ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2127/2022 от 29.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

2а-2127/2022 (43RS0001-01-2021-008453-76)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 29 июля 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Вычегжанина Р.В.,

при секретаре Обоймовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ишимова М. С. к ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району, начальнику ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району Шишкиной О.В., Заведующему сектором развития сельских территорий "Загородная зона" территориального управления по Ленинскому району Чичибабину Р.О., Сектору развития сельских территорий "Загородная зона" ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району, Администрации МО "Город Киров" о признании разрешения на осуществление земляных работ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Ишимов М. С. (далее – Ишимов М.С., административный истец) обратился в суд с выше указанным административным иском. В обосновании исковых требований указал, что {Дата изъята} садоводами СНТ Чухломинский-2 были произведены земляные работы по строительству автомобильной дороги от СНТ Чухломинский-2 до примыкания к улице д.Чуркино с южной стороны в параллели с существующей полевой дорогой, проходящей в объезд д.Чуркино с восточной стороны. Строительство автомобильной дороги произведено на основании разрешения {Номер изъят} от {Дата изъята}, выданного председателю СНТ «Чухломинский-2» Каючкину Ю.В. отделом развития территорий «Загородная зона» территориального управления по Ленинскому району г.Кирова на земельный участок с кадастровым {Номер изъят}. {Дата изъята} сотрудниками отдела развития территорий «Загородная зона» дорога принята по акту приема-передачи. Согласно письму администрации г.Кирова от {Дата изъята}{Номер изъят} на основании разрешения {Номер изъят} произведено оканавливание дороги в границах земельного участка с кадастровым {Номер изъят} на землях с неразграниченной государственной собственностью. Дорога построена из отходов от разборки строительных конструкций. При этом Управлением строительства и развития инженерной инфраструктуры не разрабатывалась проектная и сметная документация на строительство дороги, не составлялось техническое задание, соответственно, не выделялся земельный участок для проектирования и последующего строительства линейного объекта. По письму начальника Управления градостроительства и архитектуры от {Дата изъята}{Номер изъят} проект строительства дороги в примыкании к землям муниципальной собственности не разрабатывался. Деревню Чуркино окружают с восточной, южной и западной стороны два земельных участка с кадастровыми {Номер изъят} и {Номер изъят}, находящимися в федеральной собственности. Южная граница деревни и окончание улицы деревни, к которой произведено примыкание вновь построенной дороги, граничат только с земельным участком с кадастровым {Номер изъят}. В соответствии с согласованным топографическим планом, отображающим место проведения земляных работ, разрешение {Номер изъят} действительно было выдано в границах земельного участка с кадастровым {Номер изъят}. При этом на земельный участок с кадастровым {Номер изъят}, по которому также была построена указываемая дорога до примыкания к улице д. Чуркино, разрешение {Номер изъят} не распространялось. На расположенный треугольный земельный участок с неизвестным статусом, длиной в 20 метров, прилегающий к д. Чуркино с южной стороны, разрешения на земляные работы также не имелось. Таким образом, разрешение {Номер изъят} от {Дата изъята}, выданное отделом развития территорий «Загородная зона» территориального управления по Ленинскому району г. Кирова на земельный участок с неразграниченной государственной собственностью в составе участка с кадастровым {Номер изъят} выдано незаконно, с превышением полномочий. Действия сотрудников сектора развития сельских территорий территориального управления по Ленинскому району г.Кирова нарушают нормы федерального закона № 137-ФЗ «О введение в действие земельного кодекса РФ». Выдача разрешения {Номер изъят} от {Дата изъята}, выданного СНТ «Чухломинский-2», произведена в нарушение нормативного акта «Порядка предоставления разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 20.06.2017 № 59/7. На основании заявления заведующего сектором развития сельских территорий территориального управления по Ленинскому району от {Дата изъята}{Номер изъят} осуществление дорожной деятельности находилось на момент выдачи разрешения {Номер изъят} от {Дата изъята} вне полномочий территориального управления администрации г. Кирова по Ленинскому району и сектора развития сельских территорий территориального управления по Ленинскому району.

На основании изложенного, просил признать разрешение {Номер изъят} от {Дата изъята}, выданного сектором развития сельских территорий территориального управления по Ленинскому району администрации города Киров незаконным.

