ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2137/2022 от 31.08.2022 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-2137/2022

УИД 91RS0022-01-2022-002762-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,

при секретаре – Заика Ю.К.,

с участием административного истца – ФИО1,

представителя ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица ФИО3, Министерство финансов Российской Федерации о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации права и понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным отказ государственного регистратора ФИО2 в государственной регистрации за ФИО1 права собственности на квартиру по адресу: , площадью кв.м с кадастровым номером , обязав государственного регистратора зарегистрировать за ФИО1 право собственности на указанную квартиру на основании договора купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом ФИО1 (покупателем) и заинтересованным лицом ФИО3 (продавцом), от имени которого по нотариальной доверенности действовал ФИО4, в простой письменной форме заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: . Заключенный между сторонами договор купли-продажи содержал все существенные условия о его предмете, цене и порядке расчетов между сторонами. Так, в соответствии с п.1 продавец передает в собственность покупателя квартиру, по адресу: , площадью кв.м с кадастровым номером . Покупатель принимает квартиру и уплачивает за нее продавцу цену в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором. В соответствии с п.4 договора цена договора составляет рублей. В соответствии с п.5 договора расчеты между покупателем и продавцом производятся в безналичной форме через банковский счет не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом стороны пришли к соглашению о том, что до полного расчета за квартиру право залога у продавца не возникает. В соответствии с п.7 договора квартира передана покупателю до подписания договора. Договор после его подписания сторонами подтверждает факт передачи квартиры покупателю и имеет силу передаточного акта, в связи с чем, передаточный акт сторонами не составляется.

ДД.ММ.ГГГГ договор и иные необходимые документы были поданы сторонами в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на государственную регистрацию перехода права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». Во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации, административный истец обратился с заявлением в Министерство финансов Российской Федерации о выдаче разрешения на заключение сделки, на который был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за исх., из содержания которого усматривалось, что по итогам заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) приняты следующие решения, действующие без ограничения срока: «2.Разрешить резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое физическим лицом, являющимся иностранным лицом, связанным с государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, при условии зачисления денежных средств по таким сделкам (операциям) на счет типа «С» в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».

ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 был открыт счет типа «С» в РНКБ Банк ( ПАО ).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи Квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.5 дополнительного соглашения стороны договорились произвести расчеты за квартиру через счет типа «С». При этом, условие об отсрочке платежа до ДД.ММ.ГГГГ, оставили без изменения.

В этот же день стороны предоставили на государственную регистрацию дополнительные документы в виде заявления об открытии счет типа «С» и дополнительного соглашения к договору.

При этом ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права, мотивированный тем, что причины приостановки не были устранены. По мнению государственного регистратора, осуществление государственной регистрации возможно только при условии зачисления денежных средств за квартиру на счет типа «С», доказательств чего стороны договора не предоставили.

Административный истец находит обжалуемое уведомление незаконным и нарушающим его законные права и интересы, как стороны договора, поскольку договор купли – продажи был заключен между сторонами до принятия Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». В Указах Президента Российской Федерации отсутствует указание на то, что они распространяют свое действие на договоры, заключенные до их принятия, в связи с чем, условия договора между ФИО1 и ФИО3 сохраняют силу и соответствует законодательству, действовавшему на момент его заключения. Кроме того нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации не отменены положения в силу которых стороны могут заключить договор купли – продажи с указанием на условие отсрочки платежа, равно как и с условием о том, что при отсрочке платежа товар не будет находиться в залоге у продавца, что было отражено сторонами при заключении договора купли – продажи. В связи с чем, по убеждению административного истца, государственный регистратор не вправе был требовать от покупателя внесения платы за квартиру до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении и по представленным суду доказательствам.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая отказ государственного регистратора законным и обоснованным.

Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, о времени и месте судебного извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о получении судебной повестки, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции по делу в адрес суда не поступало.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по адресу места жительства, а также через представителя ФИО4 Ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции по делу в адрес суда не поступало.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, о времени и месте судебного извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о получении судебной повестки, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции по делу в адрес суда не поступало.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных судом надлежащим образом и не просивших об отложении рассмотрения дела.

Суд, выслушав пояснения административного истца, изучив доводы возражений административного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником по адресу: , что подтверждается копией договора купли – продажи и выпиской из от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14, 44-46).

ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом ФИО1 (покупателем) и заинтересованным лицом гражданином Украины ФИО3 (продавцом), от имени которого по нотариальной доверенности действовал ФИО4, в простой письменной форме заключен договор купли-продажи квартиры с отсрочкой платежа до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: . Сторонами оговорено, что расчеты между покупателем и продавцом производятся в безналичной форме через банковский счет, при этом до полного расчета за квартиру право залога у продавца не возникает. Квартира передана покупателю до подписания договора. Договор после его подписания сторонами подтверждает факт передачи квартиры покупателю и имеет силу передаточного акта (л.д.10, 15-18).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО4 действуя от имени ФИО3, через ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Феодосия" обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – жилого помещения квартиры площадью кв.м с кадастровым номером , по адресу: . К заявлениям были приложены: заявление о регистрации права собственности, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, извлечение о регистрации в Едином реестре доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, а также заявление, договор купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на сумму рублей (л.д. 47-63).

Уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, и № осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении по адресу: приостановлено на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Государственным регистратором заявителям было предложено предоставить разрешение, выданное Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно п. «б» ч. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (л.д. 80-82).

ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 был открыт счет типа «С» в РНКБ Банк (ПАО ) (л.д. 79).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.5 дополнительного соглашения стороны договорились произвести расчеты за квартиру через счет типа «С». При этом условие об отсрочке платежа до ДД.ММ.ГГГГ оставили без изменения (л.д. 75-76).

