РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,
с участием представителя административного истца Заречнева В.И., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Хабаровск № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение серии 09 № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Мукушевой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Д-1/14, представившей диплом о высшем юридическом образовании Восточно-Сибирского института МВД России №, служебное удостоверение ИРК № от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика старшего следователя отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруева Ю.Е., представившего служебное удостоверение ИРК № от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Ивашинникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2132/2023 по административному исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, старшему следователю отдела следственной части Главного следственного управления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области Бруеву Ю.Е. о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, в котором просит признать представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное должностным лицом ГУ МВД России по Иркутской области в рамках расследования уголовного дела №, незаконным и не подлежащим исполнению.
Административное исковое требование мотивировано тем, что Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному Федеральному округу на основании пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направляет данное административное исковое заявление на представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное следователем отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруевым Ю.Е. в рамках расследования уголовного дела № по части 1 статьи 330 УК РФ, возбужденного в отношении неустановленных лиц. Ранее Управлением в рамках досудебного порядка подавались жалобы в прокуратуру Иркутской области (рассматривала прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска) и в Главное следственное управление ГУ МВД России по Иркутской области. Кроме того, подавалась жалоба в Кировский районный суд г. Иркутска в порядке статьи 125 УПК РФ. Указанные жалобы оставлены без удовлетворения. Исходя из информации, изложенной в представлении, предварительное следствие по вышеуказанному делу не завершено, обвинение Ивашинникову А.В. и иным лицам не предъявлено, однако должностным лицом ГУ МВД России по Иркутской области Бруевым Ю.Е. сделаны необоснованные преждевременные выводы об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления. В представлении указано, что отсутствие должного надзора (контроля) со стороны Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу послужило одним из обстоятельств, способствующих совершению указанного преступления, при этом представление не содержит указания на конкретные положения закона, нарушение которых Управлением способствовало совершению преступления. Резолютивная часть представления указывает на необходимость осуществления МРУ Пробирной палаты по ДФО следующих действий: принятия к ИП Ивашинникову А.В. соответствующих мер реагирования по привлечению к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований в области оборота драгоценных металлов, при этом под грубым нарушением в представлении подразумевается деятельность, связанная с обращением с отходами I-IV классов опасности, не являющимися драгоценными металлами; рассмотрения вопроса о приостановлении действия лицензии ИП Ивашинникова А.В. до устранения грубых нарушений лицензионных требований; разъяснения ИП Ивашинникову А.В. необходимости получения лицензии Росприроднадзора для осуществления деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности; в случае не устранения грубых нарушений лицензионных требований рассмотреть вопрос об аннулировании лицензии. Оценка соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности, связанной с обращением отходов I-IV классов опасности, а также разъяснение требований законодательства в данной сфере не входит в компетенцию Федеральной пробирной палаты и не является предметом ее контроля (надзора). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2020 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов» (далее по тексту - Положение). Пункт 2 Положения определяет, что лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой. Пунктом 3 Положения определено, что лицензируемая деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства. Пунктом 4 Положения установлен ограниченный перечень лицензионных требований к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов. При этом пунктом 5 Положения установлено, что грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Представление от ДД.ММ.ГГГГ№ должностного лица ГУ МВД России по Иркутской области не содержит сведений о вышеуказанных грубых нарушениях лицензионных требований ИП Ивашинниковым А.В. в сфере оборота драгоценных металлов, которые являются основанием для приостановления и аннулирования действия лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов. Для осуществления деятельности по приобретению (купле-продаже) отработанных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов (содержащих в своем составе драгоценные металлы) на территории Дальневосточного федерального округа с ДД.ММ.ГГГГ требуется обязательное получение лицензии в МРУ Пробирной палаты России по ДФО по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю). До вышеуказанной даты указанный вид деятельности не требовал получения лицензии, вместе с тем представление содержит информацию об осуществлении хранения неустановленными лицами керамических автомобильных катализаторов, содержащих в своем составе драгоценные металлы в 2020 году. В представлении указано, что ИП Ивашинниковым А.В. в нарушение пункта 9 постановления Правительства РФ от 07.06.2001 № 444 «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий» (далее по тексту - Правила скупки), в соответствии с которым не подлежат скупке у физических лиц в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности «деятельность по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий», драгоценные металлы в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, отходах производства и потребления, а также изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра, к которым относятся отработанные автомобильные катализаторы, так как являются отходом производства и потребления. Однако в соответствии с пунктом 1 Правил скупки данные правила распространяются на деятельность по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, тогда как автомобильные катализаторы не являются ни ювелирными, ни другими изделиями из драгоценных металлов, ни ломом таких изделий, а являются отходами, содержащими драгоценные металлы. Таким образом, на деятельность ИП Ивашинникова А.В. по приобретению у физических и юридических лиц автомобильных катализаторов, их дальнейшей обработке (переработке) перечисленные требования законодательства не распространяются. Ранее следователем отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруевым Ю.Е. в МРУ Пробирной палаты России уже направлялось представление аналогичного содержания, которое было рассмотрено, о чем было сообщено письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данным официального сайта «Почта России» письмо с почтовым идентификатором № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен следователь отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруев Ю.Е..
