УИД 38RS0003-01-2022-002037-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2022 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Орловой,
при секретаре И.В. Оняновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2131/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, Комитету по градостроительству администрации муниципального образования г. Братска, Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации , Комитету по градостроительству администрации муниципального образования , Администрации муниципального образования , в котором просит суд признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ода по причине расположения земельного участка на территории, из которой будут образованы земельные участки в целях предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и стоящим на земельном участке; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 (двадцать) лет для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование административного иска указано, что ФИО2 обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением документов, установленных действующим законодательством, включая проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка ФИО2 было отказано в связи с тем, что земельный участок расположен на территории, из которой будут образованы земельные участки в целях предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и стоящим на земельном участке.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 14.1 -19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Указанная в письме административного ответчика причина для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, не соответствует ни одному правовому основанию для отказа, установленному п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям указанным в письме от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и интересы административного истца в связи с препятствием в реализации закрепленного Земельным кодексом РФ, от ДД.ММ.ГГГГ N 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» права на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
В связи с отсутствием вышестоящего в порядке подчиненности органа,соответствующая жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемомадминистративном исковом заявлении, не подавалась.
В судебное заседание административный истец ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО5 не явились, извещались судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации по доверенности ФИО6 исковые требования не признал, суду пояснил, что право на внеочередное получение земельных участков под ИЖС в аренду без проведения торгов имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; ч. 16 ст. 17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
К числу социальных гарантий инвалидов в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - 181-ФЗ) закрепление как право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Данные положения необходимо применять с учетом положений ч. ч. 1 - 3 указанной статьи, которые предусматривают общие условия постановки на учет инвалидов либо семей, имеющих в своем составе инвалидов, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Так, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Соответственно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует рассматривать как меру социальной поддержки, направленную на улучшение жилищных условий лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Приведенные выше положения 181-ФЗ указывают нам на то, что право на реализацию льгот в виде обеспечения земельным участком для жилищного строительства не свидетельствуют, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участке - является абсолютным, оно подлежит реализации с учетом обстоятельств, связанных с обеспеченностью инвалида жильем.
На основании вышеизложенного следует, что для первоочередногопредоставления инвалиду земельного участка для жилищного строительства всоответствии со ст. 17 ФЗ *** инвалид должен состоять на учете в качественуждающегося в улучшении жилищных условий, что также подтверждаетсясложившейся судебной практикой, Определением Конституционного Суда РФот ДД.ММ.ГГГГ***.
В судебном заседании представитель административного ответчика КУМИ администрации МО ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой, подпунктом 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ*** «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» инвалидам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов на срок 20 лет в соответствии с ЗК РФ.
Как указано в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации *** (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ*** утверждены территории, находящиеся в границах МО , свободные от прав третьих лиц, из которых будут образованы земельные участки для последующего включения их в перечень земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и состоящим на земельном учете, в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ***. Земельный участок, имеющий координаты, указанные административным истцом в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в пределах утвержденной территории.
Постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ*** утвержден порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в ч. 4.1 и 5 ст. 45 ГрК РФ, подготовленной в том числе лицами, указанными в п. 3 и 4 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации МО *** о подготовке документации по планировке территории восточной части 25 микрорайона ж..
Документация по планировке территории восточной части 25 микрорайона ж. утверждена постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ***.
Таким образом, территории восточной части 25 микрорайона ж. подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, состоящим на земельном учете. Испрашиваемый административным истцом земельный участок входит в границы зоны планирования и предназначен для размещения объектов индивидуального жилищного строительства исключительно для граждан, состоящих на земельном учете.
Градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания граждан, а документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, предполагает реализацию планов, как правило, в долгосрочной перспективе. Предоставление испрашиваемого земельного участка административному истцу вразрез с положениями проекта планировки территории не представляется возможным.
Считает, что отказ административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося на запланированной территории и подлежащей резервированию, осуществлен в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства. Считает, что требования, указанные в административном исковом заявлении не обоснованы и не законны, просит в иске отказать.
Представитель административного ответчика Комитета по градостроительству администрации муниципального образования не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеют право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно. от ДД.ММ.ГГГГ*** «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» также установлено, что земельные участки предоставляются однократно бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства многодетной семье, состоящей из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет.
Администрацией планомерно проводилась работа, направленная на обеспечение реализации прав многодетных семей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Так, в целях образования и предоставления многодетным семьям, состоящим на земельном учете, земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории восточной части 25 микрорайона ж/р Центральный .
Работы выполнены в полном объеме и приняты ДД.ММ.ГГГГ (акт *** от ДД.ММ.ГГГГ), оплачены в сумме 290 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ.
