Дело № 2а-2132/2018
Решение
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1, - ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя ответчика Управления Росреестра по Саратовской области ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании отказа в государственной регистрации договора незаконным, понуждении произвести государственную регистрацию договора,
установил:
ФИО1 обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с названным административным иском, в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации сделки (договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № (уведомление об отказе в государственной регистрации сделки от ДД.ММ.ГГГГ№) и обязать административтного произвести государственную регистрацию договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации сделки по следующим основаниям: не представлено на государственную регистрацию сделки заявление ООО «Электромонтаж-АЛ»; отсутствие сведений об оплате государственной пошлины за регистрацию ООО «Электромонтаж-АЛ»; не приложены документы, свидетельствующие о том, что нежилое офисное помещение №, расположенное на цокольном этаже, в строящемся 10-тиэтажном жилом доме (блок секция А по генплану) по строительному адрес: <адрес>, поворот на кирпичный завод, не передано по акту приема передачи ООО «Электромонтаж-АЛ», а также о том, что в адрес ООО «Электромонтаж-АЛ» не направлялся односторонний акт приема-передачи в отношении данной квартиры.
В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации сделки ФИО1 обратился к конкурсному управляющему ООО «Новострой ХХI» с заявлением о предоставлении недостающих документов, поскольку получить их от ООО «Электромонтаж-АЛ» не представляется возможным ввиду ликвидации последнего. Конкурсным управляющим ООО «Новострой ХХI» ему было сообщено о невозможности представления необходимых документов ввиду ликвидации ООО «Электромонтаж-АЛ» о чем также было сообщено административному ответчику, однако ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Саратовской области отказало ему (ФИО1) в государственной регистрации вышеназванной сделки.
Полагает, что данный отказ не основан на законе и принят с нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подпункта 30 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования, по изложенным в иске обстоятельствам, поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца в лице ФИО2 административные исковые требования своего доверителя, по изложенным в иске обстоятельствам, поддержала в полном объеме. Также пояснила, что законодательством России не урегулирован порядок государственной регистрации сделки при ликвидации одной из сторон договора, а потому потому административный ответчик не имел оснований для отказа в государственной регитсрации.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области ФИО3 заявленные требования не признала полностью, полагая, что оспариваемый отказ принят полномочным органом и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», НК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области (далее по тексту – Управление) с заявлениями об осуществлении действий по государственной регистрации сделки (договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно расписке о получении документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав представлены: заявление о государственной регистрации; договор уступки прав требования долга от ДД.ММ.ГГГГ по договору участия в долевом строительстве жилого дома N 61-ду от ДД.ММ.ГГГГ; договор уступки прав от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение к договору участия в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция об оплате ФИО1 государственной пошлины в размере 350 руб., решение учредителя (участника) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Электромонтаж-АЛ».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Саратовской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ФИО1 отказано в государственной регистрации сделки (договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>.
В качестве причины отказа указано на то, что не представлено заявление второго участника сделки, - ООО «Электромонтаж-АЛ», последним не оплачена государственная пошлина в размере 175 руб., а также не предоставление ФИО1 документов, свидетельствующих о том, что нежилое офисное помещение №, расположенное на цокольном этаже, в строящемся 10-тиэтажном жилом доме (блок секция А по генплану) по строительному адрес: <адрес>, поворот на кирпичный завод, не передано по акту приема передачи ООО «Электромонтаж-АЛ», а также о том, что в адрес ООО «Электромонтаж-АЛ» не направлялся односторонний акт приема-передачи в отношении данного помещения.
Указанный отказ, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№, является предметом проверки по настоящему делу.
Управление Росреестра по Саратовской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития России. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы.
В соответствии со статьями 1, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрирующий орган осуществляет юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество (государственную регистрацию) на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Таким образом, все документы, представленные на государственную регистрацию, должны быть составлены в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент их изготовления, а государственная регистрация должны быть произведены только на основании документов, соответствующих закону. А так же документы должны отражать всю информацию необходимую для государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно статье 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).
В силу п.3 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в обращении за регистрацией договора уступки (цессии) должны участвовать все стороны данного договора, в данном случае и ООО «Электромонтаж-АЛ».
При этом судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной Управлением Росреестра по Саратовской области посредством межведомственного взаимодействия, деятельность юридического лица - ООО «Электромонтаж-АЛ» прекращена в связи с его ликвидацией по решению регистрирующего органа (МРИ ФНС № 19 по Саратовской области) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических яиц и индивидуальных предпринимателей».
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда» вынесенного по требованию другой стороны (часть 7 статья 15 Закона о регистрации недвижимости). На данное обстоятельство также ссылается и административный истец указывая на разъяснения, содержащиеся в пункте 62 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Вместе с тем судебный акт с указанием в резолютивной части соответствующей информации в регистрирующий орган не представлен, а потому, у должностного лица Управления Росреестра по Саратовской области отсутствовали основания для государственной регистрации сделки - договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от 1» февраля 2012 года.
Кроме того, как усматривается из договора №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, последний заключен между ООО «Новострой ХХI» и ООО «Электромонтаж-АЛ», при котором последний как Дольщик инвестирует строительство вышеназванного нежилого помещения. На момент обращения ФИО1 в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от 1» февраля 2012 года ООО «Электромонтаж-АЛ» ликвидировано, в отношении ООО «Новострой ХХI» определением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А57-20674/2014 была введена процедура наблюдения, то есть ООО «Новострой ХХI» находится в стадии банкротства.
На основании пункта 2 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента введения процедуры наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 29 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
С момента введения конкурсного производства распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом вправе только конкурсный управляющий.
Параграф 7 главы IX Закона о банкротстве предусматривает возможность передачи должником дольщику в ходе процедур банкротства только права на конкретное жилое помещение, в том числе передачи дольщику квартиры в натуре.
Передача таких прав в отношении нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в строительстве которых принимали участие дольщики, либо в натуре, специальный закон не предусматривает. В данном случае нежилые помещения в многоквартирном жилом доме, являющиеся предметом долевого участия, а также не являющиеся таковыми, рассматриваются как общая конкурсная масса должника, за счет которой удовлетворяются прочие требования кредиторов.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что основания, изложенные в административном иске не свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, а фактически направлены на признание сделки состоявшейся и на регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости по договору уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, которые не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ и не лишают ФИО1 обраться за судебной защитой предполагаемых нарушений его прав в ином порядке.
Согласно статье 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию должна уплачиваться по количеству сторон сделки: ФИО1 - 175 рублей, ООО «Электромонтаж-АЛ» - 175 рублей, а потому суд также считает что и в данной части административным ответчиком не нарушены требования закона при отказе ФИО1 в государственной регистрации.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Саратовской области имелись основания требовать от ФИО1 документы, свидетельствующие о том, что нежилое офисное помещение №, расположенное на цокольном этаже, в строящемся 10-тиэтажном жилом доме (блок секция А по генплану) по строительному адрес: <адрес>, поворот на кирпичный завод, не передано по акту приема передачи ООО «Электромонтаж-АЛ», а также о том, что в адрес ООО «Электромонтаж-АЛ» не направлялся односторонний акт приема-передачи в отношении данного помещения, тогда как основания, изложенные в административном иске не свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, а фактически направлены на признание сделки состоявшейся и на регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости по договору уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, которые не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ и не лишают ФИО1 обраться за судебной защитой предполагаемых нарушений его прав в ином порядке.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации сделки (договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ по договору №Н/Б долевого строительства жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (уведомление об отказе в государственной регистрации сделки от ДД.ММ.ГГГГ№) незаконным, понуждении произвести государственную регистрацию договора, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>