К делу № 2а-2121/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи «11» апреля 2019 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ефанова В.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. С., департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ответчику, в котором просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в оказании ФИО1 муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», содержащийся в письме №.01-<данные изъяты> от 28.02.2019 года; признать утвержденной подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, в следующих координатах (система координат МСК-23):
х у
1 <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
образовать земельный участок общей площадью 974 кв.м., путем перераспределения: земельного участка общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0420008:90, находящегося в собственности ФИО1, и земельного участка площадью 274 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенных в кадастровом квартале 23:49:0420008, в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастрового учета и произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 974 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 274 кв.м. в границах кадастрового квартала 23:49:0420008 и земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0420008:90, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории; администрации города Сочи, в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 974 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 274 кв.м.
В обоснование требований административный истец указала, что ФИО1 являюсь собственником земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0420008:90, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>.
Границы земельного участка сформированы, и он поставлен на государственный кадастровый учет.
В целях рационального использования вышеуказанного земельного участка, в том числе, для организации подъезда к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420008:90, по ее заказу специалистом была изготовлена схема расположения земельного участка, предусмотренной вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ.
Специалистом изготовлена соответствующая схема и образован земельный участок общей площадью 974 кв.м.: из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности площадью 274 кв.м. и земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0420008:90, который принадлежит истцу на праве собственности площадью 700 кв.м., в границах кадастрового квартала <данные изъяты>
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по результатам проведения указанных работ по формированию новых границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась через ГАУ КК «МФЦ КК» в г. С. в администрацию города Сочи с заявлением, в котором просила заключить с ней соглашение о перераспределении указанный выше участков, то есть просила оказать муниципальную услугу 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, истец предоставила для согласования указанную выше схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом №.01-21/4155 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в оказании муниципальной услуги. При этом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращена без утверждения.
В качестве причины отказа, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи указано на следующее.
Представленная схема не соответствует требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 16.1 ст. 11.10 ЗК РФ - неверно указаны кадастровые номера земельных участков. Кроме того, схемой предусматривается образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420008:90, с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности. По сведениям ИСОГД города-курорта С., образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а именно: «Ж-2» малоэтажная жилая застройка до 15 метров и «Р-2» - зона зеленых насаждений общего пользования. Также, образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к изломанности границ образуемого земельного участка и нерациональному использованию свободных муниципальных земель, которые могут быть использованы в рамках реализации различных городских программ. Следовательно, схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Административный истец считает, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и грубым образом нарушает ее права по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 11. 2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
С учетом норм действующего законодательства правом на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии со схемой расположения, представленной в администрацию города Сочи, обладает муниципальное образование города Сочи, в лице администрации города Сочи.
В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 1 71-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, а именно введена глава V.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Статьей 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В силу статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости и осуществляется постановка на государственный кадастровый учет образованного земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В виду отсутствия возможности организации подъезда к земельному участку, который принадлежит истцу на праве собственности (с кадастровым номером <данные изъяты>) с учетом норм действующего законодательства, по ее заказу изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве собственности.
Испрашиваемый дополнительно земельный участок общей площадью 274 кв.м., состоит из двух отдельных друг от друга частей, каждая из которых примыкает к земельному участку истца с противоположных сторон. Данный участок площадью 274 кв.м. не является единым. Наименьшая его часть расположена между: принадлежащим земельным участком истцу с кадастровым номером <данные изъяты> земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>. Фактически данная часть изолирована от зеленых насаждений и находится исключительно в пользовании истца, огорожена забором. Присоединение данной части земельного участка к земельному участку истца приведет к более рациональному использованию земель, не нарушит прав собственников смежных земельных участков и муниципального образования город-курорт С..
Другая часть испрашиваемого земельного участка, расположена между дорогой и принадлежащим земельным участком истцу с кадастровым номером <данные изъяты> также фактически используется только истцом, не может использоваться кем-либо другим, в том числе для зеленых насаждений, поскольку через указанную часть осуществляется проезд к правомерному земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>
При образовании самостоятельной части земельного участка указанного участка, подъезд к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, будет полностью перекрыт.
Отсутствие подъезда приведет к невозможности использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности - для индивидуального жилищного строительства, поскольку невозможно будет осуществлять строительство и в дальнейшем эксплуатировать жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером 23:<данные изъяты> что существенным образом нарушит права истца, как собственника земельного участка.
Считаю, что перераспределение принадлежащего истцу земельного участка и участка неразграниченной муниципальной собственности не приведет к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, а наоборот приведет к наиболее рациональному использованию земель, то есть положения п.п. 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ не будут нарушены.
Необоснованной является ссылка на то, что выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
На основании п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11. 9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, установлена в приложении № 2 к приказу Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Представленная истцом для согласования схема образуемого земельного участка полностью соответствует требованиям, установленным названным Приказом Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 г. N 762.
Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ у административного ответчика не имелось.
Считаю также незаконным основание в качестве отказа то, что по сведениям ИСОГД города-курорта С., образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а именно: «Ж-2» малоэтажная жилая застройка до 15 метров и «Р-2» - зона зеленых насаждений общего пользования.
В силу пп. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Так, исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. К таким основаниям, относятся:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося собственности, подлежат уточнению в соответствии с законом ''О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, 2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Для того чтобы индивидуализировать земельный участок, гражданину необходимо определить его местоположение согласно ориентиру, а органу местного самоуправления - сопоставить представленную заявителем схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории с документами территориального планирования: генеральным планом, правилами землепользования и застройки, проектом планировки территории, землеустроительной документацией, положением об особо охраняемой природной территории, установить наличие зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч.ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о виде территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок, а также отнесения территориальной зоны, определенной в предоставленной схеме, в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка в представленных мной координатах в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С., утвержденные решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 202, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают в границах города Сочи систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город-курорт С. на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Из представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории следует, что испрашиваемое использование земельного участка - соответствует основному виду разрешенного использования, наличие ограничений по красным линиям - нет, охранные зоны и зоны с особым условием использования и режимом хозяйственной деятельности – отсутствуют обременения - не зарегистрированы.
Кроме того, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не учтено, что на испрашиваемой части земельного участка невозможно обустроить какие-либо зеленые зоны без нарушения прав и законных интересов истца, поскольку приведет к ограничению доступа к принадлежащему истцу земельному участку, невозможно будет организовать подъезд.
В соответствии ст. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи также не учтено, что образование земельного участка площадью 974 кв.м. не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, что видно из схемы расположения земельного участка, наоборот, приведет к наиболее рациональному его использованию.
Кроме того, из земельного участка площадью 274 кв.м. невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С..
Земельный участок площадью 274 кв.м. (состоящий из двух отдельных частей) не может использоваться кем-то другим, поскольку фактически используется мной и необходим для использования в соответствии с целевым назначением земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - для индивидуального жилищного строительства.
Схема подготовлена с учетом всех требований к предельным размерам земельных участков, а именно, к предоставлению путем выкупа испрашиваются дополнительно участок площадью 274 кв.м. Участок такой площади и конфигурации не может быть сформирован в качестве самостоятельного земельного участка.
Образуемый земельный участок имеет площадь 974 кв.м., то есть он соответствует нормам Правил землепользования и застройки г. С. (максимальный размер участка под ИЖС согласно Правилами землепользования и застройки г. С. составляет 1000 кв.м.).
Участок земель муниципальной собственности, площадью 274 кв.м., перераспределяемый в результате формирования образуемого земельного участка (испрашиваемый в качестве прирезаемого путем выкупа), фактически используется, благоустраивается и содержится только истцом, никем, кроме истца, не используется.
Истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории, однако, в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении соответствующего соглашения о
перераспределении мне отказано.
В соответствии с Постановлением администрации города Сочи № 2753 от 24 сентября 2015 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» уполномоченным органом в части утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории и направления согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории определен департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, в части заключения соглашения о перераспределении земельных участков уполномоченным органом определен Департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки за исключением случаев, установленных законом.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V. 4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
На основании ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в частности - вступившие в законную силу судебные акты.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте, которого была извещена надлежаще, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, ее явка не признана судом обязательной.
Представитель административного ответчика администрации г. С. в судебном заседании, просил суд отказать в удовлетворении административного иска, указав на законность обжалуемого решения.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание, не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, их явка не признана судом обязательной.
Выслушав представителя администрации, изучив материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 являюсь собственником земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером 23:<данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>.
Границы земельного участка сформированы, и он поставлен на государственный кадастровый учет.
В целях рационального использования вышеуказанного земельного участка, в том числе, для организации подъезда к принадлежащему ФИО1 на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420008:90, по ее заказу специалистом была изготовлена схема расположения земельного участка, предусмотренной вступившим в силу с 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.
Специалистом изготовлена соответствующая схема и образован земельный участок общей площадью 974 кв.м.: из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности площадью 274 кв.м. и земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0420008:90, который принадлежит истцу на праве собственности площадью 700 кв.м., в границах кадастрового квартала <данные изъяты>
В соответствии с действующим законодательством по результатам проведения указанных работ по формированию новых границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась через ГАУ КК «МФЦ КК» в г. С. в администрацию города Сочи с заявлением, в котором просила заключить с ней соглашение о перераспределении указанный выше участков, то есть просила оказать муниципальную услугу 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, истец предоставила для согласования указанную выше схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом №.01-21/4155 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в оказании муниципальной услуги. При этом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращена без утверждения.
Отказ мотивирован тем, что представленная схема не соответствует требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 16.1 ст. 11.10 ЗК РФ - неверно указаны кадастровые номера земельных участков. Кроме того, схемой предусматривается образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности. По сведениям ИСОГД города-курорта С., образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а именно: «Ж-2» малоэтажная жилая застройка до 15 метров и «Р-2» - зона зеленых насаждений общего пользования. Также, образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к изломанности границ образуемого земельного участка и нерациональному использованию свободных муниципальных земель, которые могут быть использованы в рамках реализации различных городских программ. Следовательно, схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 11. 2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
С учетом норм действующего законодательства правом на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии со схемой расположения, представленной в администрацию города Сочи, обладает муниципальное образование города Сочи, в лице администрации города Сочи.
В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 1 71-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, а именно введена глава V.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Статьей 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В силу статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости и осуществляется постановка на государственный кадастровый учет образованного земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В виду отсутствия возможности организации подъезда к земельному участку, который принадлежит истцу на праве собственности (с кадастровым номером 23:49:0420008:90) с учетом норм действующего законодательства, по ее заказу изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0420008 и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420008:90, принадлежащего истцу на праве собственности.
Испрашиваемый дополнительно земельный участок общей площадью 274 кв.м., состоит из двух отдельных друг от друга частей, каждая из которых примыкает к земельному участку истца с противоположных сторон. Данный участок площадью 274 кв.м. не является единым. Наименьшая его часть расположена между: принадлежащим земельным участком истцу с кадастровым номером <данные изъяты>, земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>. Фактически данная часть изолирована от зеленых насаждений и находится исключительно в пользовании истца, огорожена забором. Присоединение данной части земельного участка к земельному участку истца приведет к более рациональному использованию земель, не нарушит прав собственников смежных земельных участков и муниципального образования город-курорт С..
Другая часть испрашиваемого земельного участка, расположена между дорогой и принадлежащим земельным участком истцу с кадастровым номером <данные изъяты>, также фактически используется только истцом, не может использоваться кем-либо другим, в том числе для зеленых насаждений, поскольку через указанную часть осуществляется проезд к правомерному земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>
При образовании самостоятельной части земельного участка указанного участка, подъезд к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, будет полностью перекрыт.
Отсутствие подъезда приведет к невозможности использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности - для индивидуального жилищного строительства, поскольку невозможно будет осуществлять строительство и в дальнейшем эксплуатировать жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, что существенным образом нарушит права истца, как собственника земельного участка.
Таким образом, перераспределение принадлежащего истцу земельного участка и участка неразграниченной муниципальной собственности не приведет к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, а наоборот приведет к наиболее рациональному использованию земель, то есть положения п.п. 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ не будут нарушены.
Суд соглашается с доводами истца, о том, что необоснованной является ссылка на то, что выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
На основании п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11. 9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, установлена в приложении № 2 к приказу Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Таким образом, представленная истцом для согласования схема образуемого земельного участка полностью соответствует требованиям, установленным названным Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ N 762.
Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ у административного ответчика не имелось.
Кроме этого судом установлено, незаконнье основанием в качестве отказа, что по сведениям ИСОГД города-курорта Сочи, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а именно: «Ж-2» малоэтажная жилая застройка до 15 метров и «Р-2» - зона зеленых насаждений общего пользования.
В силу пп. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Так, исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. К таким основаниям, относятся:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося собственности, подлежат уточнению в соответствии с законом ''О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, 2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Для того чтобы индивидуализировать земельный участок, гражданину необходимо определить его местоположение согласно ориентиру, а органу местного самоуправления - сопоставить представленную заявителем схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории с документами территориального планирования: генеральным планом, правилами землепользования и застройки, проектом планировки территории, землеустроительной документацией, положением об особо охраняемой природной территории, установить наличие зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч.ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о виде территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок, а также отнесения территориальной зоны, определенной в предоставленной схеме, в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка в представленных мной координатах в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденные решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают в границах города Сочи систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город-курорт Сочи на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Из представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории следует, что испрашиваемое использование земельного участка - соответствует основному виду разрешенного использования, наличие ограничений по красным линиям - нет, охранные зоны и зоны с особым условием использования и режимом хозяйственной деятельности – отсутствуют обременения - не зарегистрированы.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не представлено доказательств, что на испрашиваемой части земельного участка возможно обустроить какие-либо зеленые зоны без нарушения прав и законных интересов истца, поскольку приведет к ограничению доступа к принадлежащему истцу земельному участку, невозможно будет организовать подъезд.
В соответствии ст. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи также не учтено, что образование земельного участка площадью 974 кв.м. не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, что видно из схемы расположения земельного участка, наоборот, приведет к наиболее рациональному его использованию.
Кроме того, из земельного участка площадью 274 кв.м. невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Земельный участок площадью 274 кв.м. (состоящий из двух отдельных частей) не может использоваться кем-то другим, поскольку фактически используется истцом и необходим для использования в соответствии с целевым назначением земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - для индивидуального жилищного строительства.
Схема подготовлена с учетом всех требований к предельным размерам земельных участков, а именно, к предоставлению путем выкупа испрашиваются дополнительно участок площадью 274 кв.м. Участок такой площади и конфигурации не может быть сформирован в качестве самостоятельного земельного участка.
Образуемый земельный участок имеет площадь 974 кв.м., то есть он соответствует нормам Правил землепользования и застройки г. Сочи (максимальный размер участка под ИЖС согласно Правилами землепользования и застройки г. Сочи составляет 1000 кв.м.).
Участок земель муниципальной собственности, площадью 274 кв.м., перераспределяемый в результате формирования образуемого земельного участка (испрашиваемый в качестве прирезаемого путем выкупа), фактически используется, благоустраивается и содержится только истцом, никем, кроме истца, не используется.
Истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории, однако, в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении соответствующего соглашения о
перераспределении мне отказано.
В соответствии с Постановлением администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» уполномоченным органом в части утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории и направления согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории определен департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, в части заключения соглашения о перераспределении земельных участков уполномоченным органом определен Департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки за исключением случаев, установленных законом.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V. 4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
На основании ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в частности - вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что отказ администрации города Сочи не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав истца на образование и возмездное приобретение земельного участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом изложенного, административное исковое заявление суд находит подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 277 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. С., департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. о признании отказа незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в оказании ФИО1 муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», содержащийся в письме №.01-21/4155 от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать утвержденной подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, в следующих координатах (система координат МСК-23):
х у
1 <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Образовать земельный участок общей площадью 974 кв.м., путем перераспределения: земельного участка общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности ФИО1, и земельного участка площадью 274 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенных в кадастровом квартале 23:49:0420008, в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастрового учета и произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 974 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 274 кв.м. в границах кадастрового квартала <данные изъяты> и земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрации города Сочи, в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 974 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, г. С., <адрес> ручей, <адрес>, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 274 кв.м.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суда, через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2019 года.