Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гдов 24 ноября 2020 года
ГдовскийрайонныйсудПсковскойобластив составепредседательствующего Асадова А.Б., присекретаре судебного заседания ФИО1, с участием административного истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебномзаседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Гдовского района Псковской области о признании незаконным решения о недопустимости строительства от ДД.ММ.ГГГГ№,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Гдовского района Псковской области – отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства об оспаривании решения.
В обосновании заявленных требований указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
Согласно выписке, из ЕГРН, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок предоставлен для дачного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ он направил уведомление о планируемом строительстве одноэтажного садового дома, площадью застройки <данные изъяты>, с отступами от границ не менее 3-х метров, на земельном участке в отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Гдовского района Псковской области, далее Уведомление о строительстве.
ДД.ММ.ГГГГ, он получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
По существу, в п. 2 уведомления об отказе указано, что земельный участок находится в зоне земель сельскохозяйственного назначения, поэтому, он не имеет права на строительство садового (дачного) дома, с чем не согласен.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ 1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). 2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со cт. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Учитывая указанные обстоятельства и нормы права считает, что уведомлением об отказе нарушены его права и законные интересы.
В связи с чем просит признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрация Гдовского района Псковской области о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> незаконным.
В судебномзаседании административный истец ФИО2исковыетребованияподдержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Добавил, что Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, далее Классификатор.Согласно Классификатору, а именно коду 13.2 - ведение садоводства (аналог с видом разрешенного использования - для дачного строительства) на земельном участке возможно размещение садового дома.
Указал, что ранее земельный участок входил в земли с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно коду 2.2. Классификатора, на земельных участках с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, возможно размещение жилого дома.Вид разрешенного использования земельного участка - для дачного строительства, был установлен (изменен с вида - для ведения личного подсобного хозяйства) Постановлением № Главы Гдовского района МО «Гдовский район» Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление было вынесено на основании ст. 28, п. 3, пп. 3 ФЗ «Об «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № ЗО-ФЗ в редакции № 40, от 27.12.2009, действующая с 01.01.2010.Позже, Законом Псковской области от 26.12.2014 1469-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», права и обязанности по установлению (изменению) видов разрешенного использования земельных участков, возложены на Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.
В соответствии с письмом от 29.05.2017 № 14-06641-ГЕ/17 федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Министерство экономического развития РФ), федеральная служба, относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с "Сенокос" на "Садоводство", полагает возможным отметить следующее: учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования "Садоводство" (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0), полагат, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с "Сенокос" на "Садоводство" как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленной кодом 1.5, что следует из представленных на государственную регистрацию права.
Представитель административногоответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что земельный участок принадлежащий истцу относится к землям сельхозназначения, к которым градостроительный регламент не установлен и относится к сельскохозяйственным угодьям. Согласно ст. 79 п. 1 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья, пашни, сенокосы, пастбища, залежи земли, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками, и т.д. в составе земель сельхозназначения имеют приоритет использования и подлежат особой охране. Согласно п. 6 ст. 79 ЗК сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек, и гаражей на садовом земельном участке. На момент изменения вида разрешенного использования участка действовала стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, в которой установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Таким образом до принятия специального законодательства о зонировании территории для сельскохозяйственных угодий действует особый правовой режим, имеющий цель охрану указанных земель, и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки. Учитывая вышеизложенное, застройка земельного участка относящегося к сельхозугодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения невозможна, вне зависимости от того, какой вид разрешенного использования до того момента, как она будет включена в границы населенного пункта.
Выслушав стороны, исследовавматериалыдела, судприходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С 04.08.2018 установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2021 допускается регистрация прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55ГрК РФ; ст. 222 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу п. 15, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО3, является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для дачного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ направил в отдел строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации Гдовского района Псковской области уведомление о планируемом строительстве садового дома.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации Гдовского района ФИО6 в адрес ФИО3 направлено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ уведомил истца о недопустимости размещения садового дома на земельном участке с КН №, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>,в связи с тем, что в соответствии с ПЗЗ сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ участок находится в зоне земель сельскохозяйственного назначения (угодья). В соответствии с ст.ст. 77,78 Земельного кодекса РФ на указанном земельном участке могут размещаться лишь производственные, а так же иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения используемые в процессе ведения сельского хозяйства.
