ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2136/2023 от 16.08.2023 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-2136/2023

03RS0044-01-2023-002141-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года с. Иглино

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Галикеевой Л.И.,

при секретаре Файзрахмановой И.Р.,

с участием административных истцов Фишер О.И., Фишер Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО13, ФИО14 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО29 о признании незаконными действий (бездействий) и ответа на обращение,

УСТАНОВИЛ:

Фишер О.И., Фишер Ю.Е. обратились в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшову А.В. о признании незаконными действий (бездействий) и ответа на обращение. В обоснование иска указано, что административные истцы являются участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома №<адрес> расположенного по адресу: <адрес>. Застройщиком данного объекта является ООО «Компания Стройтрейдинг». 02.03.2023 года административные истцы обратились в Управление Федерального казначейства по РБ с заявлением, в котором просили предоставить информацию по объекту долевого строительства, многоквартирному жилому дому, связанную с выделением бюджетных средств из бюджета Республики Башкортостан на завершение строительства указанного объекта. Уведомлением заместителя Управления Федерального казначейства по РБ Имаевой Л.А. от 09.03.2023 г. №0100-06-07/66 было сообщено, что решение указанного в обращении вопроса относится к компетенции Министерства финансов Республики Башкортостан, в связи с чем обращение перенаправлено письмом от 07.03.2023 г. №0100-06-06/1408 в Министерство финансов Республики Башкортостан. Уведомлением первого заместителя Министра финансов РБ Истамгалиной Л.З. от 17.03.2023 №М16-35-05-3 было сообщено, о том, что обращение направлено в Министерство строительства и архитектуры РБ для рассмотрения в рамках возложенных полномочий. По результатам рассмотрения обращения Министерством строительства и архитектуры РБ в лице заместителя министра Ковшова А.В. был дан ответ от 28.03.2023 №М13-15-03/57 о том, что в отношении застройщика была начата процедура банкротства, которая прекращена определением суда, что это определение оспаривается министерством в апелляционном порядке с приведением доводов, а также, что производится поиск кандидатуры конкурсного управляющего застройщика. Считают, что информации в ответе по существу поставленных в обращении вопросов предоставлено не было. Сведений о причинах, по которым запрошенная информация не представлена, в ответе не приведено. Также в ответе отсутствуют сведения, что на поставленные вопросы Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан не может предоставить сведения по причине того, что это не входит в их компетенцию. Вместе с этим нет уведомления от Министерства строительства и архитектуры РБ о передаче обращения по подведомственности. Считают, что поскольку ответ от 28.03.2023г. №М13-15-03/57 предоставлен Министерством строительства и архитектуры РБ не по существу поставленных в обращении вопросов, вынесен с нарушением действующих норм закона, то он нарушает права административных истцов и препятствует в получении полной и достоверной информации, затрагивающей права, как участников долевого строительства. Действия (бездействие) заместителя министра строительства и архитектуры РБ Ковшова А.В. заключающиеся в непредставлении информации в ответе по существу заданных вопросов, также как и Министерства строительства и архитектуры РБ затрагивают права административных истцов, в связи с незавершением строительства дома, указанного в договорах долевого участия, и должны быть признаны незаконными. Обращают внимание, что в предоставленной информации не имеется сведений отвечающих по существу на поставленные в обращении вопросы, связанные с выделением бюджетных средств для застройщика ООО Компания «Стройтрейдинг» на завершение строительства объекта, что свидетельствует о нарушении требований ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» и ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В связи с указанным просят: признать действия (бездействия) заместителя министра Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшова А.В. при рассмотрении обращения от 02.03.2023 года незаконными и нарушающими права участников долевого строительства ФИО25 и ФИО26, признать незаконными действия (бездействия) Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан и нарушающими права участников долевого строительства ФИО27 и ФИО28, признать незаконным и отменить ответ заместителя министра строительства и архитектуры Ковшова А.В. от 28.03.2023 года №М13-15-03/57. Обязать Министерство строительства и архитектуры РБ незамедлительно выдать Фишер О.И. и Фишер Ю.Е. ответ по существу вопросов, поставленных в обращении от 02.03.2023 года перенаправленное Управлением Федерального казначейства по РБ, Министерством финансов РБ в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.

Административным ответчиком заместителем министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшовым А.В. представлен отзыв на административное исковое заявление Фишер О.И., Фишер Ю.Е., в котором указано, что вопрос выделения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан не относится к компетенции Министерства строительства и архитектуры РБ. Обращает внимание, что завершение строительства осуществлялось за счет активов застройщика, без привлечения финансирования из регионального федерального бюджета. Указывает, что Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан в ответ на обращение Фишер О.И., Фишер Ю.Е., дан ответ по компетенции, где детально разъясняются какие шаги предпринимаются по вопросу восстановления прав граждан участников строительства ЖК «Юлдаш». В связи с указанным просит в удовлетворении заявленных требований Фишер О.А., Фишер Ю.Е. отказать.

