ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-212/2018 от 06.03.2018 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2а-212/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 года п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

при секретаре Пироговой С.А.,

с участием представителя административного истца - помощника Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Варламова А.А., представителя административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области Бечиной Ю.А., одновременно представляющей интересы административного ответчика УФСИН России по Архангельской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным действий, выразившихся в ненадлежащем содержании осужденных, устранении допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконным действий, выразившихся в ненадлежащем содержании осужденных, устранении допущенных нарушений. В обоснование административного иска указали, что ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. В состав объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности входит колония-поселение № 27, расположенная по адресу: <адрес>. Колония –поселения в соответствии с п. 2 приказа УФСИН России по Архангельской области предназначена для содержания лиц, осужденных за преступления по неосторожности и ранее отбывавших лишение свободы, а также положительно характеризующихся осужденных, переведенных в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК РФ. По результатам проверки КП-27, проведенной в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 80 УИК РФ совместно с лицами, осужденными за преступления по неосторожности и ранее отбывавшими лишение свободы, а также положительно характеризующимися осужденными, переведенными в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК РФ, содержатся 13 осужденных при опасном рецидиве преступлений и 1 при особо опасном рецидиве. Таким образом, администрацией ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и УСИН России по Архангельской области не выполняются возложенные на них обязанности по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, чем нарушатся право неопределенного круга лиц, гарантированное ч. 2 ст. 80 УИК РФ. Просит признать незаконными действия ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в совместном содержании в КП-27 осужденных при опасном и особо опасном рецидивах преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений. Обязать ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области устранить допущенные нарушения и обеспечить в КП-27 раздельное содержание осужденных при опасном и особо опасном рецидивах преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений.

В дальнейшем Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были уточнены исковые требования, просит признать незаконными действия ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в совместном содержании в КП-27 осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений. Обязать ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области устранить допущенные нарушения и обеспечить в КП-27 раздельное содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений.

В судебном заседании административный истец помощник Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Варламов А.А. настаивал на удовлетворении уточненных административных исковых требованиях по тем же основаниям, изложенным в административном иске, указав, что в КП-27 в нарушение положений уголовно-исполнительного законодательства содержатся 14 осужденных при опасном рецидиве преступлений совместно с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений.

Представитель административного ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области по доверенности Бечина Ю.А., одновременно представляющая интересы административного ответчика УФСИН России по Архангельской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Указала, что уголовно-исполнительным законодательством не определен порядок реализации ст. 80 УИК РФ. При распределении осужденных по отрядам администрацией КП-27 учитываются данные, характеризующие их личность. При этом колония в полной мере обеспечивает изоляцию осужденных при опасном рецидиве преступлений от основной массы осужденных путем постоянного наблюдения за их поведением. Изменение уже созданных условий требует значительных финансовых вложений из федерального бюджета. Также полагает, что ОУХД-2 и УФСИН, являющиеся федеральными казенными учреждениями, полностью финансируемыми за счет федерального бюджета по настоящему делу являются ненадлежащими ответчиками. Просит в удовлетворении административных исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно ст.ст. 18,46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируется права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами "в" и "г" части второй статьи 78 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Согласно ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок. Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

Согласно ст. 128 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы:

а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

б) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

г) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в пунктах "а" и "б" части первой настоящей статьи, отбывают лишение свободы отдельно от лиц, указанных в пунктах "в" и "г" части первой настоящей статьи. В колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях.

В соответствии с п. 1.1 Устава ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области указанное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, с правами юридического лица, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п. 2.1 Устава одними из целей деятельности ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ.

Согласно п. 2.5.1. Устава учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, правопорядок и законность, а также безопасность лиц, находящихся на его территории.

В соответствии с п.п. 1.7, 1.7.3 Устава в состав объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности входит колония-поселение № 27, расположенная по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что в колонии – поселения 27 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области вопреки требованиям ч.2 ст.80 УИК РФ совместно с лицами, осужденными за преступления по неосторожности и ранее отбывавшими лишение свободы, а также положительно характеризующимися осужденными, переведенными в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК РФ, содержатся 14 осужденных при опасном рецидиве преступлений.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, включая, список содержащихся в колонии-поселении 27 осужденных, копиями приговоров, а также справкой начальника КП-27 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В определении Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 года №2940-О указано, что положения части второй статьи 80 УИК Российской Федерации определяют, что лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Применительно же к осужденным при опасном рецидиве, при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным к пожизненному лишению свободы и осужденным, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, данная статья закрепляет положение о том, что они содержатся изолированно от других осужденных. Тем самым предусматривается дифференциация раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях по различным основаниям, в том числе в зависимости от осуждения к лишению свободы впервые или при рецидиве преступлений, что направлено на индивидуализацию отбывания наказания, выбор и применение индивидуальных мер воздействия на осужденных, снижение влияния уголовных традиций на процесс исправления, обеспечение безопасности осужденных, т.е. преследует конституционно значимые цели.

Данный подход согласуется с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, приведенными в частях 1 и 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в силу которых уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, совместное содержание в колонии-поселении № 27 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства и является незаконным.

Довод представителя административных ответчиков о том, что раздельное содержание осужденных в колонии - поселении невозможно в силу особенностей условий содержания, а также наличием контроля со стороны администрации является несостоятельным, поскольку положения ст. ч.2 ст. 80, ст. 128 УИК РФ не исключают необходимость дополнительного требования к раздельному содержанию осужденных.

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 14 марта 2005 года № 83 (далее – Положение), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта Российской Федерации для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в УИС.

Согласно 10 Положения основными задачами Управления являются, в числе прочего, организация исполнения уголовных наказаний, мер уголовно-правового характера, а также содержания лиц, находящихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, безопасности осужденных, лиц, содержащихся под стражей, должностных лиц и других граждан, находящихся на территории этих учреждений; обеспечение режима в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, создание надлежащих условий для отбывания наказания осужденным, содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации и федеральными законами; охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; финансовое и материально-техническое обеспечение Управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.

На основании п. 11 Положения Управление осуществляет, в том числе, следующие основные функции: осуществляет руководство учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, другими подведомственными учреждениями; организует своевременное направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение в соответствии с лимитом мест, установленных для каждого вида учреждений, исполняющих наказания, а также переводы осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; контролирует точное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, находящихся под стражей, соблюдение режима в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также надлежащих условий их содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними; осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, охраной прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность обеспечивать раздельное содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений с осужденными при рецидиве преступлений и осужденными, не имеющими рецидива преступлений, возложена законом на ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области, в состав которого входит колония - поселение № 27, и УФСИН России по Архангельской области, как территориальный орган ФСИН России по Архангельской области, который обеспечивает размещение осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями закона.

Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является ФСИН России, суд считает несостоятельными, поскольку непосредственное перераспределение осужденных по исправительным учреждениям на территории Архангельской области осуществляет УФСИН России по Архангельской области, а в исправительном учреждении в данном случае – ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области.

Таким образом, административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, выразившееся в совместном содержании осужденных при опасном рецидиве с осужденными при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений.

Обязать Федеральное казенное учреждение Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области устранить допущенные нарушения, обеспечив в колонии- поселении № 27 раздельное содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющими рецидива преступлений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 12 марта 2018 года.

<данные изъяты>

Судья М.Н. Сергеева