким образом, довод о том, что в представленных документах имеются расхождения относительно площади объекта недвижимости, передаваемого несовершеннолетним в долевую собственность, а в техническом паспорте имеются отметки о незаконном переоборудовании вышеуказанного жилого дома, не может служить основанием для отказа в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, поскольку действующим Административным регламентом такое основание не предусмотрено.

По смыслу вышеприведенных положений закона, органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли совершаемая сделка интересам несовершеннолетнего ребенка, не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего ребенка, не уменьшается ли размер его собственности.

Учитывая, что отказ Управлением по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар вынесен лишь ввиду оснований, не относящихся к указанным доводам, суд в целях соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних считает необходимым признать приказ Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным, и обязать Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ФИО3 соответствующее разрешение.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО3 в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании действий органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать приказ Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче предварительного разрешения на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.

Обязать Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ФИО3 разрешение на продажу по ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара Л.П. Гордийчук

Мотивированное решение составлено 22.12.2017.