В судебном заседании административные истцы Фишер О.И., Фишер Ю.Е. административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры РБ, административный ответчик заместитель Министра строительства и архитектуры РБ Ковшов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом судебными повестками полученными 02.08.2023 года, о причинах неявки суду не сообщили.

Представители заинтересованных лиц Министерства финансов РБ, Управления Федерального казначейства по РБ, ООО «Компания Стройтрейдинг» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, судебными повестками, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истцов Фишер О.И., Фишер Ю.Е., исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа государственной власти, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Судом установлено, что 2 марта 2023 года административными истцами Фишер О.И. и Фишер Ю.Е. в Управление Федерального казначейство по РБ подано заявление в котором они просили предоставить следующую информацию: выделялись ли и в какой сумме денежные средства из бюджета Республики Башкортостан для завершения банкротного дела № А07-14880/2020 для завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося по адресу: РБ, Иглинский район, с.Иглино, ул. Лесунова, дом 2 на земельном участке с кадастровым номером расположенным по адресу: РБ, <адрес>». Если денежные средства были выделены из бюджета Республики Башкортостан для завершения банкротного дела № А07-14880/2020 для завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося по адресу: РБ, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером расположенным по адресу: РБ, <адрес>», то на кого была возложена ответственность по контролю за целевым расходованием данных денежных средств.

9 марта 2023 года Управление Федерального казначейства по РБ направило заявителю ответ о перенаправлении обращения в Министерство финансов Республики Башкортостан.

17 марта 2023 года Министерство финансов Республики Башкортостан указанное обращение направило в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан для рассмотрения в рамках возложенных на Министерство функций и дачи ответа заявителю.

В этот же день в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан из Министерства финансов Республики Башкортостан поступило обращение Фишер О.И., Фишер Ю.Е.

По результатам рассмотрения указанного обращения 28 марта 2023 года Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан в адрес административных истцов направлен ответ №М13-15-03/57 со следующим содержанием:

«ООО Компания «Стройтрейдинг» (ИНН , юридический адрес организации: 450106, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Рабкоров, дом 2, квартира 47) выступает застройщиком жилого дома литер 1 в микрорайоне «<адрес>

Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) обратилась с заявлением о признании ООО Компания «Стройтрейдинг» несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 января 2021 года по делу № А07-14880/2020 ООО Компания «Стройтрейдинг» признана несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Конкурсным управляющим утверждена ФИО15 - член ассоциации ВАУ «Достояние».

В отношении объекта получено разрешение на ввод в эксплуатацию №03-КГ 03526000-47-2021 от 28 декабря 2021 года.

Данный объект исключен из единого реестра проблемных объектов 27 января 2022 года в связи со вводом объекта в эксплуатацию.

Определением арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года по делу № А07-14880/2020 Коновалова Динара Асгатовна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

По этой причине до настоящего времени жилой дом № 2 не поставлен на кадастровый учет, требования участников строительства путем передачи жилых помещений в порядке, предусмотренном статьей 201.11 Закона о банкротстве, не погашены.

С 28 мая 2022 года ни один арбитражный управляющий, отвечающий требованиям пункта 2.1 статьи 201.1 Закона о банкротстве, не дал согласия на утверждение в качестве конкурсного управляющего ООО Компания Стройтрейдинг».

Определением арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 января 2023 года по делу № А07-14880/2020 производство по делу о признании должника ООО Компания «Стройтрейдинг» несостоятельным (банкротом) прекращено.

Минстрой РБ полагает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.

Согласно пункту 9 статьи 45 Закона о банкротстве в случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу. В силу абзаца пункта 2.1 статьи 201.1 Закона о банкротстве конкурсными управляющими в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным федеральным законом требованиям аккредитованные Фондом.

Прекращение производства по настоящему делу ввиду отсутствия кандидатур аккредитованных арбитражных управляющих противоречит цели банкротства застройщика, которая направлена на социальную защиту лиц, имеющих требование о передаче жилого помещения. По ряду причин это может привести к негативным последствиям.

На этом фоне целесообразно рассмотреть возможность утверждения кандидатуры арбитражных управляющих, не имеющих необходимой аккредитации.

В настоящем деле в пользу такого подхода говорит также то, что специальная квалификация аккредитованных арбитражных управляющих не требуется - строительство жилого дома № 2 уже завершено. Необходимо лишь осуществить его постановку на кадастровый учет и произвести погашение требований участников строительства в порядке статьи 201.11 Закона о банкротстве.

