Дело № 2а-2132/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Персидской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 06.10.2006 года о предстоящем исключении СНТ «Ручеек» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании незаконным внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности СНТ «Ручеек», возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности СНТ «Ручеек», восстановлении статуса СНТ «Ручеек» как действующего юридического лица,
установил:
ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привела следующие обстоятельства.
Административный истец имеет земельный участок на праве бессрочного пользования в составе СНТ «Ручеек» (ИНН <***>), в соответствии с протоколом общего собрания членов СНТ от 27.02.2002 года являлась председателем данного товарищества. Распоряжением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов № от 01.09.1983 года были утверждены генеральный план, схема расположения и список членов СТ «Ручеек» Южно-Сахалинского промторга. В соответствии с государственным актом от 19.06.1984 года, выданным Южно-Сахалинскому промторгу, для организации коллективного садоводческого товарищества «Ручеек» были выделены земли в районе железнодорожной станции Новодеревенская в бессрочное и бесплатное пользование в количестве 5,0 гектаров. СНТ «Ручеек» зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области 16.09.2002 года, В октябре 2005 года на общем собрании членов товарищества был переизбран председатель, таковым стал ФИО2, которому были переданы все документы товарищества. Изменения в ЕГРЮЛ в связи со сменой председателя внесены не были. 06 октября 2006 года административным ответчиком принято решение о предстоящем исключении СНТ «Ручеек» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в связи с непредставлением налоговой отчетности и сведений о состоянии банковских счетов. 07.02.2007 года СНТ «Ручеек» было исключено из ЕГРЮЛ и действие товарищества, как юридического лица, было прекращено. До сведения членов общества информация о ликвидации не была доведена. Члены СНТ возделывают земли с момента передачи этих земель товариществу в 1983 году и по настоящее время, регулярно проводят общие собрания, решают организационные и хозяйственные вопросы. с членов товарищества производится сбор денежных средств на оплату электроэнергии. Близлежащее СНТ «Флора» обеспечивает подачу электроэнергии в СНТ «Ручеек». СНТ «Ручеек» фактически осуществляет свою уставную деятельность, а сложившаяся ситуация является следствием недобросовестности отдельных членов правления. О прекращении деятельности товарищества административному истцу стало известно только весной 2018 года. ФИО1 просит суд признать незаконным внесение Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении СНТ «Ручеек»; возложить обязанность на Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области исключить сведения о прекращении деятельности СНТ «Ручеек» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании ФИО1 представила письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором просила суд признать решение административного ответчика о предстоящем исключении СНТ «Ручеек» из ЕГРЮЛ незаконным, признать незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности СНТ «Ручеек», возложить на налоговый орган обязанность восстановить статус СНТ «Ручеек» - действующее юридическое лицо. Административный истец поддержала заявленные ею требования и просила восстановить срок на обращение в суд.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержала все требования своего доверителя, а также ходатайство о восстановлении срока.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области ФИО4 административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, против восстановления административному истцу срока на обращение в суд не возражала.
Выслушав пояснения участников административного процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела, решением Исполнительного комитета Южно-Сахалинского городского совета народных депутатов от 28.12.1983 года № 450 зарегистрирован Устав садоводческого товарищества «Ручеек» и утверждён проект организации строительства территории коллективного садоводческого товарищества «Ручеек».
Согласно Уставу товарищества, оно является некоммерческой организацией, создано гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач – ведения садоводства; организация и обустройство садовых участков и садоводческого некоммерческого товарищества производится за счет личных средств членов товарищества.
Из дела видно, что 06 октября 2006 года административным ответчиком принято решение № о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по основанию, предусмотренному статьёй 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно части 1 и части 2 названного Федерального закона, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 года № 26-П, установленный статьёй 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица – неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчётности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Из изложенного следует, что установленный статьёй 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.
В соответствии с нормой части 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в том числе, в форме садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, и не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли. При этом по смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, за исключением случаев, установленных законом.
Учитывая, что представленные в материалы дела стороной административного истца доказательства свидетельствуют о том, что с момента государственной регистрации СНТ «Ручеек» фактически продолжает свою деятельность, связанную с эксплуатацией закреплённого за товариществом земельного участка, что подтверждается сведениями об оплате потреблённой электроэнергии, межевания земельного участка под СНТ, ремонт автодороги, суд приходит к выводу о том, что неосуществление товариществом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление налоговой отчётности не могут быть в спорном случае признаны достаточными для вывода о прекращении садоводческим товариществом своей деятельности.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Довод административного ответчика о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд не является ошибочным, поскольку в судебном заседании 28 февраля 2019 года истец сообщила, что ещё в 2013 году ей стало известно о ликвидации товарищества. Вместе с тем, как выяснил суд, с октября 2005 года руководство СНТ «Ручеек» осуществлял некто ФИО2, который не выполнил обязанность перед государством – не предоставил налоговую отчётность о деятельности возглавляемой им некоммерческой организации, а члены СНТ ничего не знали о его бездействии. Впоследствии, избранный на должность председателя ФИО5 не принял действенных мер, направленных на защиту интересов товарищества. При таких обстоятельствах суд восстанавливает ФИО1 срок на обращение в суд.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие записи об исключении СНТ «Ручеек» из ЕГРЮЛ препятствует данному товариществу осуществлять уставную деятельность, а также нарушает права и законные интересы членов СНТ, в том числе, административного истца, следовательно, имеются основания для признания оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области незаконным. По указанной причине следует признать и незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности СНТ «Ручеек».
Требование административного истца – возложить на налоговый орган обязанность восстановить статус СНТ «Ручеек» как действующего юридического лица, является избыточным, поскольку удовлетворенные судом требования полностью восстанавливают права административного истца, поэтому в удовлетворении этого требования суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 06.10.2006 года № о предстоящем исключении СНТ «Ручеек» (№) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности СНТ «Ручеек» (№).
Возложить обязанность на Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности СНТ «Ручеек» (№
В удовлетворении остальной части административного иска ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 23 апреля 2019 года.
Председательствующий судья Н.Л. Перченко