ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2120/19 от 27.11.2019 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2120/2019

УИД 26RS0017-01-2019-002534-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Годовых А.А., с участием представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующей на основании доверенности Таракановской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бакулина Сергея Викторовича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения об отказе заключить договор о создании искусственного земельного участка, о возложении обязанности заключить договор о создании искусственного земельного участка, об установлении срока,

Установил:

Бакулин С.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения об отказе заключить договор о создании искусственного земельного участка, о возложении обязанности заключить договор о создании искусственного земельного участка, об установлении срока, требования мотивированы тем, что 01.11.2018 г. административному истцу, как инициатору создания искусственного земельного участка, Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов выдано разрешение от 24.10. 2018 г. № 1 на создание искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море, часть которого находится в федеральной собственности.

Далее в обоснование заявленных исковых требований указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2012 г. № 559 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте» установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов является уполномоченным органом исполнительной власти на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, за исключением случаев создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта.

Пунктом 4.6.8 Положения о Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66, установлено, что полномочия по выдаче разрешений на создание искусственных земельных участков в территориальных водах Черного моря закрепляется за Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 3 ч.4 ст. 5 ФЗ № 246, п.п. 3 п. 73 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 25.07. 2017 г. № 421 и зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 16.08.2017 г. за № 47808, а также приложением № 6 к указанному регламенту установлены форма и содержание разрешения на создание искусственного земельного участка, согласно которым разрешением на создание искусственного земельного участка надлежит устанавливать планируемое местоположение искусственного земельного участка.

Далее в обоснование заявленных исковых требований указано, что данное разрешение от 24.10. 2018 г. № 1 принято на основании и в строгом соответствии со ст.ст. 4,5 ФЗ от 19.07.2011 № 246 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в указанном разрешении № 1 установило, что часть водного объекта Чёрного моря на котором планируется создание искусственного земельного участка относится к Хостинскому району г. Сочи Краснодарского края (п.2 разрешения), планируемое положение искусственного земельного участка - «Чёрное море, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, у береговой полосы «Малый Ахун» (пункт 8 разрешения). Пунктами 6, 7 разрешения установлено, что искусственный земельный участок создается Бакулиным С.В. в целях размещения (строительства) на нем объекта капитального строительства «Спортивно-оздоровительный комплекс «Островок».

В силу положений ч.1.ст. 3 Устава г. Сочи, ч.3 ст. 14 ФЗ № 246 планируемое местоположение искусственного земельного участка, указанное в вышепоименованном разрешении № 1 от 24.10.2018 г. отнесено федеральным органом исполнительной власти к территории Краснодарского края, следовательно, часть водного объекта, на котором планируется создание искусственного земельного участка и планируемое местоположение искусственного земельного участка, отраженные в разрешении № 1 от 24.10.2018 г. находятся под юрисдикцией (правовым регулированием) органов государственной власти Краснодарского края.

Таким образом, орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный заключать договор о создании искусственного земельного участка - Департамент имущественных отношений Краснодарского края, в силу ч.3 ст. 20 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п.п. 4, 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. 3 п. 1 постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 № 720, п. 3.48 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 (в ред. от 28.05.2015), уполномочен и обязан заключить договор о создании искусственного земельного участка, указанного в разрешении на создание искусственного земельного участка от 24.10.2018 г.№ 1.

Между тем, на предложение административного истца от 07.03.2019 г. заключить договор (оферту) о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море в соответствии с разрешением от 24.10.2018 г. № 1, которое было получено административным ответчиком 20.03.2019 г., Департамент имущественных отношений Краснодарского края ответил письмом от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 «О создании искусственного земельного участка», которым противозаконно отказал административному истцу в заключении вышеуказанного договора под вымышленным предлогом о том, что якобы департамент не уполномочен на заключение договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море, планируемого к созданию за пределами границы Краснодарского края. Указанное письмо получено административным истцом 08.07.2019 г.

Далее в обоснование заявленных исковых требований указано, что отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от заключения с административным истцом обязательного договора о создании искусственного земельного участка, изложенный в письме от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03, нарушает право истца на заключение договора о создании искусственного земельного участка, установленное п. 3 ч. 9 ст. 5, п. 3 ч. 4, ч. 5.1 ст. 7 ФЗ № 246, а также создал препятствие для реализации права истца на получение разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, поскольку одним из условий получения такого разрешения является наличие заключенного договора на создание искусственного земельного участка с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ч. 3 ст. 11 ФЗ № 246).