- для обеспечения подготовки ДПТ 25 микрорайона, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был организован и проведен аукцион по выбору подрядчика на подготовку ДПТ 25 микрорайона;
- в соответствии с решением комиссии по осуществлению закупок (протокол *** от ДД.ММ.ГГГГ), в результате проведенного аукциона в электронной форме был заключен муниципальный контракт *** от ДД.ММ.ГГГГ (далее — муниципальный контракт) с ООО «». В соответствии с условиями муниципального контракта работы по подготовке ДПТ 25 микрорайона выполнялись в два этапа.
Этап 1. Подготовка документации по планировке территории. Оформление материалов к проведению публичных процедур (общественных обсуждений или публичных слушаний) (на листах документации, подлежащих утверждению согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, выполнить гриф утверждения и надписи наименования должностей лиц, подписывающих документацию). По итогам выполнения этапа 1 Подрядчик представляет документацию по планировке территории в комитет по градостроительству в полном объеме. Данный этап по стоимости составляет 80% от общей цены контракта. Срок выполнения 1 этапа — с даты подписания контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
Этап 2. Доработка Подрядчиком документации по планировке территории согласно замечаниям и предложениям, поступившим в ходе проведения публичных процедур (общественных обсуждений или публичных слушаний). После доработки документации по планировке территории Подрядчик предоставляет документацию в полном объеме и требуемом формате Заказчику. Данный этап по стоимости составляет 20% от общей цены контракта.
Заказчик обязан назначить и провести публичные процедуры (общественные обсуждения или публичные слушания) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Срок выполнения 2 этапа — до ДД.ММ.ГГГГ;
- организована разработка, проверка и приемка документации по планировке территории: Акт от ДД.ММ.ГГГГ был подписан, результаты 1 этапа работ приняты ДД.ММ.ГГГГ, оплачены в сумме 147 559,98 рублей — ДД.ММ.ГГГГ;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены общественные обсуждения по рассмотрению ДПТ 25 микрорайона.
Оповещение о начале общественных обсуждений по документации по планировке территории восточной части 25 микрорайона жилого района Центральный опубликовано в газете «Братские вести» за ДД.ММ.ГГГГ*** (1302) и размещено на официальном сайте администрации . Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Братские вести» за ДД.ММ.ГГГГ*** (1311) и размещено на официальном сайте администрации ;
- после доработки ДПТ 25 микрорайона по результатам общественныхобсуждений материалы были представлены подрядчиком на утверждение ( от ДД.ММ.ГГГГ). Работы по 2 этапу муниципального контрактаприняты ДД.ММ.ГГГГ, оплачены в сумме 36 890,00 рублей — ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на дату обращения с заявлением ФИО2 администрацией был проведен ряд мероприятий в соответствии с требованиями ГрК РФ, направленных на осуществление полномочий органа местного самоуправления по образованию и предоставлению многодетным семьям, состоящим на земельном учете, земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Разработанная, оплаченная за счет средств городского бюджета и подготовленная к утверждению ДПТ 25 микрорайона проходила на дату обращения ФИО2 процедуру согласования.
ДПТ 25 микрорайона утверждена постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об утверждении документации по планировке территории восточной части 25 микрорайона жилого района Центральный ».
Образование и предоставление в испрашиваемых границах земельного участка ФИО2 вразрез с документацией по планировке территории не представляется возможным. Требования истца, указанные в административном исковом заявлении, не обоснованны и не законны. Исходя из вышеизложенного, просит суд в административном иске отказать в полном объеме.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К числу мер государственной поддержки инвалидов в жилищной сфере относится положение абзаца 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО2 является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии ***. При этом, в на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий административный истец не состоит, его местом жительства (регистрации) является .
В силу ч. 1 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (далее - Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ) инвалидам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов на срок 20 лет в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
Так, руководствуясь статьями 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО2 обратился в администрацию г. Братска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
и предварительно просил согласовать предоставление данного земельного участка. Вид права: аренда, сроком на 20 лет; цель использования: индивидуальное жилищное строительство.
Порядок предоставление в собственность, в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляемого без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 которого предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в указанном случае осуществляется в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 8 которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
При этом, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г., по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации , выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно прилагаемой схеме со ссылкой на то, что постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ*** определены территории, находящиеся в границах МО , свободные от прав третьих лиц, из которых будут образованы земельные участки для последующего включения их в перечень земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и состоящим на земельном учете.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пункту 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом, как разъяснено в вышеуказанном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что постановлением администрации МО г. Братска от 11.09.2020 № 1755 утверждены территории, находящиеся в границах МО г. Братска, свободные от прав третьих лиц, из которых будут образованы земельные участки для последующего включения их в перечень земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и состоящим на земельном учете, в соответствии с Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03.
При этом, земельный участок, имеющий координаты, указанные административным истцом в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 05.05.2022 года, расположен в пределах утвержденной территории.
