ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2132/2022 от 22.06.2022 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2а-2132/2022

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 22 июня 2022 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Манушиной М.Е.,

при секретаре Богатыревой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации <адрес> к УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес> Фаттаховой А.А о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора и об отмене взыскания,

установил:

Администрация <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на несогласие с требованиями постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес> Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что она является должником по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного <адрес> судом <адрес>, предмет исполнения: обязать установить пандус в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ получено истцом ДД.ММ.ГГГГ. Этим постановлением установлен пятидневный срок для добровольного исполнения.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с истца взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

С принятым постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен, считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, поскольку истец столкнулся с сезонным характером работ и длительностью процедуры отбора подрядных организация для проведения работ. В настоящее время истцом разрабатывается проектная техническая документация по установке пандуса в указанном доме, осуществляется произведение замеров придомовой территории.

Административный истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес> Фаттахова А.А., представитель УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Ус Т.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась судом по адресу, указанному в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Судебное извещение возвращено в суд без получения адресатом. В соответствии со ст.165.1 ГК РФ суд считает заинтересованное лицо получившей судебное извещение.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом и просивших рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В соответствии с ч.1 ст.36 названного закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.

В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> судом <адрес>, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: возложить на администрацию <адрес> обязанность оборудовать пандус для маломобильных групп населения на входе в первый подъезд <адрес> в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником ДД.ММ.ГГГГ, что штампом регистрации входящей корреспонденции и подтверждается истцом.

Таким образом, должник был уведомлен о том, что в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.

Поскольку исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Фаттахова А.А. вынесла постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.

Указанное постановление направлено истцу и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что истцом не оспаривается.

С учетом указанных положений закона, оснований для признания постановления не соответствующим требованиям закона не установлено.

Согласно части 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса РФ и ст.54 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании п.п.1,2 ст.24 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Процедуры контрактных закупок строго регламентированы законом с указанием сроков реализации каждого действия, необходимого к совершению для заключения контракта.

Совокупность таких сроков исключает заключение муниципального контракта и его реализацию в течение 5 дней, установленных законодательством об исполнительном производстве для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из представленных суду документов следует, что истцом в <адрес> суд <адрес> подавалось заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда.

Определением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решение суда от 10.12.2022

В <данные изъяты> направлена скорректированная информация о потребности бюджетного финансирования за счет средств бюджета <адрес> к проекту бюджета <адрес> на 2022 год и плановый период 2023-2024.

Все вышеперечисленное свидетельствует о целенаправленных и последовательных действиях истца и его стремление выполнить требование исполнительного документа.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что начато исполнение решения суда (требований исполнительного документа).

Так, в определении <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что смета не составлена, конкурс не объявлен, документов, подтверждающих, что работы будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на административного истца возложена обязанность предоставить суду, в т.ч. доказательства невозможности исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу и сведения об исполнении решения на актуальную дату.

Таких доказательств суду не представлено.

Таким образом, решение суда (требования исполнительного документа) административным истцом не выполнены не только в пределах установленного судебным приставом-исполнителем срока, но и спустя значительный период времени после истечения этого срока.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для освобождения истца об уплаты исполнительского сбора. Но учитывая, что совокупность сроков, установленных законодательством о контрактной системе закупок, исключает заключение муниципального контракта и его реализацию в течение 5 дней, установленных законодательством об исполнительном производстве для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд полагает что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, т.е. до 37500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования администрации <адрес> удовлетворить в части.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации <адрес> на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес> Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, на одну четвертую часть, то есть до 37500 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения суда составлен 19.07.2022.

Судья М.Е. Манушина