Административный истец, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным и нарушающим права административного истца, изложенный в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 «О создании искусственного земельного участка», отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края заключить с инициатором создания искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море (административным истцом) Бакулиным С.В. обязательного договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» Хостинского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края; обязать ответчика заключить с Бакулиным С.В. в установленный судом срок, договор о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» Хостинского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края в целях строительства и эксплуатации объекта капитального строительства «Спортивный оздоровительный комплекс «Островок», в соответствии с п.3 ч. 4, ч. 5.1. ст. 7 ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; указать в решении суда предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером заявленного требования и учитывая, что дальнейшая задержка заключения договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море может привести к срыву проведения в 2019 г. изыскательских работ и подготовки проектной документации по созданию искусственного земельного участка, предусмотренных ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных наводных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий в акватории Чёрного моря в осенне-зимний период.

В судебное заседание административный истец Бакулин С.В. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка о явке в судебное заседание, причина неявки неизвестна.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности Таракановская Н.С., иск не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях по иску. Суду пояснила, что вопреки доводам административного истца, Департамент не обладает полномочиями на заключение договора о создании искусственного земельного участка, планируемого к созданию за границами Краснодарского края, в границах территориального моря Краснодарского края. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к нижеследующему:

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Обстоятельствами, подлежащими установлению при рассматривании дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, является проверка соответствия оспариваемого акта закону или нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что 24.10.2018 г. Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Бакулину С.В. выдано разрешение № 1 на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, планируемое местоположение искусственного земельного участка: Чёрное море, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, у береговой полосы «Малый Ахун», площадь планируемого искусственного земельного участка -5,46 кв.км., в указанном разрешении также определены координаты планируемого к созданию искусственного земельного участка площадью -5,46 кв.км.

Из вышеназванного разрешения от 24.10.2018 г. № 1 усматривается, что предполагаемое целевое назначение искусственно создаваемого земельного участка указано как организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной, спортивной и зрелищно-развлекательной деятельности, создание искусственного земельного участка планируется под размещение объекта капитального строительства «Спортивно-оздоровительный комплекс «Островок».

11.03.2019 г. Бакулин С.В. обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением (офертой) в котором просил заключить с ним прилагаемый к заявлению договор о создании искусственного земельного участка, указанного в разрешении от 24.10.2018 г. № 1, без проведения открытого аукциона на право заключить такой договор.

Указанное заявление с приложением было получено административным ответчиком 20.03.2019 г.

По результатам рассмотрения заявления Бакулина С.В. департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес Бакулина С.В. направлено письмо от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 «О создании искусственного земельного участка», в котором последнему было разъяснено, что департамент не уполномочен на заключение договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море планируемого к созданию за пределами границы Краснодарского края, поскольку искусственный земельный участок, по информации департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 28.08.2018 г. № 71-05.1-03-13085/18, в соответствии с представленными координатами поворотных точек границ, планируется к созданию в границах территориального моря Российской Федерации.

Вышеуказанное письмо от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 получено Бакулиным С.В. 08.05.2019 г.

Полагая вышеуказанный отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в заключении с инициатором создания искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море (административным истцом) обязательного договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» Хостинского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края, изложенный в письме от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 «О создании искусственного земельного участка» незаконным и нарушающим права административного истца, Бакулин С.В. обратился 07.08.2019 г. в Кисловодский городской суд с настоящим административным иском.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 246-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений (далее - объекты капитального строительства) и (или) их комплексного освоения в целях строительства.

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них объектов капитального строительства и (или) их комплексного освоения в целях строительства, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 3 Закона № 246-ФЗ установлено, что искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

В соответствии со статьей 4 Закона № 246-ФЗ инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Инициатор создания искусственного земельного участка осуществляет подготовку проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона № 246-ФЗ проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию с: 1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (за исключением случаев, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта); 2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание искусственного земельного участка; 3) органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.

Согласно части 6 статьи 4 Закона № 246-ФЗ инициатор создания искусственного земельного участка направляет проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка, в течение трех рабочих дней со дня поступления предусмотренного частью 3 настоящей статьи проекта размещают на официальном сайте такого муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанный проект и обязательные приложения к нему. Заинтересованные лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований свои предложения и замечания по указанному проекту (часть 7 статьи 4 Закона № 246-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 4 Закона № 246-ФЗ срок согласования проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может превышать один месяц со дня поступления данного проекта на согласование в указанные в части 5 настоящей статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В случае неполучения в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, инициатором создания искусственного земельного участка замечаний от органов, указанных в части 5 настоящей статьи, проект считается согласованным с ними (часть 9 статьи 4 Закона № 246-ФЗ).

В случае получения инициатором создания искусственного земельного участка в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанных в части 5 настоящей статьи, по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка инициатор создания искусственного земельного участка повторно вправе направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания. В случае, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое или юридическое лицо, решение о создании согласительной комиссии вправе принять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по инициативе такого физического или юридического лица.

