УИД 46RS0007-01-2022-000218-57
№ Э-2а-211/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Золотухино
Курской области 07 июля 2022 года
Золотухинский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Умеренковой А.В.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Золотухинского района Курской области Хмелевской Т.Ю.,
представителя заинтересованного лица ФИО1
по ордеру Сысоевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области в интересах администрации муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухмнского района Курской области к Собранию депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о восстановлении процессуального срока, признании бездействия незаконным,
установил:
Прокурор Золотухинского района Курской области в интересах администрации муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухмнского района Курской области, с учетом поданного в порядке ст. 46 КАС РФ заявления о восстановлении процессуального срока, обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в котором просит восстановить процессуальный срок для подачи административного искового заявления, полагая, что он пропущен по уважительным причинам, признать незаконным бездействия Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к прекращению досрочно полномочий главы ФИО1 по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда, признать незаконным решение Собрания депутатов от 15.01.2020 № 99 «О досрочном сложении полномочий главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области», обязать Собрание депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удалить главу ФИО1 в отставку по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда.
Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 29 апреля 2019 года № 95 ФИО1 была избрана главой Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области
Приговором от ДД.ММ.ГГГГ, она осуждена по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 159.2 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
В нарушение п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 полномочия главы ФИО1 незаконно прекращены досрочно с 15.01.2020 в связи с отставкой по собственному желанию, что предоставило ей право получать доплату к пенсии.
Ссылаясь на положения ст. 219 КАС РФ, в том числе, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, обращает внимание суда, что сведения о нарушении интересов государства в связи с расходованием бюджетных средств муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) бывшей главе ФИО1 прокуратура района до проведения проверки не располагала.
В судебном заседании заместитель прокурора Золотухинского района Курской области Хмелевская Т.Ю. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в административном иске и в заявлении о восстановлении процессуального срока основаниям.
Представитель административного ответчика – Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области будучи, надлежащим образом, извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
В ранее данных объяснениях председатель Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области ФИО2 против удовлетворения заявленных требований возражал, полагал, в их удовлетворении отказать в связи с пропуском процессуального срока для подачи административного искового заявления.
Заинтересованные лица – ФИО1, представитель администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области ФИО1, будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 на основании ордера адвокат Сысоева Н.Ю., полагала, в удовлетворении заявленных административных требований отказать, мотивируя тем, что административным истцом без уважительных причин пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ процессуальный срок для подачи административного искового заявления, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращает внимание суда, что глава ФИО1 была осуждена приговором по ч.3 ст.33, ч.3 ст. 159.2 УК РФ ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области ФИО1 прекращены досрочно с 15.01.2020 в связи с отставкой по собственному желанию прекращены решением Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99.
По мнению, заинтересованного лица ФИО1 и ее представителя ФИО3, процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным бездействия Собрания депутатов истек 17.06.2019 года, процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным решения Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 истек 27.01.2020 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор, в пределах своих полномочий может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.(ч.1)
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.(ч.1.1.)
Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.( ч.2)
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких данных пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без надлежащей проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Одновременно при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Статья 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 4).
Часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 6 части 6 названной статьи полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 10 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Отнесение пунктом 10 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятие решений об удалении главы муниципального образования в отставку, не свидетельствует о невозможности проверки судом не только процедуры удаления в отставку главы муниципального образования, но и оснований принятия такого решения, установленных законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16 июля 2013 года N 1241-О, решения представительных органов местного самоуправления, связанные с удалением главы муниципального образования в отставку, не должны носить произвольный характер.
Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 N 35-ЗКО "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе" право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом и материалами дела установлено, что прокуратурой Золотухинского района Курской области по поручению прокуратуры Курской области проведена проверка о нарушении законодательства о местном самоуправлении.
Решением Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 29.04.2019 № 95 ФИО1 избрана главой Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области.
На основании постановления № 36 от 06.05.2019 ФИО1 вступила в должность главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области.
Приговором Ленинского районного суда г. Курска от 07.03.2019 ФИО1, замещавшая должность главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 159.2 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей. 19.03.2019 приговор суда вступил в законную силу.
В нарушение п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава ФИО1 продолжила занимать названную должность.
По данному факту прокуратурой Золотухинского района Курской области 19.07.2019 в адрес Председателя Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о местном самоуправлении.
