ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2132/20 от 04.09.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2132/2020

64RS0043-01-2020-003136-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.09.2020 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Торгашевой Т.В., с участием административного истца Красновой Г.П., действующей в своих интересах и интересах Андреевой Г.П., представителя административных истцов Леонтьева А.Ю., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» Воронова А.О., представителя заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова Погребняк И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове административное дело по административному исковому заявлению Красновой ФИО11, Андреевой ФИО12 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица комитет по управлению имуществом г. Саратова администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о признании действий незаконными, признании незаконным распоряжения, признании срока сноса дома неразумным и установлении срока сноса дома,

установил:

истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании действий незаконными, признании незаконным распоряжения, признании срока сноса дома неразумным и установлении срока сноса дома, в обоснование заявленных требований ссылаются на то, что истцы являются собственниками жилого помещения - двухкомнатной <адрес> расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «<адрес>» издано распоряжение -р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б), с установлением срока сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ, указанное распоряжение опубликовано на официальном сайте администрации МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ Считают, что распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р противоречит положениям ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, поскольку обозначенный в указанном распоряжении администрации МО «Город Саратов» срок сноса не является разумным, так как, по нашему мнению, техническое состояние дома свидетельствует о том, что до наступления обозначенного срока проживание в доме является опасным для жизни и здоровья. Кроме того, конструкции дома находятся в опасном для жизни состоянии и также в осенний - зимний период не позволяют содержать помещения в рамках санитарных требований (сырость, протекание крыши, температура внутри помещений и т.д.). Поэтому полагаем, что разумным сроком является период до начала отопительного сезона 2020 г. в г. Саратове. Так, например, деревянные конструкции дома пришли в негодность, сгнили, имеется искривление цоколя, отсутствует отмостка, пол квартир второго этажа имеет значительный уклон, что грозит обрушением на квартиры первого этажа. Это подтверждается заключением экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Просят суд признать незаконными действия администрации муниципального образования «<адрес>» в части установления сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б), признанного аварийным и подлежащим сносу.

Признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р в части установления срока сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б) до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать срока сноса и расселения установленный распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р неразумным, установить срок сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б) и срок расселения аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании административный истец Краснова Г.П. и ее представитель заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Краснова Г.П., Андреева А.С. являются собственниками жилого помещения, двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального образования "<адрес>" -р от ДД.ММ.ГГГГ года многоквартирный дом, в котором расположена вышеуказанная комната, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 2 указанного распоряжения собственникам помещений в данном доме предписано в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, произвести снос указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом в ведомственную целевую программу "Переселение граждан <адрес> из аварийного жилого фонд в 2019-2025 годах", утв. постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, не включен.

В соответствии с техническим заключением ООО Институт «Саратовоблпроект» физический износ указанного многоквартирного дома составляет 77%.

Административный истцы обратились в суд, с административным иском полагая, что сроки отселения и сноса дома не соответствуют принципам разумности.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Часть 10 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Истцы просят суд признать незаконными действия администрации муниципального образования «<адрес>» в части установления сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б), признанного аварийным и подлежащим сносу.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что в указанной части требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку органом местного самоуправления принято решение в соответствии с представленными полномочиями, в установленном порядке и в установленной форме.

Разрешая требования административных истцов о признании незаконным распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р в части установления срока сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б) до ДД.ММ.ГГГГ.

Срок расселения и сноса многоквартирного дома установлен административным ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ, действующим законодательством установление срока сноса дома в связи с признанием его аварийным отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, на основании представленных документов при признании дома аварийным.

Заявляя о неразумности данного срока, административные истцы, тем не менее, доказательств в подтверждение неразумности срока сноса дома не представляют. Как и доказательств того, что принятие решения об установлении срока сноса дома было принято административным ответчиком без учета документов представленных в компетентный орган для принятии решения о признании дома аварийным.

Кроме того, административные истцы просят суд признать срок сноса и расселения дома установленный распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ-р неразумным, установить срок сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.Б) и срок расселения аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ

Данные требования административных истцов, суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку признание судом незаконным срока сноса дома и установление иного срока будет означать вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, который является самостоятельным процессуальным лицом, что приведет к нарушению одного из основополагающих принципов осуществления государственной власти в Российской Федерации, закрепленного и гарантированного Конституцией Российской Федерации – принципа разделения властей.

Истцами представлен протокол общего собрания, собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> (литер Б), в соответствии с которым, собственники признали срок неразумным и установили самостоятельно срок расселении ДД.ММ.ГГГГ.

Судом не принимается во внимание представленный протокол, поскольку к компетенции общего собрания многоквартирного дома не отнесены полномочия в части установления срока, сноса многоквартирного дома в случае признания его аварийным, для органов местно самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Красновой Г.П., Андреевой А.С. в полном объеме.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Истцы обратились в суд и просят признать незаконными действия и распоряжение администрации муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поступило в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, за переделами установленного срока на обжалование.

Административными истцами обстоятельств подтверждающих, уважительность причин пропуска срока не указано, доказательств в подтверждение обстоятельств не предоставлено.

На основании вышеизложенного, суд не находит предусмотренных законом оснований, для удовлетворения требований административных истцов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Красновой ФИО13, Андреевой ФИО14 к администрации муниципального образования «<адрес>», заинтересованные лица комитет по управлению имуществом г. Саратова администрация Заводского района муниципального образования «<адрес>» о признании действий незаконными, признании незаконным распоряжения, признании срока сноса дома неразумным и установлении срока сноса дома - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья