ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2125/22 от 28.07.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-2125/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Доржиевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению МВД России по г. Улан-Удэ, ОГИБДД УМВД России по г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности,

установил:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать неправомерными действия сотрудников дорожного и технического надзора ОГИБДД МВД по г.Улан-Удэ по поводу отказа в выдаче свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС), обязать сотрудников дорожного и технического надзора ОГИБДД МВД по г.Улан-Удэ выдать СКТС на его транспортное средство после переоборудования с категории М2 (Д) на М1 (В). В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником транспортного средства Газель, модель 322132, и решил переоборудовать его с категории Д (М2) на категорию В (М1) и установить тягово-сцепное устройство. 19.11.2021г. им получено разрешение №599 дорожного технического надзора ОГИБДД УМВД России по г.Улан-Удэ на переоборудование микроавтобуса Газель с категории Д (М2) на категорию В (М1) и установку тягово-сцепное устройство. После чего он переоборудовал транспортное средство для получения протокола проверки безопасности ТС после внесенных изменений, провел технический осмотр и получил паспорт и сертификат на ТСУ. 11 апреля 2022 года он обратился в Отделение дорожного и технического надзора ОГИБДД УМВД России по г.Улан-Удэ для получения свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СКТС) для дальнейшего внесения изменений в паспорт транспортного средства. На следующий день ему было сообщено об отказе в выдаче СКТС, основанием для отказа указан п.72.10 Приказа МВД России от 10.09.2019г. №613. В даче разъяснений ему было отказано, в результате чего ФИО1 не знает какие недостатки можно устранить для повторного обращения в технический отдел для получения СКТС после переоборудования автомобиля, в чем нарушены его права на получение сертификата конструкции транспортного средства после получения разрешения на переоборудование с категории М2 (Д) на М1 (В).

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Академ Тест», начальник ОГИБДД УМВД России по г.Улан-Удэ ФИО2

В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы и требования изложенные в административном исковом заявлении поддержал. Суду пояснил, что ранее им было получено разрешение на переоборудование транспортного средства с категории «Д» на категорию «Б», однако в последующем, после внесения изменений в конструкцию транспортного средства и предоставлении всех подтверждающих документов, ответчиком отказано в выдаче соответствующего свидетельства. В настоящем он лишен возможности оформить документы по переоборудованию его микроавтобуса с категории «Д» на категорию «Б». Просил административный иск удовлетворить.

Представитель Управления МВД России по г.Улан-Удэ ФИО3 М-Ц. в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась. Суду пояснила, что после внесения изменений в конструкцию автобуса Газель с демонтажом 4-х пассажирских мест данное ТС по-прежнему будет относится к категории «Д», но с меньшим числом посадочных мест. Просила в удовлетворения административного иска отказать.

В судебном заседании начальник ОГИБДД УМВД России по г.Улан-Удэ ФИО2 с исковыми требованиями не согласился по доводам изложенным в письменном возражении. Суду пояснил, что указанное транспортное средство – автобус до внесения изменений в его конструкцию относится к автобусам категории Д/М2, у которого отсутствует одобрение типа транспортного средства, а также отсутствует свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства категории В/М1. После внесения изменений в его конструкцию, связанных с демонтажем 4 пассажирских сидений, данное транспортное средство по-прежнему будет относится к категории Д, но с меньшим числом посадочных мест. Считал, что решение об отказе вынесено при соблюдении требований действующего законодательства и не нарушает права и свободы административного истца. Просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Представители ООО «Академ Тест» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником транспортного средства ГАЗ-322132 (автобус класса В), категории Д, с государственным регистрационным знаком Р328КВ03RUS, на основании договора купли-продажи №69 от 10.02.2011г.

16.11.2021г. административный истец обратился в ОГИБДД УМВД РФ по г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче разрешения на переоборудование транспортного средства с категории «Д» на категорию «В», установки ТСУ.

Решением начальника ОГИБДД УМВД РФ по г.Улан-Удэ от 16.11.2021г. ФИО1 выдано соответствующее разрешение.

