ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-211/2021 от 06.07.2021 Кемского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-211/2021

УИД 10RS0003-01-2021-000755-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июля 2021 года г. Кемь, Республика Карелия

ФИО5 городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Гордевича В.С.,

при секретаре Синда И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности рассмотреть заявление по существу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что 26 февраля 2021 года он обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1170 кв. м, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, цель использования: «ведение садоводства». Письмом № 8241/12.4-21 от 02.04.2021 г. Министерство отказало в предварительном согласовании по тем основаниям, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ(С)-Зона некоммерческой садово-огороднической деятельности». Однако градостроительным регламентом указанной территориальной зоны среди основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как «ведение садоводства». Полагает, что отказ Министерства является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

Правовой режим использования земельных участков на территории Кемского городского поселения устанавливают Правила землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденные решением Совета Кемского городского поселения от 21.02.2017 № 4-6/24, с последующими изменениями.

В соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ(С)-Зона некоммерческой садово-огороднической деятельности».

В соответствии с подпунктом 2.1. пункта 2 Градостроительного регламента территориальных зон, содержащегося в части 3 Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне некоммерческой садово-огороднической деятельности-СХ(Х), является, в том числе. Индивидуальные садовые и огородные участки.

Из изложенного следует, что вид разрешенного использования «ведение садоводства» для испрашиваемого земельного участка предусмотрен, следовательно, отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по указанному в письме основанию является незаконным.

Незаконный отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду препятствует ему в реализации права на приобретение земельного участка.

Просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 02 апреля 2021 года № 8241/12.4-21, по заявлению ФИО1 от 26.02.2021 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду; возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 26.02.2021 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду; взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия судебные расходы в размере 300 рублей.

Определением суда от 09 июня 2021 года, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Карелия, администрация Кемского муниципального района.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и пояснил, что ранее в ноябре 2020 года он обращался с аналогичным заявлением в Министерство, просил предоставить ему в аренду земельный участок для огородничества или садоводства, но ему отказали, указав на то, что нужно определился для чего конкретно ему нужен земельный участок. Он обратился второй раз в Министерство в феврале 2021 года, попросив участок для ведения садоводства, так как в отказе министерство само ему так указало. Тот участок, который ранее был предоставлен ему под огород, входит в состав запрашиваемого земельного участка. Участок он просит не для осуществления коммерческой деятельности, фактически просит землю под индивидуальный садовый участок.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В представленном возражении представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения статей 39.6, 39.15, 39.16, 39.18, 11.9, 11.10, 7, 85 Земельного кодекса РФ, статей 30, 37 Градостроительного кодекса РФ, а также по тем основаниям, что правовой режим использования земельных участков на территории Кемского городского поселения устанавливают Правила землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденные решением Совета Кемского городского поселения от 21.02.2017 № 4-6/24, с изменениями от 14.05.2018 № 4-22/89.

В соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ(С) - Зона некоммерческой садово-огороднической деятельности», (далее - Территориальная зона СХ(С).

Однако, градостроительным регламентом указанной территориальной зоны среди основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, как «ведение садоводства», при этом вышеуказанный акт истцом не оспаривается.

В связи с чем, образование и дальнейшее использование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению режима Территориальной зоны СХ(С).

Представитель заинтересованного лица – администрации Кемского муниципального района, в суд не явился. От исполняющего обязанности главы администрации ФИО3 поступил отзыв, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. По сути заявленных требований ФИО3 пояснила, что земельный участок площадью 460 кв.м, местоположение: <адрес>, в районе <адрес>, квартал 10:02:0080106 Кемского кадастрового района, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, предоставлен ФИО1 постановлением главы самоуправления г. Кеми и района от 30 августа 2005 года № 546 «О предоставлении земельных участков под огороды и прекращении права аренды» в аренду. В соответствии с утвержденным Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Кемского городского поселения вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ(С) - Зона некоммерческой садово-огороднической деятельности. Основным видом разрешенного использования в данной зоне предусмотрены индивидуальные садовые и огородные участки. Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований истца не имеет.

Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В поступившем отзыве директор филиала ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Филиала, пояснив, что из текста административного искового заявления следует, что земельный участок находится на стадии формирования, документов, направленных на осуществление кадастрового учета, не поступало, следовательно, государственный кадастровый учет недвижимости не был осуществлен.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, об отложении судебного заседания не просил.

Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав административного истца, изучив материалы дела, удовлетворяет заявленные требования.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2016 года.

Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса К РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.

Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пунктом 2 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В абз. 3 п. 2 ст. 85 ЗК РФ указано, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Судом установлено, что ФИО1 обратился к ответчику 10.11.2020 с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка (государственная собственность на который не разграничена) площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, ФИО5, р-он г. Кемь, указав цель использования земельного участка: «индивидуальные садовые и огородные участки». Письмом Министерства земельных и имущественных отношений РК от 11.12.2020 исх. № 31024/12.4-2/ ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления.

Одним из оснований для отказа послужил тот факт, что в заявлении ФИО1 указана цель использования земельного участка «индивидуальные садовые и огородные участки», в связи с чем Министерству не представляется возможным однозначно идентифицировать целевое назначение использования и основания предоставления земельного участка. При этом, ФИО1 разъяснено, что в соответствии с нормами действующего законодательства в зависимости от цели использования, заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в порядке пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ подается с целью использования - «ведение садоводства», с целью использования – «ведение огородничества» в порядке пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

26.02.2021 ФИО1 вновь обратился в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением об утверждении схемы расположения и предварительного согласования предоставления того же земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО5 Район, <адрес>, указав в заявлении одну из предложенных ему Министерством в приведенном выше письме от 11.12.2020 исх. № 31024/12.4-2/ целей использования земельного участка - «ведение садоводства».

Однако, письмом № 8241/12.4-21 от 02.04.2021 г. Министерство вновь отказало ФИО1 в предварительном согласовании по тем основаниям, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ(С)-Зона некоммерческой садово-огороднической деятельности». Однако градостроительным регламентом указанной территориальной зоны среди основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как «ведение садоводства».

Действительно, в Таблице № 2.1.1 раздела 2 «Градостроительные регламенты территориальных зон» Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, среди основных видов разрешенного использования земельных участков в Зоне некоммерческой садово-огороднической деятельности (Зона: СХ(С)) отсутствует разрешенный вид использования земельных участков – «ведение садоводства». Однако, в таблице указан разрешенный вид использования – «индивидуальные садовые и огородные участки», то есть такой вид использования, который был указан ФИО1 в первоначально поданном им в Министерство заявлении.

В соответствии с подпунктом 83 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П (далее: Положение), Министерство осуществляет рассмотрение обращений и прием граждан по вопросам, относящимся к сферам деятельности Министерства.

Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке: запрашивает и получает необходимую информацию по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности; осуществляет иные предусмотренные законодательством права (пп. 1,9 п. 10 Положения).

Учитывая указанный факт, а также то, что в заявлениях, поданных ФИО1 в Министерство не содержится указаний на то, что он является индивидуальным предпринимателем и намерен использовать земельный участок в коммерческих целях, а также учитывая пояснения, данные ФИО1 в судебном заседании, можно сделать однозначный вывод о том, что истцом испрашивалось согласование в отношении земельного участка с разрешенным видом использования – «индивидуальный садовый участок». Следовательно, обжалуемый отказ, по приведенным Министерством основаниям, является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

При принятии решения суд также учитывает, что ни вышеприведенное Положение о Министерстве, ни Административный регламент Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, утвержденный Приказом Госкомитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 73 (далее: Административный регламент) не содержат запрета на уточнение заявленных требований у граждан при подаче ими заявлений о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Таким образом, при повторном рассмотрении заявления ФИО1 ответчику необходимо принять решение, исходя из вида использования требуемого земельного участка: «индивидуальный садовый участок».

Поскольку в соответствии с пунктом 18 Административного регламента сроки прохождения административных процедур о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, составляют не более 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов в Министерство имущественных и земельных отношений, суд полагает разумным установить срок для повторного рассмотрения, поданного ФИО1 заявления, в размере 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая, что решение суда принято в пользу административного истца, суд взыскивает с административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений РК в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст., ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 02 апреля 2021 года № 8241/12.4-21 по заявлению ФИО1 от 26.02.2021, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 26.02.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через ФИО5 городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.С.Гордевич

Решение в окончательной форме вынесено 13 июля 2021 года.