ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2127/2022 от 24.03.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

39RS0001-01-2022-001125-60

Дело № 2а-2127/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2022года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Медведском Н.Ю.,

с участием административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным, возложении обязанности признать безработным, заинтересованные лица Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» ( далее ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области»), в котором просил признать незаконными приказ ГКУ КО ««ЦЗН Калининградской области» от 02.02.2022года №0330/220ЗНС об отказе в признании безработным, обязать ГКУ «ЦЗН Калининградской области» признать его безработным с даты первичного обращения в службу занятости с 09.01.2022года.

В обоснование административного иска указал, что 21.01.2022года обратился к ответчику с заявлением за содействием в поисках подходящей работы, заявление принято, заведено личное дело.

02.02.2022года он ознакомлен с приказом №0330/2203НС руководителя ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области», которым ему отказано в признании безработным на основании подпункта 2 пункта 10 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением правительства российской Федерации от 02.11.2021года №1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в связи с предоставлением недостоверных сведений.

Полагая отказ в признании его безработным неправомерным, обжаловал приказ в вышестоящий орган Министерство социальной политики Калининградской области.

Министерством социальной политики Калининградской области его жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагает отказ в признании его безработным в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства, подтвержденной органами внутренних дел является неправомерным, поскольку решением Ленинградского райсуда г.Калининграда от 16.12.2011года установлен факт его проживания с марта 2007года на территории РФ в Калининградской области, на дату вынесения решения и в настоящее время он проживает по адресу: <адрес>

Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Отказ в признании его безработным нарушает его права на получение предусмотренной законом социальной поддержки безработных с момента обращения в службу занятости.

В судебном заседании ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил требования административного иска удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» по доверенности ФИО2 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, указывая на то, что решение об отказе в признании истца является законным и обоснованным, поскольку в соответствии с п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» решение о постановке на учет гражданина в качестве безработного принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, представленные административным истцом документы содержали недостоверные данные о регистрации истца по месту жительства. Согласно полученным по запросу ЦЗН сведениям, ФИО1 регистрации по месту жительства в г.Калининграде не имеет, каких-либо документов, подтверждающих факт его проживания на территории Калининградской области не представил.

Заинтересованные лица Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области о месте, времени рассмотрения административного дела извещены судом надлежаще, своих представителей для участия в деле не направили.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска ФИО1 судом не установлено.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п.2 указанной статьи Закона о занятости решение о постановке на учет гражданина в качестве безработного принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены Правила регистрации граждан в целях подходящей работы ( далее Правила), которые определяют порядок регистрации безработных граждан.

Порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центры занятости населения).

Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с указанными Правилами, в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными ( пункт 2, 3 Правил).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:

- заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;

- документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Правил постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным в случае представления зарегистрированным гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также других недостоверных данных для признания его безработным;

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.01.2022года ФИО1 обратился с заявлением в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, указав в заявлении местом своего жительства : <адрес> тип адреса – постоянная регистрация.

В порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы Центром занятости населения запрошены в МВД РФ сведения о регистрации ФИО1 по месту жительства.

Согласно поступившему ответу сведения о регистрации ФИО1 по месту жительства на территории Калининградской области отсутствуют.

Факт отсутствия у административного истца регистрации по месту жительства в Калининградской области им не оспаривался.

В паспорте административного истца сведения о его регистрации по месту жительства в Калининградской области также отсутствуют.

Приказом Центра занятости населения от 02.02.2022 № 033Д/2203110 административному истцу отказано в признании его безработным в связи с представлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

При таком положении, поскольку ФИО1 не имеет регистрации по месту жительства по адресу, указанному им в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, должностным лицом Центра занятости населения сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом представлены недостоверные данные для признания его безработным, что в силу положений подпункта «е» пункта 10 Правил регистрации граждан в целях подходящей работы, является основанием для отказа в постановке на регистрационный учет в качестве безработного.

Доводы административного истца, приведенные в административном иске о том, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения его права на получение социальной поддержки для безработных граждан, о незаконности оспариваемого приказа не свидетельствуют.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1868-О само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.

В этом же Определении Конституционный Суд РФ указал на то, что п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Определением Конституционного Суда РФ от 06.02.2003 N 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации» разъяснено, что такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.

Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Конституционный Суд РФ указал, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает.

Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила), предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

В силу положений п. 18 Правил отметка о регистрации совершеннолетнего гражданина по месту жительства ставится в паспорт.

Ссылка административного истца на решение Ленинградского райсуда г.Калининграда от 16.12.2011года об установлении факта проживания ФИО1 с марта 2007года и на дату вынесения решения на территории РФ в Калининградской области, факт проживания ФИО1 по адресу, указанному им в заявлении о предоставлении государственной услуги на дату обращения с таким заявлением, не подтверждает.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом Приказ Центра занятости населения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным по основаниям предоставления недостоверных данных для признания его безработным, основан на законе и ему не противоречат, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным, возложении обязанности признать безработным, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2022года.

Судья Е.В.Чеснокова