СогласноКонституцииРоссийскойФедерацииземля и другиеприродныересурсыиспользуются и охраняются в РоссийскойФедерациикакосноважизни и деятельностинародов, проживающихнасоответствующейтерритории; онимогутнаходиться в частной, государственной, муниципальной и иныхформахсобственности (статья 9); владение, пользование и распоряжениеземлей и другимиприроднымиресурсамиосуществляютсяихсобственникамисвободно, еслиэтоненаноситущербаокружающейсредеи ненарушаетправ и законныхинтересовиныхлиц; условия и порядокпользованияземлейопределяютсянаосновефедеральногозакона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).
Так, одним из основополагающих принципов земельного законодательства, прямо закрепленных в п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ среди категорий земель, подразделяемых по их целевому назначению, выделены земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ № 101-ФЗ) его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения определены в ст. 77 ЗК РФ. Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе сельскохозяйственных земель особо выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Установлено, что земельный участок, принадлежащий ФИО3, с КН № выделен из земельного участка с КН № предоставленного с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Как следует из информации поступившей из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росрееста) от ДД.ММ.ГГГГ№ вид разрешенного использования земельного участка с КН № с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для дачного строительства» изменен Постановлением муниципального образования «Гдовский район» Псковской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем несмотря на то, что указанное Постановление никем не оспорено, суд считает, что оно принято вопреки требованиям градостроительного и земельного законодательства.
Земельный участок принадлежащий истцу, расположен в зоне земель сельскохозяйственного назначения (угодья).
Таким образом в судебном заседании установлено, что земельный участок,принадлежащий истцу, на котором планируется строительство садового дома, относится землям сельскохозяйственного назначения, находится за пределами населенного пункта, на которые ПЗЗ не распространяются.
Из приведенных положений закона следует, что право выбора разрешенного использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешенного использования поставлена законом в зависимость от видов разрешенного использования, предусмотренных зонированием территорий.
Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, с установлением соответствующего разрешенного использования земельных участков, истцом не предоставлено.
Согласно с ч. 3 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. При этом в градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков в пределах соответствующей территориальной зоны (п. 6 ст. 30ГрК РФ).
В ч. 3 ст. 37ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, определены в ст. 78 ЗК РФ.
При этом в п. 1 ст. 79 ЗК РФ законодатель предусмотрел, что сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и т.д.) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 6 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения».
Исходя из вышеизложенного, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме, в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения садоводства.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, согласно п. 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, п. 1 ст. 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков всоставе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п.2 ст.83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иныхкатегорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Доказательств о том, что решение о переводе земельного участка с кадастровым номером № другую категорию Комитетом по управлению государственным имуществом не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что земельный участок истца образован из приусадебного земельного участка, в материалах дела не имеется.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Незаконность изменения вида разрешенного использования земельного участка, исключает применение к спорным правоотношениям положения п. 1 ст. 1 ФЗ № 101-ФЗ, в части того, что действие данного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для садоводства, а также статьи 1 ФЗ № 66-ФЗ, ранее действующим, статьями 3и 4 ФЗ № 217-ФЗ, которые определяют понятие садового земельного участка с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.
Также согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, такие виды разрешенного использования как: сельскохозяйственное использование и садоводство, не предусматривают возможность строительства на земельном участке садового дома.
В Стратегии национальной безопасностиРоссийской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009№ 537, предусматривалось, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, также определено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что возведение на земельном участке с КН № здания садового дома невозможно на основании действующего законодательства вне зависимости от вида его разрешенного использования. Документов, подтверждающих изменение категории участка в установленном законом порядке и включение его в черту населенного пункта, не представлено.
При указанных обстоятельствах Администрация Гдовского района правомерно уведомила ФИО3 о недопустимости размещения садового дома на земельном участке с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с его нахождением в зоне земель сельскохозяйственного назначения (угодья).
При таких указанных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требования следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Администрации Гдовского района о признании незаконным решения о недопустимости строительства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца через Гдовский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Б. Асадов