В этот же день стороны предоставили на государственную регистрацию дополнительные документы: заявление об открытии банковского счета типа «С» на имя ФИО3, договор купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение, ответ Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-79).

В связи с поступившими документами, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав. Государственным регистратором при проведении правовой экспертизы установлено, что в предъявленном к государственной регистрации договоре купли – продажи отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета типа «С», а также отсутствует подтверждение о нахождении денежных средств на указанном счете. В связи с чем, было рекомендовано устранить указанные замечания (л.д. 83-85).

В связи с неустранением причин послуживших основанием к приостановлению государственной регистрации права и истечением срока приостановления государственной регистрации, уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества – жилого помещения квартиры площадью кв.м с кадастровым номером , по адресу: на основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 86 – 88).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

Частью 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, либо по заявлению представителя указанных лиц при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).

Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

На основании статьи 550 настоящего Кодекса договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Между тем, Указами Президента Российской Федерации от 1 и 5 марта (N 81 и N 95) на территории страны установлен и действует особый порядок осуществления сделок (операций) с недвижимостью, влекущих за собой возникновение права собственности в том числе на недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении России.

Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства - члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, , Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.

При этом пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" установлено, что лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, лицам, подпадающим под требования пункта 12 Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ N 95, с целью проведения учетно-регистрационных действий необходимо представлять в орган регистрации прав в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Исключения для сделок с недвижимостью с лицами, связанными с недружественными государствами:

- недвижимость находится за рубежом;

- расчет по сделке осуществляется по зарубежному счету (вкладу) резидента и информация об этом счете или вкладе раскрыта российским налоговым органам;

- покупка недвижимости у юрлиц - субъектов особого порядка (кроме зарегистрированных в РФ), если расчеты ведутся через счета типа "С";

- совершение сделок с резидентами (самостоятельно или путем поручения третьим лицам) российскими финорганизациями, которые находятся под контролем лиц, связанных с недружественными государствами. Таким финорганизациям разрешается также проводить сделки за счет клиентов, которые не относятся к субъектам особого порядка;

- совершение сделок российскими застройщиками, которые находятся под контролем субъектов особого порядка, с российскими физлицами и организациями;

- продажа недвижимости иностранному гражданину;

- покупка недвижимости у иностранного гражданина при условии зачисления средств по сделке на счет типа "С" (Протокол заседания подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

- покупка или продажа резидентом недвижимости у российского юрлица, в уставном капитале которых прямо или косвенно есть доля субъектов особого порядка, но не больше установленного лимита. Лимит не применятся, если такая компания стала банкротом и ее недвижимость продают на торгах.

- покупка резидентом недвижимости у иностранного гражданина в рамках сделок, документы о регистрации перехода права по которым были представлены в регистрирующий орган до ДД.ММ.ГГГГ и до этой же даты сделка была оплачена (либо оплата производится после регистрации перехода права с использованием кредитных средств) (Протокол заседания подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- сделки по Закону о ДДУ при условии, что иностранные лица, связанные с недружественными государствами, или подконтрольные им российские юрлица, выступают в качестве дольщиков;

- заключение и исполнение договоров долевого участия в строительстве между резидентами и иностранными лицами, связанными с недружественными государствами;

- сделки, которые влекут переход права собственности на объекты, построенные по Закону о ДДУ. Одной из сторон сделки выступает иностранное лицо, связанное с недружественными государствами, или подконтрольное ему российское юрлицо;

- безвозмездная передача недвижимости между супругами или близкими родственниками.

Решением Совета директоров Банка России от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", действующим на дату спорных правоотношений, был установлен режим банковского счета типа "С", а также определен порядок зачисления денежных средств и списания денежных средств с указанного счета.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 81 постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации. Перечень лиц, подпадающих под действие постановления Правительства, и порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) разрешений указан в Правилах (п. 1).

Если лицом, которое подпадает под действие Указа N 81, постановления Правительства N 295, получено соответствующее разрешение на осуществление сделки со стороны Комиссии, то с пакетом представляемых в Росреестр (Госкомрегистр) документов заявитель также подает такое разрешение. Государственный регистратор прав проводит правовую экспертизу и принимает решение об осуществлении регистрационных действий в установленные сроки.

Материалами дела подтверждается, что сторона договора продавец ФИО3 является гражданином государства Украина, вошедшей в перечень недружественных России стран и территорий, покупатель ФИО1 является резидентом Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что договор купли – продажи между сторонами был заключен до ДД.ММ.ГГГГ, при этом осуществление оплаты по договору до ДД.ММ.ГГГГ до государственной регистрации права произведено не было (за исключением кредитных средств), как и не было произведено оплаты до ДД.ММ.ГГГГ с зачислением денежных средств покупателем резидентом продавцу нерезиденту на банковский счет типа «С», в связи с чем на указанные правоотношения не распространяют свое действие протокол заседания подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, сторонам было необходимо отразить в договоре информацию о порядке зачисления денежных средств на банковский счет продавца типа «С» и представить государственному регистратору документы, подтверждающие зачисление денежных средств.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" регистрирующий орган наделен правом проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закон.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.

В связи с чем, суд приходит к убеждению, что государственный регистратор, установив, что заявителями не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, законно и обоснованно приостановил государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в регистрации права, учитывая истечение срока приостановления государственной регистрации прав.

Заявленные требования о возложении на государственного регистратора обязанности осуществить за административным истцом государственную регистрацию права собственности на по адресу: также удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от требований о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации прав. При этом понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации прав принято ДД.ММ.ГГГГ. С указанным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах, трехмесячного срока, что позволяет суду сделать вывод о том, что административное исковое заявление подано в предусмотренные законом сроки.

В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, понесенные истцом судебные расходы, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным уведомления об отказе государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении совершить действия по государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Стародуб П.И.