ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2130/2022 от 27.04.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2130/2022

УИД 75RS0001-02-2022-002267-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Марковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края,

заинтересованное лицо: Краевое государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее.

Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства при предоставлении государственных услуг.

Согласно п. 12.17.1.4 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503 Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Пунктом 34 Административного регламента установлено, что запрос о предоставлении государственной услуги представляется заявителем в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением, в электронной форме через официальный сайт уполномоченного органа в сети Интернет или через Единый портал, а также с использованием многофункционального центра.

В нарушение п. 6 ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ, п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, п. 34 Административного регламента, государственная услуга по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг (далее - ЕГПУ), а также с использованием многофункционального центра Министерством не предоставляется.

По данному факту 21.09.2021 Читинским межрайонным природоохранным прокурором министру природных ресурсов Забайкальского края внесено представление, по результатам рассмотрения которого Министерством указано, что прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, а также с использованием многофункционального центра невозможно по техническим причинам.

В ходе проверки установлено, что меры к устранению выявленных нарушений, выразившиеся в не предоставлении государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, а также с использованием многофункционального центра Министерством не приняты, в связи с чем нарушаются права заявителей, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на получение данной услуги.

Выявленные нарушения законодательства прямо указывают на недобросовестное исполнение обязанностей должностных лиц Министерства, также отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны руководства.

Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не предоставлении государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, а также с использованием многофункционального центра; Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 31.12.2022 обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, а также с использованием многофункционального центра.

В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования. Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не предоставлении государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, а также с использованием многофункционального центра; Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 30.06.2023 обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, а также с использованием многофункционального центра; обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края принять меры по внесению изменений в Перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 23.01.2018 № 16 в части указания государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с использованием многофункционального центра.

Протокольным определением от 29.03.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, в качестве заинтересованного лица - Краевое государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края».

В судебное заседание Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края представителя не направило, в отзыве представитель Министерства указал, что предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ осуществляется в полном объеме с декабря 2021 года, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Помощник прокурора ЗСО исковые требования поддержал с учетом их уточнений.

Представитель ответчика, МАА, действующая на основании доверенности от 03.03.2022, в судебном заседании исковые требования признала в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсовв срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг. Пояснила, что услуга по предоставлению получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, действительно, осуществляется в полном объеме. В настоящее время Министерством осуществляется работа по получению специалистами электронно-цифровых подписей.

По вопросу возложения обязанности предоставления услуги через Многофункциональный центр, ранее в судебном заседании озвучила позицию, указав, что Письмом от 29 марта 2022 года № 14/2022-0772 Министерством получен ответ, согласно которому МФЦ отказало в организации предоставления государственной услуги в филиалах МФЦ.

Данное решение мотивировано следующим. «Государственная услуга не предусмотрена перечнем государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 января 2018 года № 16 (с изменениями и дополнениями от 22 ноября 2021 года).

Кроме того, в связи с неустойчивым экономическим положением, недостаточным финансированием деятельности УМФЦ, а также не укомплектованностью кадрового состава, площадки филиалов УМФЦ перегружены. Поэтому предлагаемая к предоставлению государственная услуга может привести к увеличению объема обращений граждан, что тем самым усугубит сложившуюся ситуацию с получением гражданами остальных услуг, оказываемых в филиалах УМФЦ.

Для повышения территориальной доступности УМФЦ должен организовывать предоставление государственных, муниципальных и иных услуг по всей филиальной сети в Забайкальском крае, но в связи с техническими трудностями, возникшими при предоставлении государственной услуги в филиалах УМФЦ по г. Чите и Читинскому району, так и не была внедрена в филиалы УМФЦ районного значения.

После ликвидации Госохотслужбы 30 декабря 2016 года полномочия были переданы в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, но данная государственная услуга не была включена в Соглашение о взаимодействии между УМФЦ и Минприроды, по причине технических трудностей и в связи с отсутствием в Перечне государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденным Распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2012 года № 664-р (утратил силу).».

В связи с изложенным, Министерство полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непредоставлении государственной услуги по выдаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с использованием многофункционального центра и об обязании Министерства в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с использованием многофункционального центра отказать, так как возложение данных обязанностей на Министерство приведет к невозможности исполнить решение суда в силу указанной выше причины.

Представитель заинтересованного лица НТМ в судебном заседании подержала ранее представленный отзыв, согласно которому по правилам ч. 6 ст. 15 Закона № 210-ФЗ, организация предоставления государственных услуг осуществляется на основании утвержденного нормативным правовым актом субъекта РФ перечня государственных услуг. В свою очередь, Заинтересованное лицо обращает внимание суда на то, что непредставление государственной услуги на базе УМФЦ, предусмотренного п 34 Административного Регламента, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.02.2021, № 95 (далее - Административный Регламент), требование о возложении обязанности предоставления которой содержится в рассматриваемом административном исковом заявлении, обусловлено ее отсутствием в Перечне государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.01.2018, № 16 (далее - Перечень).

Заинтересованное лицо полагает, что данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии и правовых основании организации предоставления Административным ответчиком государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу, РФ в филиалах УМФЦ на всей территории Забайкальского края.

Ввиду того, что компетенцией по установлению таких правовых оснований, на основании ст. 44 Устава Забайкальского края, наделено Правительство Забайкальского края, необходимо внесение изменений в действующее Постановление Правительства Забайкальского края с тем, чтобы Перечень государственных услуг Забайкальского края был дополнен и государственной услугой, оказываемой Административным ответчиком по рассматриваемому делу.

Поскольку абз. 3 п. 11 Административного Регламента установлен общий срок оказания государственной услуги на базе УМФЦ в 5 рабочих дней, необходимым условием оказания услуги, кроме внесения изменений в Перечень, будет и разработка Административного регламента, где будет учтено регулирование доставки принятых от заявителя пакетов документов до Административного ответчика и доставки обратно в УМФЦ результата предоставленной услуги для его выдачи. Принимая во внимание неустойчивое экономическое положением, недостаточное финансированием деятельности УМФЦ, а также неукомплектованность кадрового состава, и, как следствие, перегруженность филиалов УМФЦ, Заинтересованное лицо полагает, что предоставление государственной услуги без принятия надлежащих мер по упорядочению логистики документооборота, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в интересах которого предъявлено административное исковое заявление, на своевременное получение результата услуги.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Одним из основных принципов предоставления государственных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, приоритетным и обязательным способом оказания государственной услуги является ее предоставление в электронном виде -предоставление государственных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты предоставления государственных услуг и осуществления федерального государственного охотничьего контроля(надзора), методические указания и инструктивные материалы в сфере переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий (п. 1 ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.02.2021 № 95 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации».

Согласно п. 12.17.1.4 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503 Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Пунктом 34 Административного регламента установлено, что запрос о предоставлении государственной услуги представляется заявителем в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением, в электронной форме через официальный сайт уполномоченного органа в сети Интернет или через Единый портал, а также с использованием многофункционального центра.

В нарушение п. 6 ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ, п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, п. 34 Административного регламента, государственная услуга по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг (далее - ЕГПУ), а также с использованием многофункционального центра Министерством не предоставляется.

По данному факту 21.09.2021 Читинским межрайонным природоохранным прокурором министру природных ресурсов Забайкальского края внесено представление, по результатам рассмотрения которого Министерством указано, что прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов через ЕГПУ, а также с использованием многофункционального центра невозможно по техническим причинам.

Вместе с тем, в судебном заседании и материалами дела установлено, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края обеспечена техническая возможность предоставления государственной услуги через ЕГПУ осуществляется в полном объеме с декабря 2021 года.

Следовательно требования административного истца в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не предоставлении государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, а также с использованием многофункционального центра и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 30.06.2023 обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, являются обоснованными.

Оснований для удовлетворения требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края суд не усматривает, поскольку техническая возможность предоставления государственной услуги через ЕГПУ Министерством ЖКХ энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края обеспечена, в судебном заседании представителем Министерства природных ресурсов Забайкальского края подтверждена.

Из представленного КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» отзыва на административное исковое заявление следует, что указанная государственная услуга отсутствует в Перечне государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденным постановление Правительства Забайкальского края от 23.01.2018 № 16, в связи с чем, предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с использованием многофункционального центра не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 12.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503 (далее - Положение) Министерство вносит проекты правовых актов в Правительство Забайкальского края, Губернатору Забайкальского края по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства.

Пунктом 12.17.1.4 Положения Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что в заключенном между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» соглашении от 09.11.2020 № 2-р, предметом которого является порядок взаимодействия между сторонами при предоставлении в МФЦ государственных услуг Министерства, отсутствует указанная государственная услуга, в связи с чем суд полагает обоснованной позицию административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности принять меры по внесению изменений в Перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденным постановление Правительства Забайкальского края от 23.01.2018 № 16 в части указания данной услуги.

Исходя из изложенного, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не предоставлении государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, а также с использованием многофункционального центра.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 30.06.2023 обеспечить предоставление государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов через Единый портал государственных услуг, а также с использованием многофункционального центра.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края принять меры по внесению изменений в Перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и территориальными государственными внебюджетными фондами по Забайкальскому краю в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 23.01.2018 № 16 в части указания государственной услуги по подаче заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с использованием многофункционального центра.

В удовлетворении требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Центральный районный суд г.Читы.

Судья О.А. Маркова

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2022