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП Ивашинников А.В. (ИНН №).
Представитель административного истца Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу Заречнев В.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленного административного искового требования настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменном отзыве на возражения административных ответчиков.
Представитель административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области Мукушева Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.
Административный ответчик - старший следователь отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруев Ю.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленного административного искового требования отказать, полагая принятое им представление законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Ивашинников А.В. в судебном заседании по существу заявленного требования какие-либо пояснения не давал, ссылаясь на отсутствие юридического образования.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из части 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ), при производстве по уголовному делу подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Уголовного кодекса Российской Федерации предупреждение преступлений является одной из задач производства по уголовным делам.
В развитие названной нормы частью 2 статьи 158 УПК РФ предусмотрено, что дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, является доказанность факта совершения преступления и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих преступление либо облегчающих его совершение. При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны способствовать устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению преступления.
В соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции относится в числе иных предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 2).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.
В силу требований пункта 12 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
Согласно подпункту 18.1 пункта 18 раздела III Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», сотрудники следственных подразделений устанавливают в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносят в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролируют своевременное устранение недостатков.
Анализ содержания положений части 2 статьи 158 УПК РФ позволяет суду прийти к выводу о том, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, которые необходимо устранить, а также указать на то, требования каких законов и в какой части нарушены.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что в производстве старшего следователя отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Бруева Ю.Е. находилось уголовное дело №, возбужденное по части 1 статьи 330 УК РФ, по факту совершения действий, вопреки установленных законодательством в области оборота драгоценных металлов и обращения с отходами I-IV классов опасности.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в адрес руководителя Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 (далее по тексту - МРУ Пробирной палаты России по ДФО) следователем отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области старшим лейтенантом юстиции Бруевым Ю.Е. в рамках уголовного дела №, в соответствии с частью 2 статьи 73 и частью 2 статьи 158 УПК РФ, направлено повторное представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона).
В оспариваемом представлении указано, что в ходе предварительного следствия установлено, что неустановленные лица, находясь по адресу: <адрес>, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, незаконно организовали скупку у физических лиц отработанных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов (автомобильных катализаторов), согласно справке об исследовании ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области, содержащие в своем составе драгоценные металлы платиновой группы (платина, палладий, родий), после чего с использованием механического процесса осуществляли измельчение (дробление) приобретенных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Полученные в результате скупки и частичной обработки вещества, содержащие драгоценные металлы, незаконно хранили по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, когда указанные вещества, содержащие драгоценные металлы - платину, палладий и родий, были обнаружены и изъяты. Кроме того, в ходе предварительного следствия установлено, что неустановленные лица незаконно хранили в автомобиле «Тойота Королла», государственный регистрационный знак №, находящемся на парковке по адресу: <адрес>, грузовой аэропорт 2/1А, порошкообразные керамические автомобильные катализаторы, согласно справке об исследовании ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области, содержащие драгоценные металлы - платину палладий, родий, до ДД.ММ.ГГГГ, когда указанные вещества, были обнаружены и изъяты. Согласно заключению комплексной химической, оценочной экспертизы, произведенной в учреждении АНО «Центр химических экспертиз» (в ходе производства которой были отобраны образцы из всех представленных на исследование объектов) общая стоимость драгоценных металлов, изъятых по адресам: <адрес> автомобильных катализаторах составила 4 107 000 рублей. В ходе предварительного следствия установлено, что Ивашинников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, и осуществляет свою предпринимательскую деятельность по юридическому адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу, расположенном по адресу: <адрес>, как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с присвоением учетного номера №, с ДД.ММ.ГГГГ имеет лицензию № № на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, выданную указанным Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу, и осуществляет указанную деятельность по следующим адресам, внесенным в карту специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: <адрес>.