Постановлением администрации МО г. Братска от 13.07.2017 № 1051 утвержден порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в ч. 4.1 и 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), подготовленной, в том числе лицами, указанными в п. 3 и 4 ч. 1.1 ст. 45 названного Кодекса.
Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ***/г-Д внесены изменения в приложение 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования , утвержденным решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ***/г-Д, которым границы территориальной зоны перспективного развития (ПР) изменены на территориальную зону индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
Администрацией МО ДД.ММ.ГГГГ принято постановление *** о подготовке документации по планировке территории восточной части 25 микрорайона ж..
В соответствии с условиями муниципального контракта *** от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Комитетом по градостроительству администрации с ООО «» выполнены инженерно-геологические изыскания для подготовки документации по планировке территории восточной части 25 микрорайона жилого района Центральный .
Документация по планировке территории восточной части 25 микрорайона ж. утверждена постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ***.
Таким образом, испрашиваемый административным истцом земельный участок на дату обращения входил в границы зоны резервирования и предназначен для размещения объектов индивидуального жилищного строительства исключительно для граждан, состоящих на земельном учете.
Представленной административными ответчиками документацией подтверждено резервирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории восточной части 25 микрорайона ж. для многодетных семей. Для размещения указанных индивидуальных жилых домов планируется образование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, эти земельные участки подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления многодетным семьям.
Таким образом, судом установлено, что на дату обращения с заявлением ФИО2 администрацией города Братска был проведен ряд мероприятий в соответствии с требованиями Градостроительного кодека, направленных на осуществление полномочий органа местного самоуправления по образованию и предоставлению многодетным семьям, состоящим на земельном учете, земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Разработанная, оплаченная за счет средств городского бюджета и подготовленная к утверждению документация проходила на дату обращения административного истца процедуру согласования.
Из материалов по обоснованию проекта планировки, содержащей положения об очередности планируемого развития территории, следует, что третьим этапом развития территории является предоставление земельных участков многодетным семьям. Перспективными потребителями электроэнергии на проектируемой территории положением о характеристиках планируемого развития территории также определена индивидуальная жилая застройка для многодетных семей.
Таким образом, испрашиваемый административным истцом земельный участок на дату обращения входил в границы зоны резервирования и предназначен для размещения объектов индивидуального жилищного строительства исключительно для многодетных семей, состоящих на земельном учете.
Административный истец к указанной категории граждан не относится.
Согласно представленному в материалы дела плану, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах земельных участков образуемых для размещения объектов капитального строительства (индивидуальных жилых домов) и подлежащих резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления многодетной семье, состоящей из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет.
Градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания граждан, а документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, предполагает реализацию планов, как правило, в долгосрочной перспективе. Предоставление испрашиваемого земельного участка административному истцу вразрез с положениями проекта планировки территории не представляется возможным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на основании п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению требований установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Территория, в границах которой находится испрашиваемый административным истцом земельный участок, необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Поскольку судом установлено, что территории, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения относятся к объектам местного значения и запрашиваемый истцом земельный участок в соответствии с утвержденными документами по планировке территории предназначен для размещения индивидуальных жилых домов с целью предоставления многодетным семьям, для решения вопросов местного значения, относится к объектам местного значения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка является правомерным.
При этом, суд отмечает, что само по себе наличие у административного истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок, в связи с чем отказ в предоставлении такого участка при приведенных выше условиях, прав истца не нарушает, поскольку не препятствует ему в реализации права на получение другого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка представителя административного истца о том, что на момент рассмотрения его заявления постановление администрации МО г. Братска от 17.05.2022 № 903 не было принято, в связи с чем, не может быть учтено при вынесении решения - судом не принимается, поскольку указанное постановление не являлось основанием для оспариваемого отказа.
Утверждение представителя административного истца о несоответствии действующему законодательству действий администрации МО г.Братска по утверждению документации территориального планирования, в т.ч. по срокам общественных обсуждений, порядка и сроков резервирования земельного участка, опубликованию решения о резервировании основано на неверном понимании норм материального права, кроме того указанные действия (бездействия) не были оспорены в установленном действующим законодательстве порядке.
При таких обстоятельствах, решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, выраженное в письме от 11.05.2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого ФИО2 земельного участка является законным, обоснованным и не нарушающим права административного истца. Административным истцом не указано в административном исковом заявлении, какие права нарушены административным ответчиком при отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого ФИО2 земельного участка.
Учитывая, что судом необходимая совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по настоящему делу не установлена, обстоятельства, которые указаны в административном иске, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО2
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных требований ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, Комитету по градостроительству администрации муниципального образования г. Братска, Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по причине расположения земельного участка на территории из которой будут образованы земельные участки в целях предоставления гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и стоящим на земельном участке; обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 (двадцать) лет для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Орлова