В этой связи, Минстроем РБ подана апелляционная жалоба об отмене определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 января 2023 года по делу № А07-14880/2020 о прекращении производства по делу о банкротстве ООО Компания «Стройтрейдинг» и принятии судебного акта об утверждении конкурсного управляющего из числа арбитражных управляющих, не аккредитованных Фондом.

Судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции по рассмотрению апелляционной жалобы Минстроя РБ назначено на 6 апреля 2023 года на 11 час. 15 мин. по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 83, зал № 526.

3 февраля 2023 года в Минстрой РБ поступило письмо от арбитражного управляющего ФИО24 о согласии на назначение в качестве конкурсного управляющего ООО Компания «Стройтрейдинг» в деле о несостоятельности (банкротстве) № А07-14880/2020 рассматриваемом Арбитражным судом Республики Башкортостан.

Фондом направлены запросы в адрес Аккредитованных арбитражных управляющих, в адрес саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с предложением о сопровождении дела о банкротстве ООО Компания «Стройтрейдинг».

В случае поступления согласия от аккредитованных арбитражных управляющих Фондом будет заявлена кандидатура арбитражного управляющего в арбитражный суд.»

Ответ №М13-15-03/57 от 28 марта 2023 года подписан заместителем Министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшовым А.В.

Указанный ответ на обращение Фишер О.И. и Фишер Ю.Е. дан в установленный срок, нарушений порядка рассмотрения обращения не установлено.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Фишер О.И. и Фишер Е.Ю. в части признания незаконными действия (бездействия) Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителя министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшова А.В. при рассмотрении обращения от 02.03.2023 года (вх. №М16-35-05-3 от 17.03.2023г.) незаконными и нарушающими права Фишер О.И. и Фишер Ю.Е. удовлетворению не подлежат.

Между тем, из содержания указанного ответа следует, что он не содержит информации о выделении денежных средств из бюджета Республики Башкортостан для завершения строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, с. Иглино, ул. Лесунова, д.2 и контролю за расходованием денежных средств. Также в ответе не содержится сведений о невозможности предоставления указанной информации.

Постановлением Правительства РБ от 04.12.2020 года утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее- Положение).

В соответствии с п. 1.1. Положения, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции отраслевое управление в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, производства строительных материалов, изделий, конструкций и освоения новых технологий в строительной отрасли.

Согласно п. 2 Положения, основными задачами Министерства являются: координация и регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе координация деятельности органов архитектуры и градостроительства муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, предприятий строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, а также оказание содействия развитию рыночных отношений. Разработка и участие в реализации жилищной политики в республике в целях удовлетворения потребностей населения в жилье. Участие в регулировании инвестиционной деятельности в пределах своей компетенции. Осуществление мер по совершенствованию градостроительства и системы расселения, повышению качества градостроительных решений и архитектурного проектирования в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Участие в разработке и реализации мер государственной поддержки в целях привлечения инвестиций и кредитных ресурсов в установленную сферу деятельности и выполнения программы газификации в Республике Башкортостан. Реализация государственной политики в области производства строительных материалов, изделий, конструкций и ценообразования в строительстве на территории Республики Башкортостан. Внесение предложений по оптимизации стоимости работ в области градостроительства и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищного строительства. Обеспечение в приоритетном порядке реализации мер по содействию в пределах своей компетенции развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В силу п. 3.9 Положения, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан осуществляет бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.37 Положения, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан реализует мероприятия по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан.

Из указанных норм следует, что вопрос о наличии финансирования строительства объектов недвижимости (многоквартирных домов) с привлечением денежных средств граждан, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан.

При указанных обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что вопрос выделения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан не относится к компетенции Министерства строительства и архитектуры РБ являются необоснованными, а ответ №М13-15-03/57 от 28 марта 2023 года в части отсутствия информации по поставленным Фишер О.И и Фишер Ю.Е. вопросам в просительной части обращения от 2 марта 2023 года подлежит признанию незаконным.

Таким образом, административные исковые требования Фишер О.И., Фишер Е.Ю. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО16, ФИО17 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшову Артему Васильевичу о признании незаконными действий (бездействия) заместителя министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО19 при рассмотрении обращения от 2 марта 2023 года, Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, ответа заместителя министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО18 от 28 марта 2023 года за №М13-15-03/57 и обязании незамедлительно выдать ответ по существу вопросов, поставленных в обращении от 02.03.2023 года, удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ заместителя министра строительства и архитектуры Ковшова А.В. за №М13-15-03/57 от 28 марта 2023 года в части отсутствия информации по поставленным заявителями ФИО20 и ФИО21 вопросам в просительной части обращения от 2 марта 2023 года.

Обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем рассмотрения обращения административных истцов от 2 марта 2023 года по вопросам, поставленным в просительной части заявления.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО22, ФИО23 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан Ковшову А.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий подпись Л.И. Галикеева