Кроме того, в представлении изложено, что в ходе следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий установлено, что ИП Ивашинников А.В. (ИНН №) для придания законности своей деятельности состоял на учете в Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу (с ДД.ММ.ГГГГ, имея лицензию на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов) в период с мая 2020 года по ноябрь 2021 года, в нарушение пункта 9 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий», в соответствии с которым не подлежат скупке у физических лиц в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности «деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий»: драгоценные металлы в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, отходах производства и потребления, а также изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра, к которым относятся отработанные автомобильные катализаторы, так как являются отходом производства и потребления, достоверно зная, что указанные отработанные автомобильные катализаторы относятся к отходам I-V классов опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 («Фильтры очистки выхлопных газов автотранспортных средств отработанные» (код по ФККО 9 21 305 11 52 4)), на сновании чего юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие их сбор, размещение, транспортировку, обработку, обязаны иметь лицензию Росприроднадзора на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, не имея таковой, в нарушение статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ, находясь по адресам, внесенным в карту специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами (<адрес>, а также в <адрес>), осуществлял и осуществляет по настоящее время скупку у физических лиц указанных отработанных автомобильных катализаторов за денежное вознаграждение, их транспортировку, размещение, последующую обработку в виде извлечения драгоценных металлов платиновой группы (платина, палладий, родий) и их сбыт за материальное вознаграждение. Всего за период с мая 2020 года по ноябрь 2021 года ИП Ивашинниковым А.В. (ИНН №) от осуществления незаконной предпринимательской деятельности без лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, к которым относятся автомобильные катализаторы, извлечен незаконный доход в особо крупном размере на общую сумму 157 683 715,81 рублей.
Помимо этого в оспариваемом представлении отражено, что согласно показаниям специалиста - Советника отдела обращения драгоценных металлов и драгоценных каменей центрального аппарата Пробирной палаты РФ ФИО, в соответствии с пунктом 9 постановлением Правительства РФ № 444 от 07.06.2001 «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» не подлежат скупке: драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления; изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра. В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Катализаторы являются отходом производства и потребления и не подлежат скупке у физических лиц в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности «деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий». Катализаторы относятся к отходам I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, на основании чего, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие их сбор, должны иметь соответствующую лицензию Росприроднадзора.
Согласно показаниям специалиста – Консультанта отдела разрешительной деятельности в области обращения с отходами центрального аппарата Росприроднадзора ФИО1, перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, установлен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее - Положение). Согласно пункту 5.1.3. Положения Росприроднадзор осуществляет, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Росприроднадзор является лицензирующим органом деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), лицензирования отдельных видов деятельности - Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ). В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны основные понятия в сфере обращения с отходами, в том числе, определения таким понятиям, как отходы производства и потребления, сбор отходов, транспортирование отходов, размещение отходов. Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Обработка отходов - предварительная подготовка для дальнейшей утилизации, включая их сортировку, очистку, разборку. Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо предоставленного им на иных правах. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Перечень находящихся в обращении в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО включает в себя, в том числе, тип отходов «Прочие отходы обслуживания, ремонта и демонтажа автомобильного транспорта» (код 9 21 000 00 00 0), в которые включен вид отхода IV класса опасности «Фильтры очистки выхлопных газов автотранспортных средств отработанные» (код по ФККО 9 21 305 11 52 4) и, соответственно, деятельность по обращению с данным видом отхода подлежит регулированию Федеральным законом № 89-ФЗ. В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок лицензирования деятельности в области ращения с отходами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о лицензировании №). Перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов установлен приложением к Положению о лицензировании №. В случае, если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель предполагает осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, то получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, является необходимым условием осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ. Осуществление указанной деятельности без лицензии является нарушением требований статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ. Вместе с тем, наличие лицензии на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий не отменяет и не заменяет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, так как указанное выше не установлено нормами законодательства в области обращения с отходами.