В судебном заседании административный истец Ишимов М.С. поддержал позицию, изложенную в административном исковом заявлении, на заявленные требования уточнил, просил признать разрешение №15 от 05.04.2018 года, выданное сектором развития сельских территорий территориального управления по Ленинскому району администрации города Киров недействительным со дня его выдачи. Дополнительно указал, что разрешение № 15 выдано не уполномоченным на то лицом и с превышением полномочий, за пределами населенного пункта, так как за границами д. Чуркино не существует муниципальных дорог, межмуниципальных или иных дорог, переданных в муниципальную собственность в отношении которых Сектором, Территориальным управлением по Ленинскому району, МКУ «УДПИ» г. Кирова или администрацией города Кирова могло быть выдано разрешение на «оканавливание». Строительство дороги произведено незаконно без разрешения Управления дорожной и парковой инфраструктуры г.Кирова. Сам он проживает в д.Чуркино, имеет в пользовании жилой дом, дорога построенная и примыкающая к деревне Чуркино угрожает безопасности дорожного движения.

Представитель административного ответчика администрации города Кирова по доверенности Куданцева Н.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила отзыв. В отзыве указано, что д. Чуркино со всех сторон граничит с государственными землями с кадастровым номером {Номер изъят}, находящимися в оперативном управлении ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА» на праве постоянного (бессрочного) пользования и являющимся единым землепользованием, состоящим из 67 земельных участков, границы которых в соответствии с действующим законодательством не были установлены. Проезд, соединяющий д. Чуркино и СНТ «Чухломинский-2», СНТ «Мотажник-1», СНТ «Надежда» входит в территорию единого землепользования с кадастровым номером {Номер изъят}. Согласно материалам межевого плана, между участками {Номер изъят} и {Номер изъят} выделен земельный участок для полевой дороги, который относится к землям с неразграниченной государственной собственностью. Данный вариант уточнения границ был согласован с ТУ Росимущества в Кировской области и ФГБОУ ВО «ВГСХА». Согласно Правилам внешнего благоустройства в муниципальном образовании, утвержденные решением Кировской городской Думы № 19/41 от 27.08.2008 (в ред. от 31.10.2017), земляные работы могли производиться только после получения разрешения на осуществление земляных работ, выдаваемого территориальным управлением администрации города Кирова по соответствующему району. Решением Кировской городской Думы № 59/7 от 20.06.2017 был утвержден Порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования «Город Киров», в соответствии с которым устанавливалась процедура и требования по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена. На основании заявки СНТ «Чухломинский-2» заявителю территориальным управлением администрации города Кирова по Ленинскому району выдано разрешение на осуществление земляных работ {Номер изъят} от {Дата изъята} на оканавливание дороги от СНТ «Чухломинский-2» до деревни Чуркино. Данное разрешение на осуществление земляных работ действовало в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}. После проведения работ по оканавливанию дороги, работы по благоустройству приняты территориальным управлением по Ленинскому району, подписан акт приема-сдачи работ {Дата изъята}. На основании изложенного считает, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом с соблюдением предусмотренной процедуры, не противоречит нормам действующего законодательства. В отзыве также указывает, что истцом пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением в суд.

Представители административного ответчика ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району по доверенности Козловских М.Е., Вашурина Я.Ю., в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в иске отказать, представили отзыв. В отзыве указано, что в соответствии с Положением о секторе развития сельских территорий территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району, сектор является структурным подразделением территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району и осуществляет деятельность на закрепленной территории. На основании заявки СНТ «Чухломинский-2» заявителю территориальным управлением администрации города Кирова по Ленинскому району выдано разрешение на осуществление земляных работ {Номер изъят} от {Дата изъята} на оканавливание дороги от СНТ «Чухломинский-2» до деревни Чуркино. Данное разрешение на осуществление земляных работ действовало в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}. После проведения работ по оканавливанию дороги, работы по благоустройству приняты территориальным управлением по Ленинскому району, подписан акт приема-сдачи работ {Дата изъята}. Таким образом, выданное разрешение на осуществление земляных работ исполнено заявителем в полном объеме и признание его не законным не повлечет восстановление прав истца, которые он считает нарушенными. Также указывает, что истцом пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением в суд.

