ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2128/17 от 30.08.2018 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2018 года г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Рыбиной Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дачного некоммерческого партнерства «Жемчужина» к местной администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> об оспаривании отказа в утверждении проекта организации и застройки территории и обязании утвердить проект,

УСТАНОВИЛ:

Дачное некоммерческое партнерство «Жемчужина» (далее – ДНП, ДНП «Жемчужина») обратилось в суд с административным исковым заявлением к местной администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> (далее – местная администрация, администрация МО Гостилицкое сельское поселение), указав, что ДД.ММ.ГГГГ представило на утверждение в местную администрацию проект организации и застройки территории ДНП «Жемчужина», однако решением, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО Гостилицкое сельское поселение отказала в согласовании (утверждении) представленного проекта ввиду его не соответствия СП 53.13330.2011.

Административный истец считает отказ местной администрации в утверждении представленного проекта организации и застройки территории ДНП «Жемчужина» незаконным, поскольку является немотивированным, а нормы СП 53.13330.2011 носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе. ДНП «Жемчужина» полагает, что местная администрация вышла за пределы своих полномочий, поскольку исходя из буквального толкования закона обладала лишь возможностью утверждения проекта, а не его согласованием.

ДНП «Жемчужина» просило признать решение администрации МО Гостилицкое сельское поселение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в утверждении проекта организации и застройки территории ДНП «Жемчужина» и обязать административного ответчика утвердить этот проект, направленный ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель ДНП «Жемчужина» - председатель правления ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрация МО Гостилицкое сельское поселение – глава местной администрации ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав письменный отзыв (т. 1 л.д. 95-97), из которого следует, что утверждение проекта организации и застройки территории некоммерческих объединений осуществлялось только до ДД.ММ.ГГГГ, а также подробно изложены основания, по которым ДНП было отказано в утверждении представленного проекта.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО3, действующая на основании доверенности (т. 3 л.д. 85), в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, действующей на момент обращения ДНП «Жемчужина» в администрацию МО Гостилицкое сельское поселение по вопросу утверждения проекта организации и застройки территории ДНП, организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.

Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 66-ФЗ).

Прежняя редакция ст. 32 Федерального закона № 66-ФЗ предусматривала, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются:

материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;

архитектурно-планировочное задание;

технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:

проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;

сметно-финансовые расчеты;

графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.

Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении).

Вместе с тем пунктом 8 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Таким образом, анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что согласование проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется непосредственно с этим объединением, заказавшим данный проект, тогда как до ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок перечисленным некоммерческим объединениям, в двухнедельный срок утверждает представленную этим объединением проектную документацию. В рамках рассмотрения настоящего спора таким органом местного самоуправления по утверждению проекта организации и застройки территории до ДД.ММ.ГГГГ являлась администрация МО Гостилицкое сельское поселение, на территории которого расположено ДНП «Жемчужина».

С ДД.ММ.ГГГГ утверждение проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законом не предусмотрено, поскольку 32 Федерального закона № 66-ФЗ и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. При этом орган местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок перечисленным некоммерческим объединениям, утрачивает полномочия по утверждению документации по планировке территории.

Судом установлено и не оспаривалось участниками судебного разбирательства, что созданное ДД.ММ.ГГГГ ДНП «Жемчужина» повторно обратилось ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО Гостилицкое сельское поселение по вопросу утверждения проекта организации и застройки территории ДНП, представив дополненный и измененный проект взамен представленного ранее на утверждение (т.1 л.д. 9, 10, 11, 29-30, т. 2 л.д. 1- 98).

Оспариваемым решением администрации МО Гостилицкое сельское поселение, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы местной администрацию ФИО2, по результатам рассмотрения представленного проекта организации и застройки территории ДНП «Жемчужина» отказано в согласовании (утверждении) проекта в виду несоответствия его СП 53.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан» и как следствие Федеральному закону № 66-ФЗ. Этим же письмом представленный на утверждение проект направлен ДНП «Жемчужина» на доработку и для приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства (т. 1 л.д. 31).

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Механизм реализации такого права закреплен в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), который устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, который распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (п. 4 ст.1).

В силу пп. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменный ответ (решение) по существу поставленных в обращении вопросов должен быть мотивированным со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм.

Оспариваемый отказ администрации МО Гостилицкое сельское поселение, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, указанным выше требованиям не отвечает, поскольку анализ его содержания не позволяет установить каким именно требованиям СП 53.13330.2011 и Федерального закона № 66-ФЗ не соответствует представленный истцом на утверждение проект организации и застройки территории ДНП «Жемчужина», и какие именно недостатки требуют доработки и устранению ДНП «Жемчужина», то есть не указаны мотивы принятого решения, не содержатся сведения со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном случае административным ответчиком указанное требование не выполнено, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения администрацией МО Гостилицкое сельское поселение не доказана.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права и законные интересы административного истца, в связи с чем следует признать незаконным изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ решение местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение об отказе в утверждении проекта организации и застройки территории ДНП «Жемчужина».

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в рамках настоящего административного дела, учитывая, что администрация МО Гостилицкое сельское поселение с ДД.ММ.ГГГГ более не наделена полномочиями по утверждению проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения, что исключает возможность возложения на ответчика соответствующей обязанности, суд считает необходимым обязать местную администрацию в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу дать мотивированный ответ по существу представленного на утверждение проекта организации и застройки территории ДНП «Жемчужина».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Дачного некоммерческого партнерства «Жемчужина» удовлетворить частично.

Признать незаконным изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ решение местной администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> об отказе в утверждении проекта организации и застройки территории Дачного некоммерческого партнерства «Жемчужина».

Обязать местную администрацию муниципального образования Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу дать мотивированный ответ по существу представленного на утверждение проекта организации и застройки территории Дачного некоммерческого партнерства «Жемчужина».

В удовлетворении остальной части исковых требований Дачного некоммерческого партнерства «Жемчужина» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.С. Смирнов