Согласно показаниям специалиста - Старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды центрального аппарата Росприроднадзора ФИО2 Росприроднадзор в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при выявлении в ходе контрольных (надзорных) мероприятий признаков преступления или административного правонарушения обязан направить соответствующую информацию в государственные органы в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Наличие лицензии на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий не отменяет и не заменяет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Осуществление данной деятельности без указанной лицензии является нарушением требований статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ. При выявлении Росприроднадзором осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии, указанный индивидуальный предприниматель подлежит ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В случае выявления данной деятельности индивидуального предпринимателя без указанной лицензии, если его действия подпадают под признаки преступления, принимаются меры по привлечению к административной ответственности виновных лиц, а также соответствующая информация направляется в правоохранительные органы (МВД, Прокуратура), для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Также в оспариваемом представлении указано на то, что отсутствие должного надзора (контроля) со стороны Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу послужило одним из обстоятельств, способствующих совершению указанного преступления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия, установленные Федеральным законом № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» могут проводиться по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в адрес Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры направлена информация о необходимости направления соответствующего требования в Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу, а также осуществления прокурорского надзора за надлежащим исполнением указанного представления в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере».
Административному истцу в оспариваемом представлении предложено принять к ИП Ивашинникову А.В. (ИНН №) соответствующие меры реагирования по привлечению к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований в области оборота драгоценных металлов; рассмотреть вопрос о приостановлении действия лицензии ИП Ивашинникова А.В. (ИНН №) до устранения грубых нарушений лицензионных требований; разъяснить ИП Ивашинникову А.В. (ИНН №) о необходимости в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ получения лицензии Росприроднадзора для осуществления законной предпринимательской деятельности в области обращения с отходами I-V классов опасности, к которым относятся отработанные автомобильные катализаторы; в случае не устранения грубых нарушений лицензионных требований, рассмотреть вопрос об аннулировании лицензии ИП Ивашинникова А.В. (ИНН №); принять меры к недопущению аналогичных ситуаций.
Кроме того, в представлении указано на то, что оно подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения, а также дополнительно разъяснено, что в соответствии с частью 4 статьи 21 УПК РФ требования должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, являются обязательными для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями и должностными лицами; ненадлежащее выполнение указанного представления влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 КоАП РФ.
Исходя из правового смысла вышеизложенного, законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица, организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Законные требования следователя (дознавателя) определяются его полномочиями как участника уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ).
В силу требований части 1 статьи 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В описательно-мотивировочной части представления подлежит указанию: фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления); выявленные следователем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов; доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В резолютивной части представления указываются: конкретные профилактические меры, которые, по мнению следователя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления; срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления следователя о принятых мерах.
Вышеприведенным требованиям закона оспариваемое административным истцом представление в полной мере отвечает.
Так, вопреки доводам административного истца, из содержания оспариваемого представления следует, что в нем содержится указание на положения закона, которые, по мнению следователя отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области Бруева Ю.Е., нарушены, а именно статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В представлении также указано на причинно-следственную связь между бездействием Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу, выраженным в отсутствии должного надзора (контроля) со стороны данного управления, что послужило одним из обстоятельств, способствующих совершению указанного преступления, с одной стороны, и действиями лица, допустившего грубые нарушения лицензионных требований в области оборота драгоценных металлов, с другой стороны.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона), содержит, в том числе, сведения об осуществлении ИП Ивашинниковым А.В. (ИНН №) с мая 2020 года и по настоящее время скупки у физических лиц отработанных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, содержащих в своем составе драгоценные металлы, в нарушение приведенных выше требований закона.
Оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая могла быть изложена на данной стадии расследования уголовного дела и обеспечивала бы уяснение сущности нарушений и указание на необходимость принятия надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков, указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также указание на необходимость принятия мер по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, уполномоченное должностное лицо обоснованно внесло оспариваемое представление.
Содержащиеся в представлении формулировки исключают возможность его двоякого толкования; изложение представления является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания; представление не содержит неясности и позволяет определить пределы, в которых его следует исполнить.
При этом комплекс мер, которые должны быть предприняты, находится в компетенции административного истца.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемое представление является необоснованным, незаконным и не подлежащим исполнению, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов», определяющее ограниченный перечень лицензионных требований к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, суд находит основанными на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации № 444 от 07.06.2001 «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» не подлежат скупке у физических лиц в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности «деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий»: драгоценные металлы в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, отходах производства и потребления, а также изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра, к которым относятся отработанные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, содержащие в своем составе драгоценные металлы, так как являются отходом производства и потребления.
В соответствии с пунктом 15 названного постановления Правительства контроль за соблюдением указанных правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.
Указанные отработанные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 («Фильтры очистки выхлопных газов автотранспортных средств отработанные» (код по ФККО 921305 11 52 4)), являются отходом производства и потребления и относятся к отходам I-IV классов опасности.
Деятельность по обращению с данным видом отхода регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Наличие лицензии на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий не отменяет и не заменяет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Ненадлежащее размещение, а также обработка в виде извлечения драгоценных металлов из автомобильных катализаторов, в случае не оснащения техническими средствами, технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, может повлечь существенный вред в виде угрозы жизнедеятельности и окружающей среде.
Для осуществления деятельности по приобретению (купле-продаже) отработанных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, содержащих в своем составе драгоценные металлы, на территории Дальневосточного федерального округа с 01.01.2022 требуется обязательное получение лицензии в МРУ Пробирной палаты России по ДФО по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).
Не оставляет суд без внимания и то обстоятельство, что после получения МРУ Пробирной палаты России по ДФО оспариваемого представления последним не предпринято никаких действий, направленных на его надлежащее исполнение.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), направленным в адрес МРУ Пробирной палаты России по ДФО, административному истцу разъяснено, что в связи с продлением ограничений на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок на 2023 год (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (в ред. от 29.12.2022)), указанное представление подлежит исполнению МРУ Пробирной палаты России по ДФО после снятия соответствующих ограничений, либо после получения соответствующего требования из органов прокуратуры Дальневосточного федерального округа.
Кроме того, суд учитывает, что в рамках внесения представления в порядке статьи 158 УПК РФ на орган предварительного расследования не может быть возложена обязанность определить лиц, ответственных за ненадлежащий контроль, круг допущенных ими нарушений, а также несоответствие данных нарушений и их действий требованиям действующего законодательства, регулирующего их сферу деятельности, определить и обозначить в представлении круг превентивных мер, направленных на предотвращение возникновения подобных фактов в дальнейшем, и лиц, ответственных за его надлежащее исполнение в дальнейшем, поскольку, в данном случае, это является прерогативой МРУ Пробирной палаты России по ДФО, органы предварительного расследования не вправе вмешиваться в его организационно-правовую структуру и деятельность.
Иные доводы административного истца проверены судом, однако опровергаются материалами дела, являются юридически несостоятельными, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленного МРУ Пробирной палаты России по ДФО требования.
Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу положений статьи 62 КАС РФ обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административным истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Доказательств того, что оспариваемое представление нарушает права и законные интересы административного истца, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о законности оспариваемого представления и об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требования административного истца, поскольку оспариваемое представление основано на требованиях действующего законодательства, принято в пределах полномочий следователя отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области Бруева Ю.Е. и при наличии предусмотренных на то законом оснований, содержащиеся в нем предложения о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца, поскольку в данном процессуальном решении административному истцу лишь предложено принять комплекс мер по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следовательно, оспариваемое представление не повлекло нарушение каких-либо прав и законных интересов административного истца, которым доказательства факта нарушения прав в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 КАС РФ, не представлены.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд учитывает следующее.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из содержания административного искового заявления следует, что истец оспаривает представление следователя отдела следственной части ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области Бруева Ю.Е. о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), от ДД.ММ.ГГГГ№, которое получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. С учетом требований части 1 статьи 219 КАС РФ административный истец был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Между тем настоящее административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения на конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд пропущен. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
Ссылку представителя административного истца на положения части 1.1 статьи 219 КАС РФ суд находит основанной на неверном толковании норм процессуального права.
Пропуск процессуального срока обращения в суд в силу требований части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое требование Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, старшему следователю отдела следственной части Главного следственного управления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области Бруеву Ю.Е. о признании представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенного должностным лицом ГУ МВД России по Иркутской области в рамках расследования уголовного дела №, незаконным и не подлежащим исполнению – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 04.08.2023.