Административные ответчики начальник территориального управления по Ленинскому району г. Кирова Шишкина О.В., заведующий сектором развития сельских территорий «Загородная зона» ТУ по Ленинскому району Чичибабин Р.О., представитель Сектора развития сельских территорий «Загородная зона» ТУ по Ленинскому району в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо председатель СНТ «Чухломинский-2» Каючкин Ю.В. просил в иске отказать, считает выданное разрешение на производство земляных работ законным и обоснованным. В суде показал, что оконавливание и строительство дороги было осуществлено в интересах садоводов, поскольку весной и осенью в СНТ «Чухломинский-2» проехать возможно только через д.Чуркино, иного пути подъезда не имеется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица СНТ «Чухломинский-2» Ляхова Ю.В. возражала против удовлетворения требований административного истца, поддержала позицию ответчиков.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (п. 3);

порядка проведения земляных работ (п. 12);

осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (п. 17, действовал до 01.07.2021).

Согласно ч. 1 ст. 1 решения Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19 «Об Уставе муниципального образования «Город Киров» муниципальное образование «Город Киров» (в дальнейшем - муниципальное образование) - городской округ с границами, установленными Законом Кировской области от 07.12.2004 № 284-30 «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения».

Муниципальное образование включает непосредственно город Киров и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями (ч. 1 ст. 2 Устава), что соответствует п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Территории сельских населенных пунктов административно подчинены районам города. Реестр населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, утверждается законом Кировской области (п. 3 ст. 2 Устава).

Согласно Закону Кировской области от 04.12.2007 № 203-3О «О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области» д. Чуркино и СНТ «Чухломинский-2» (ж.д. станция Чухломинский) находятся в границах Ленинского района муниципального образования «Город Киров». Таким образом, земельные участки в отношении которого выдано оспариваемое разрешение на осуществление земляных работ, входит в границы городского округа МО «Город Киров».

В силу статьи 8 Устава муниципального образования «Город Киров» к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования.

На территории муниципального образования «Город Киров» действуют Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании, утвержденные решением Кировской городской Думы № 19/41 от 27.08.2008 (далее - Правила внешнего благоустройства), согласно которым (в редакции от 31.10.2017, действующей на момент выдачи оспариваемого разрешения) земляные работы, связанные с разработкой (выемкой, отсыпкой, планировкой) грунта (за исключением пахотных работ), вскрытием дорожной одежды проезжих частей, въездов, тротуаров, автостоянок, посадочных площадок на остановках транспорта общего пользования, территорий при прокладке, перекладке, реконструкции, ремонте инженерных коммуникаций или забивкой свай и шпунта, а также буровые работы могут производиться только после получения разрешения на осуществление земляных работ, выдаваемого территориальным управлением администрации города Кирова по соответствующему району (далее - территориальное управление) в соответствии с Порядком предоставления разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы № 59/7 от 20.06.2017 (далее - Порядок) (п. 10.1 Правил внешнего благоустройства).

Данный Порядок в период действия, устанавливал процедуру и требования по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, порядок и основания продления, закрытия и отзыва разрешения на осуществление земляных работ, и был обязателен для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими проведение земляных работ на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена (п.п. 1.2, 1.3 Порядка).

Согласно п. 2.3 Порядка для получения разрешения на осуществление земляных работ заявитель обращается в территориальное управление администрации города Кирова по району, на территории которого будет производиться раскопка, с заявкой на предоставление разрешения на осуществление земляных работ.

Решением Кировской городской Думы № 21/18 от 23.12.2013 утверждено Положение о территориальном управлении администрации города Кирова по Ленинскому району. В соответствии с возложенными задачами, территориальное управление осуществляет функции, в том числе по решению вопросов в сфере благоустройства и землепользования, в частности, предоставляет разрешение на осуществление земляных работ на территории района (п. 3.2.15 указанного Положения) (л.д.145 том.1).

В соответствии с Положением о секторе развития сельских территорий территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району, данный сектор является структурным подразделением территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району и осуществляет деятельность на закрепленной территории (л.д. 100-105 том.1).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Кирова от 21.04.2020 № 837-п установлены публичные сервитуты в отношении земельного участка кадастровым номером 43:40:000000:70, который находится в федеральной собственности, предоставлен ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия» на праве постоянного (бессрочного) пользования и включает в себя 67 обособленных земельных участков, в том числе участки с кадастровыми номерами {Номер изъят} и {Номер изъят}, а также участки, в отношении которых государственная собственность не разграничена. Кадастровый учет данных земель не завершен, границы в установленном законом порядке не определены (л.д.13 том 1).

