ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2128/16 от 26.05.2016 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

дело № 2а-2128/16

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

26 мая 2016 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,

при секретаре Ворониной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першина А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконными решений государственного регистратора Циколенко Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в установленные законом сроки осуществить регистрацию указанных объектов недвижимости, заинтересованное лицо: Шахтинский отдел Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л :

Першин А.А. обратился в Шахтинский городской суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Циколенко Н.А. и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж. В иске ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ <адрес> (далее по тексту - МФЦ) им были поданы документы для государственной регистрации права собственности на совместно используемые объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым и построенный на нем индивидуальный гараж, расположенные по адресу: <адрес>. Государственным регистратором Циколенко Н.А. решением отДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу Россия, <адрес>. Также решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: гараж , расположенный по адресу <адрес>. Основанием для отказа регистратор указал абзац 10 п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации, а также уплату госпошлины за госрегистрацию в меньшем размере, при том, что им было уплачено 350 руб., а регистратор указала, что необходимо убыло уплатить 2000 руб., с чем он не согласен. Просит суд: признать незаконными решения государственного регистратора Циколенко Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, , и об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж, , обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в установленные законом сроки осуществить регистрацию указанных объектов недвижимости.

При подготовке дела к судебному разбирательству истец исключил из состава лиц, участвующих в деле, должностное лицо - госрегистратора Циколенко Н.А. (л.д. 69).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица судом привлечен Шахтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в котором состоит на службе государственный регистратор Циколенко Н.А.

Административный истец Першин А.А. и его представитель в судебное заседание явились, требования административного иска поддержали в полном объеме, приведя в обоснование доводы, аналогичные указанным в иске.

Представитель административного ответчика Жаворонкова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, иск не признала, указав доводы, изложенные в возражениях на иск (л.д. 59-66).

Выслушав стороны, оценив письменные доказательства, суд считаеттребования, изложенные административным истцом в административном иске, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

-в соответствии с. ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров;

-согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

10. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу системного толкования ст.ст. 226, 227 КАС РФ, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

-нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца;

-несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, оспариваемое решение является законным и не противоречит какому-либо нормативному правовому акту в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Шахтинский отдел Управления росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, обратился Першин А.А., о чем сделана запись в книге учета входящих документов .

Так же, ДД.ММ.ГГГГ Першин А.А. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: гараж, , расположенный по адресу: <адрес>, о чем сделана запись в книге учета входящих документов .

В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации, государственным регистратором была проведена правовая экспертиза всех представленных для государственной регистрации документов, при проведении которой было установлено следующее.

Першиным А.А. самостоятельно был предоставлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350 руб., оплаченный за регистрацию права собственности на земельный участок с разрешенным использованием: автостоянки и гаражи.

В соответствии со ст. 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 настоящего пункта: для физических лиц - 2000 руб.

Согласно пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 руб. В указанном случае размер государственной пошлины установлен в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, права на который регистрируются.

В соответствии в пп. 5.2 п.1 ст. 333.18 НК РФ, плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 - 33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

Согласно п. 5 ст. 4 191-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

В порядке межведомственного взаимодействия был сделан запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> и получен ответ в виде направленной в Шахтинский отдел копии Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "<адрес>", под индивидуальным гаражом, со следующими характеристиками: адресный ориентир - <адрес>, бывший автокооператив "Москвич", по пер. <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянки и гаражи, площадь - 24 кв.м. Установлен адрес земельному участку и гаражу в бывшем автокооперативе "Москвич": <адрес>, и принято решение об образовании из земельного участка, находящегося в госсобственности и не закрепленного за конкретными землепользователями, земельного участка со следующими характеристиками: адрес - <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянки и гаражи, площадь - 24 кв.м.

Исходя из вышеизложенного, за регистрацию права собственности на земельный участок с такими характеристиками должна взиматься государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Таким образом, в связи с неуплатой Першиным А.А. всей суммы государственной пошлины в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок, была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Поскольку, до принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона о регистрации, Першиным А.А. не была произведена оплата госпошлины на сумму 1650 руб. и не было подано заявление о прекращении регистрации, в проведении государственной регистрации права собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации было отказано.

Государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества: гараж, так же была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, в связи с сомнениями регистратора в наличии оснований для государственной регистрации, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права собственности на гараж - созданный объект недвижимого имущества, регистратором установлено, что отсутствует регистрация права собственности на земельный участок, что подтверждается копией уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Так, как Першиным А.А. ДД.ММ.ГГГГ были одновременно сданы документы для регистрации права собственности и на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, по которым было принято решение о приостановлении регистрации права собственности на земельный участок, права собственности на вышеуказанный земельный участок у него не возникло.

В соответствии с п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ):

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

В представленной ДД.ММ.ГГГГ Першиным А.А. декларации в п. 5.2 была неверно указана этажность гаража - 1 и 1 подземный, хотя должно указываться общее количество этажей, включая подземные.

ДД.ММ.ГГГГ Першиным А.А. были представлены дополнительные документы: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ с указанием этажности - 2.

ДД.ММ.ГГГГ, исх. , сделан межведомственный запрос справки БТИ, подтверждающей отсутствие возникновения права собственности на гараж до введения в действие 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, ответ на который до ДД.ММ.ГГГГ не поступил.

В соответствии со статьей 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 настоящего пункта: для физических лиц - 2000 руб. В соответствии в п.п. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 руб.

В указанном случае размер государственной пошлины установлен в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, так как гараж расположен на земельном участке с разрешенным видом использования - гаражи и автостоянки, госпошлина за регистрацию права собственности на гараж должна быть уплачена в размере 2000 руб., однако Першиным А.А. оплата произведена в размере 350 руб.

Поскольку, до принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона о регистрации, Першиным А.А. не была произведена оплата госпошлины на сумму 1650 руб. и не было подано заявление о прекращении регистрации, в проведении государственной регистрации права собственности было отказано сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ и (л.д. 15, 16) на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, из которого следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует о законности действий Управления об отказе в государственной регистрации права собственности.

Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные, а действовал госрегистратор, как установлено выше, в соответствии с требованиями закона, в том числе Налогового законодательства.

Как установлено и указано выше, при определении размера госпошлины госрегистратор руководствовался помимо Налогового кодекса Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "<адрес>", под индивидуальным гаражом принадлежащим истцу, со следующими характеристиками: адресный ориентир - <адрес>, бывший автокооператив "Москвич", по пер. Мясокомбинатовский, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянки и гаражи.

Как установлено в судебном заседании истцом указанное постановление не оспаривалось, что было подтверждено самим истцом и его представителем.

Так же, истцом заявлены требования об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности на гараж и земельный участок.

Указанные требования, по мнению суда, также не подлежат удовлетворению, так как в удовлетворении основных требований судом отказано.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, судья находит их не объективными, подлежащими сомнению, а требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Першина А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решений государственного регистратора Циколенко Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, , и об отказе в государственной регистрации права собственности на гараж, , обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в установленные законом сроки осуществить регистрацию указанных объектов недвижимости, заинтересованное лицо: Шахтинский отдел Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с 01.06.2016 года.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться, начиная с 01.06.2016 года.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2016 года.

Судья: Моисеенков А.И.