По результатам рассмотрения представления Собранием депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области было принято решение № 98 от 30.08.2019, в соответствии с которым было принято решение оставить в силе Решение Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета от 29.04.2019 № 95 «Об избрании главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области».
В связи с отклонением представления прокуратурой Золотухинского района Курской области в суд в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ было направлено в Золотухинский районный суд Курской области административное исковое заявление о признании незаконным бездействия Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по удалению главы администрации Дмитриевского сельсовета ФИО1 в отставку, признании незаконным решения Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета от 30.08.2019 № 98, обязании Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета принять меры к устранению выявленных нарушений в части незаконного замещения должности главы Дмитриевского сельсовета ФИО1 – лицом, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда.
Решением Золотухинского районного суда Курской области от 10.12.2019, вступившим в законную силу 17.01.2020, административные исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области были удовлетворены.
Решением Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 полномочия главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области прекращены досрочно с 15.01.2020 в связи с отставкой по собственному желанию.
Основание прекращения полномочий главы Дмитриевского сельсовета не отвечало требованиям п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Дмитриевского сельсовета ФИО1 возникла у Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета на основании положений пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем, прекращение досрочно полномочий главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию суд признает незаконным.
Решение Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 является действующим и предоставило ФИО1 право получать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) согласно распоряжениям № 1-р от 09.01.2019 и № 2-р от 16.01.2020 сумма которой за период с января 2019 года по март 2022 года составила 692 009 рублей 50 копеек.
Бездействие Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к прекращению досрочно полномочий главы ФИО1 по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда и решение Собрания депутатов от 15.01.2020 № 99 «О досрочном сложении полномочий главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области» нарушают права законные интересы неопределенного круга лиц, в виду чего суд признает необходимым обязать Собрание депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области удалить главу ФИО1 в отставку по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда.
Срок для исполнения решения суда в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу является разумным и достаточным для исполнения требования о возложении обязанности удалить главу ФИО1 в отставку по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Анализируя заявление о восстановлении процессуального срока для обращения с административным иском, суд признает, что административный истец не знал и не мог знать, что фактически созданы условия для неисполнения принятого в отношении ФИО1 решения Золотухинского районного суда Курской области от 10 декабря 2022 года. Он рассчитывал, что решение об удалении главы ФИО1 в отставку в связи с совершением преступления по месту работы будет исполняться.
При таких обстоятельствах суд признает уважительными причины, по которым административный истец не обратился в Золотухинский районный суд Курской области с рассматриваемым административным иском до 03.06.2022 года.
При этом суд также принимает во внимание, что нормативно-правовым актом решение Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 не является, в порядке ведомственного надзора прокуратурой района не проверялось.
По изложенным основания суд признает не состоятельными доводы об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с истечением процессуальных сроков для обращения в суд с рассматриваемым административным иском.
Принимая во внимание, что решение Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99 повлекло начисление и выплату ФИО1 ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), что нарушает интересы государства в связи с расходованием бюджетных средств муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» на цели, не отвечающим законным требованиям, а именно на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) бывшей главе ФИО1, которая по смыслу п. 2 ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 N 35-ЗКО "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе" право на ее получение утратила в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда, в рамках имеющейся компетенции у действующего Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета до настоящего времени сохранена обязанность по отмене решения Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области от 15.01.2020 № 99, в связи с тем, что на его основании производится нецелевое расходование средств бюджета муниципального образования Дмитриевского сельсовета.
С учетом изложенного, суд полагает возможным согласиться с доводами административного истца о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признает не состоятельными доводы, свидетельствующие об обратном.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области в интересах администрации муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района Курской области к Собранию депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о восстановлении процессуального срока, признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Восстановить срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным бездействия Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к прекращению досрочно полномочий главы ФИО1 по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда, признании незаконным решения Собрания депутатов от 15.01.2020 № 99 «О досрочном сложении полномочий главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области», обязании Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удалить главу ФИО1 в отставку по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда.
Признать незаконным бездействия Собрания депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер к прекращению досрочно полномочий главы ФИО1 по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда.
Признать незаконным решение Собрания депутатов от 15.01.2020 № 99 «О досрочном сложении полномочий главы Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области».
Обязать Собрание депутатов Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удалить главу ФИО1 в отставку по основанию п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи со вступлением в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 12 июля 2022 года.
Судья /подпись/ Л.Ф. Емельянова