Границы частных земельных участков деревни Чуркино вплотную граничат с указанными государственными землями, в связи с чем, обустройство дороги в объезд деревни Чуркино не представляется возможным.

Обустройство проезда от СНТ «Чухломинский-2» до деревни Чуркино садоводами произведено по территории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Оканавливание указанной дороги произведено в рамках разрешения на осуществление земляных работ от {Дата изъята}{Номер изъят}, выданного СНТ «Чухломинский-2» после получения всех необходимых согласований территориальным управлением администрации города Кирова по Ленинскому району. Данное разрешение на осуществление земляных работ действовало с {Дата изъята} по {Дата изъята}. После оканавливания дороги, работы по благоустройству приняты территориальным управлением по Ленинскому району, акт подписан {Дата изъята} (л.д.33-41 том 1).

Согласно информации, представленной {Дата изъята} ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», и имеющихся сведений из геоинформационной системы «ИнГео», полевая дорога, соединяющая деревню Чуркино и СНТ «Чухомлинский-2», СНТ «Монтажник-1», СНТ «Надежда» входит в территорию земельного участка с кадастровым номером {Номер изъят}, который является частью единого землепользования с кадастровым номером {Номер изъят} и предоставлен территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия».( Указанные сведения содержатся в письме Администрации г.Кирова от 18.03.2019 л.д.13-17, том1).

Разрешение на производство земляных работ {Номер изъят} от {Дата изъята} было выдано на конкретный вид работ – оканавливание дороги на конкретном земельном участке с площадью 940 кв.м. в соответствии с действовавшим регламентом. Срок действия разрешения истек, производство работ было разрешено с {Дата изъята} по {Дата изъята}, продлено до {Дата изъята}. Действие оспариваемого разрешения закрыто {Дата изъята} в связи с принятием благоустройства оканавливания дороги, что подтверждается актом приема-сдачи.

Разрешение подписано заместителем начальника территориального управления по Ленинскому району г.Кирова В.В. Скрипченко. Представителем ответчика Территориального управления по Ленинскому району г.Кирова в суд представлена копия распоряжения о переводе работника на должность муниципальной службы (л.д.215 том 3), согласно которого с {Дата изъята} Скрипченко В.В. назначен на должность заместителя начальника Территориального управления администрации г.Кирова по Ленинскому району.

Вопреки доводам истца, оспариваемое разрешение на производство земляных работ выдано уполномоченным должностным лицом в рамках служебных полномочий, в соответствии с действовавшим нормативным регламентом на его выдачу.

При этом оспариваемое разрешение не предусматривает строительство дороги, как утверждает административный истец, видом работ в соответствии с данным разрешением указано - оканавливание дороги и только в отношении части земельного участка площадью 940 кв.м., находящегося в пределах МО «Город Киров».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого разрешения незаконным или недействительным не имеется.

Кроме того, истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в результате выдачи данного разрешения на проведения земляных работ. Тот факт, что истец является жителем д.Чуркино и не желает, чтобы через деревню проезжали лица, не проживающие в ней, не является обстоятельством нарушения его прав. Напротив, из показаний ответчиков и заинтересованных лиц, следует, что разрешение на производство земляных работ для последующего обустройства дороги выдано в интересах многочисленной группы лиц - владельцев садоводческих участков в СНТ «Чухломинский-2» и СНТ «Монтажник-1» с целью обеспечения беспрепятственного проезда. Доводы ответчика о том, дорога угрожает безопасности движения, суд не принимает во внимание, поскольку предметом спора строительство дороги и ее содержание не является.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административный истец в судебном заседании пояснил, что узнал о нарушении его прав в августе 2018 года, просил восстановить срок.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок на обжалование решения административного ответчика, основания для восстановления пропущенного процессуального срока суд отсутствуют, уважительных причин для восстановления срока для обжалования действий ответчиков Ишимовым М.С. не представлено.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения истца не имеется.

руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Ишимову М. С. в удовлетворении административных исковых требований к ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району, начальнику ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району Шишкиной О.В., заведующему сектором развития сельских территорий "Загородная зона" территориального управления по Ленинскому району Чичибабину Р.О., Сектору развития сельских территорий "Загородная зона" ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району, Администрации МО "Город Киров" о признании разрешения на осуществление земляных работ от {Дата изъята} незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Вычегжанин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 августа 2022

Решение11.08.2022