11 апреля 2022 года ФИО1 обратился в ОГИБДД УМВД РФ по г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

К заявлению были приложены заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений №ПТЭАП18-95827, протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений, заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства ООО «Эксперт-центр», диагностическая карта, фото, сертификаты соответствия, копия паспорта транспортного средства, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, копия паспорта ФИО1

Решением должностного лица – начальника ОГИБДД УМВД РФ по г. Улан-Удэ ФИО2 от 11.04.2022 г. в удовлетворении заявления ФИО1 отказано на основании п. 72.10 Приказа МВД РФ от 10.09.2019 г. №612 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства".

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 4 статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения закреплено, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

В Российской Федерации устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в том числе:

- категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

В приложении N 1 (1. Транспортные средства. 1.1. Классификация транспортных средств по категориям) Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), приведена следующая классификация транспортных средств по категориям:

- категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров: Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили:

- автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

Техническим регламентом определено, что под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения (пункт 6).

Порядок проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию определен подразделом 4 раздела V Технического регламента.

В соответствии с пунктом 75 Технического регламента проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.

В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.

В силу пункта 76 Технического регламента объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.

Согласно пункту 78 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего Технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к Техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (пункт 79 Технического регламента).

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (пункт 80 Технического регламента).

Документами, идентифицирующими транспортное средство, в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ) являются: паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); регистрационный документ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 г. N 1108 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, является МВД России. Реализация данных полномочий осуществляется им в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (пункты 1, 3).

Приказом МВД России от 10.09.2019 N 613 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

Согласно п.1 Административного регламента определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.

В соответствии с п.70 Административного регламента основанием для начала административной процедуры принятия решения о выдаче свидетельства (СКТС) либо об отказе в его выдаче является выполнение административных процедур, предусмотренных подпунктами 50.2 - 50.4 пункта 50 Административного регламента

При этом п.71 регламента установлено, что уполномоченным руководителем соответствующего территориального органа МВД России, проверяется выполнение требований Правил, технического регламента и Административного регламента

Пунктом 72.10 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в выдаче свидетельства (СКТС) являются несоответствие внесенных изменений в конструкцию транспортного средства изменениям, указанным в разрешении, и (или) протоколе проверки, и (или) декларации, и (или) их несоответствие требованиям технического регламента.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении вопроса о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности должностные лица ГИБДД реализуют полномочия по непосредственной проверке и оценке документов в отношении транспортного средства на предмет соответствия требованиям Технического регламента, а также сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство.

Из представленного ФИО1 заявления от 11/04/2022г. установлено, что должностное лицо ФИО2 в соответствующей строке, при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления административного истца, указал основания для отказа в выдаче свидетельства, а именно п. 72.120 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10.09.2019 N 613.

В силу пункта 6 Технического регламента, "категория транспортного средства" - классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований, "тип транспортного средства (шасси, компонента)" - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

Из паспорта транспортного средства видно, что марка ТС ГАЗ - 322132, наименование (тип ТС) – автобус класса В (12 мест), категория ТС – D.

Представленное административным истцом заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, изготовленное ООО «Академ Тест» с указанием в разделе 3 о переоборудовании в легковой автомобиль со сменой категории транспортного средства с М2 (D) на М1 (В) не основано на нормах действующего законодательства, противоречит требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным Техническим регламентом.

Поскольку в настоящем случае в паспорте транспортного средства указан тип транспортного средства "автобус", у должностного лица не имелось оснований для отнесения этого транспортного средства к категории легковых автомобилей.

Транспортному средству административного истца при выпуске в обращение был присвоен тип автобус, относящийся к категории М2, учитывая, что оценку установленных Техническим регламентом требований, применяемых к легковым транспортным средствам категории М1, оно не проходило, отнесение транспортного средства к категории М1 без проведения оценки соответствия требованиям, установленным к таким транспортным средствам, привело бы к несоблюдению положений Технического регламента.

Принимая во внимание, что обжалуемое решение принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований действующего законодательства, совокупность условий для признания оспариваемых действий административного ответчика незаконным, равно как и факты нарушения, данными действиями прав и законных интересов ФИО1 по делу не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья Б.И. Танганов