Из материалов дела следует, что полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края в рамках Закона № 246-ФЗ регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 № 720 «Об органах исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий при реализации Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Департамент: - выступает организатором открытого аукциона на право заключения договора о создании искусственного земельного участка; заключает договор о создании искусственного земельного участка; -осуществляет регистрацию права собственности Краснодарского края на искусственно созданный земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава Краснодарского края, территория края обладает внутренней целостностью и делится на административно - территориальные единицы.

Как следует из информации, представленной в адрес административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края - департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, изложенной в письме от 28.08.2018 № 71-05.1-03-12085/18, планируемый к созданию инициатором Бакулиным С.В. искусственный земельный участок в соответствии с представленными координатами поворотных точек границ, планируется к созданию за границами Краснодарского края, в границах территориального моря Краснодарского края.

Из вышеуказанного документа следует, что искусственный земельный участок, в соответствии с представленными координатами поворотных точек границы, планируется для размещения вне территории муниципального образования город-курорт Сочи, в границах территориального моря (территориальных водах) Российской Федерации.

Из представленного документа усматривается, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 01.04.2004 г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа», граница муниципального образования в районе расположения земельного участка проходит по урезу воды Чёрного моря.

Как следует из информации, представленной в адрес административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края - департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, изложенной в письме от 14.11.2019 № 71-03-02-11614/19, границы муниципального образования город-курорт Сочи установлены Законом Краснодарского края от 01.04.2004 г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа». Сведения о них внесены в ЕГРН 15.11.2017 г. с учетным номером 18569907.

Из представленного документа усматривается, что граница муниципального образования город-курорт Сочи на отрезке, граничащем с акваторией Чёрного моря, совмещена с границей Краснодарского края.

При этом, создание спорного искусственного земельного участка предусматривается в акватории Чёрного моря в 36 метрах от береговой линии (уреза воды), за пределами административных границ муниципального образования и Краснодарского края, в границах территориальных вод Российской Федерации.

В подтверждение изложенных в вышеуказанном документе доводов департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в распоряжение административного ответчика была представлена схема размещения планируемого искусственного земельного участка в границах Чёрного моря в районе Малый Ахун Хостинского района города Сочи, подготовленная в соответствии с представленными координатами.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, отраженной в письме от 28.08.2018 № 71-05.1-03-12085/18, в письме от 14.11.2019 № 71-03-02-11614/19, схемой размещения планируемого искусственного земельного участка.

Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним водам относит морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов (в том числе отнесенных к историческим), воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 2 указанного Закона).

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ч.ч. 3,4 статьи 2 указанного Закона).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям подпункта 73 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе создание искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают полномочиями на принятие решений относительно объектов, планируемых к размещению вне их границ.

Таким образом, у Департамента имущественных отношений Краснодарского края не имеется полномочий на заключение данного договора с инициатором создания искусственного земельного участка Бакулиным С.В. о создании испрашиваемого искусственного земельного участка.

Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента имущественных отношений Краснодарского края обязанности по заключению с Бакулиным С.В. обязательного договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» в целях строительства и эксплуатации объекта капитального строительства «Спортивный оздоровительный комплекс «Островок», поскольку создание спорного искусственного земельного участка планируется в акватории Чёрного моря в 36 метрах от береговой линии (уреза воды), за пределами административных границ муниципального образования и Краснодарского края, в границах территориальных вод Российской Федерации, доказательств обратного в материалы дела административным истцом не представлено.

Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения заявления Бакулина С.В. соблюден. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым отказом.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бакулина С.В. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Бакулина Сергея Викторовича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным и нарушающим права административного истца отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края заключить с инициатором создания искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море (административным истцом) Бакулиным Сергеем Викторовичем обязательного договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» Хостинского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края, изложенного в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.04.2019 г. № 52-870-ж/19-12-03 «О создании искусственного земельного участка»; о возложении обязанности заключить с Бакулиным Сергеем Викторовичем в установленный судом срок, договор о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море у береговой полосы «Малый Ахун» Хостинского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края в целях строительства и эксплуатации объекта капитального строительства «Спортивный оздоровительный комплекс «Островок», в соответствии с п.3 ч. 4, ч. 5.1. ст. 7 ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; об указании в решении суда предельных сроков исполнения решения суда в соответствии с характером заявленного требования, с учетом, что дальнейшая задержка заключения договора о создании искусственного земельного участка на водном объекте Чёрное море может привести к срыву проведения в 2019 г. изыскательских работ и подготовки проектной документации по созданию искусственного земельного участка, предусмотренных ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных наводных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий в акватории Чёрного моря в осенне-зимний период - оказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья Клочкова М.Ю.