ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2138/18 от 21.09.2018 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-2138/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2018 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Малковой И.С.,

при секретаре Чильчиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску первого секретаря Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 ФИО1 к Администрации г. Горно-Алтайска о признании немотивированным и необоснованным предложения о рассмотрении возможности проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте, возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Первый секретарь Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании немотивированным и необоснованным предложения административного ответчика, выразившегося в письме от 07.09.2018 г. № 37 и письме от 12.09.2018 г. № 37/1 о рассмотрении возможности проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия от 07.09.2018 г. секретаря горкома КПРФ ФИО2, в специально отведенном месте, возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга на Площади им. В.И. Ленина (площадка между сценой и тротуаром со стороны пр. Коммунистического) 22 сентября 2018 года с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут.

В обоснование иска указано, что Администрация г. Горно-Алтайска письмом от 07.09.2018 г. № 37, а в дальнейшем письмом от 12.09.2018 г. № 37/1, вынесла необоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия на площади им. В.И. Ленина, указанного в уведомлении Горно-Алтайского горкома КПРФ от 07.09.2018 г., в связи с тем, что в г. Горно-Алтайске имеется специально отведенное место для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, в заявленное время на площади будут работать детские площадки. Предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести митинг в специально отведенном месте. Административный истец направил письменное непринятие предложения. Оспариваемое предложение произвольно, не мотивировано, не содержит конкретных данных, свидетельствующих об очевидной невозможности проведения митинга в заявленном месте в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Наличие в г. Горно-Алтайске специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем само по себе не является препятствием для проведения митинга на площади им. В.И. Ленина. Законом РА от 27.07.2005 г. № 61-РЗ установлены дополнительные места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, в том числе детские площадки и территории, прилегающие к границам зданий (ограждениям) на расстоянии до 50 метров от детской площадки. Детская площадка должна соответствовать установленным законам и нормативам, являться объектом. Сезонные аттракционы предпринимателей не могут являться детскими площадками, не соответствуют критериям и понятию детских площадок. В имеющихся у администрации решениях о размещении объектов без предоставления земельных участков и установлении сервитутов от 17.05.2018 г. №№ 1005, К/1005, О/1687, 1689 указаны лишь конкретные суммарные площади под сезонные аттракционы и временный киоск. Администрацией города не представлено документов, подтверждающих законность размещения на площади электромобилей. Вместе с тем, для проката электромобилей огорожена площадка, которая является границей так называемой «детской площадки». Расстояние от данного ограждения до места проведения митинга, указанного в уведомлении, составляет более 50 метров. Кроме того, площадки не осуществляли деятельность на концерте-митинге «Мы – Россия», фестивале меда, празднике «День города», администрация произвольно выбирает какие мероприятия будут проходить на площади и немотивированно не согласует горкому КПРФ проведение митинга. Предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия является основанием для принятия соответствующими органами мер, направленных и на защиту прав детей вплоть до отмены детских мероприятий, совпадающих по месту и времени проведения с публичными мероприятием. Указание администрацией на возможность проведения митинга в специально отведенном месте из-за погодных условий непригодно для размещения на нем людей, нет твердого покрытия, не имеет технических условий для подключения электроаппаратуры. Оспариваемым и необоснованным решением от 12.09.2018 г. № 37/1, действием (бездействием) органа публичной власти, связанным с согласительными процедурами и отказом в проведении публичного мероприятия, нарушены права жителей г. Горно-Алтайска, первого секретаря горкома КПРФ ФИО2, предусмотренные ФЗ от 19.07.2004 г. № 54-ФЗ, нормами международного права и гарантированные Конституцией РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование на площади им. В.И. Ленина. Первый секретарь горкома КПРФ ФИО2 является лицом, которое в соответствии с действующим законодательством РФ вправе быть организатором публичного мероприятия. В Постановлении Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Администрацией города в адрес организатора обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия направлено не было. Ответчиком вынесен необоснованный отказ в проведении согласительных процедур при проведении публичного мероприятия, что является нарушением прав организатора, горожан и действующего законодательства, суд не вправе признать обоснованным предложение органа публичной власти об изменении места проведения публичного мероприятия. Обоснованных и мотивированных предложений об изменении места проведения митинга, указанного в письмах от 07.09.2018 г. и 12.09.2018 г., не имеется, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.

Административный истец первый секретарь Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2, ее представитель ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации г. Горно-Алтайска ФИО4 в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, представил письменное возражение по существу заявленных требований.

Суд, изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся, в том числе, оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Республики Алтай от 27.07.2005 г. № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) должно содержать следующие сведения: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (далее уполномоченное организатором лицо); 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Из материалов дела следует, что 07.09.2018 г. в Администрацию г. Горно-Алтайска первым секретарем Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с использованием технических средств звукоусиления, флагов, плакатов, символики КПРФ и других общественных организаций; цель публичного мероприятия: против повышения пенсионного возраста; дата, время и место проведения публичного мероприятия: 22.09.2018 г. с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут в г. Горно-Алтайске на площади им. В.И. Ленина, площадка между сценой и тротуаром со стороны проспекта Коммунистический.

Данное уведомление по содержанию соответствует требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Республики Алтай от 27.07.2005 г. № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» и зарегистрировано в соответствующем журнале Администрации г. Горно-Алтайска.

В письме от 07.09.2018 г. № 37 Администрация г. Горно-Алтайска уведомила первого секретаря горкома КПРФ ФИО2 о том, что 22.09.2018 г. на площади им. В.И. Ленина будут работать детские площадки, предложила рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественного значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем на площадке в Городском парке культуры и отдыха, в 20 метрах от правого берега р. Майма, в 40 метрах от здания, расположенного по <адрес> в 75 метрах от здания Центра детского творчества г. Горно-Алтайска.

10.09.2018 г. первый секретарь Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 направила письменное обращение на имя главы Администрации г. Горно-Алтайска ФИО5 о том, что предложение об изменении места проведения публичного мероприятия произвольно, немотивированно, не содержит конкретных данных, свидетельствующих об очевидной невозможности проведения митинга в заявленном месте в связи с необходимостью защиты публичных интересов, поскольку указанное в уведомлении место для проведения митинга находится на расстоянии более 50 метров от ограждения.

В письме от 12.09.2018 г. № 37/1 Администрация г. Горно-Алтайска предложила первому секретарю Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественного значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем на площадке в Городском парке культуры и отдыха, в 20 метрах от правого берега р. Майма, в 40 метрах от здания, расположенного по <адрес> в 75 метрах от здания Центра детского творчества г. Горно-Алтайска, поскольку проведение указанного в уведомлении от 07.09.2018 г. № 37 публичного мероприятия не представляется возможным в связи с работой на площади им. В.И. Ленина детских площадок.

Не согласившись с таким решением, первый секретарь Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит суд признать немотивированным и необоснованным предложение, выразившееся в письмах от 07.09.2018 г. и 12.09.2018 г. о рассмотрении возможности проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте, обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга.

Право органа местного самоуправления предложить организатору публичного мероприятия иное место проведения публичного мероприятия закреплено в п. 2 ч. 4, ч.5 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" дано разъяснение о том, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

При рассмотрении дела Администрацией г. Горно-Алтайска в суд представлены решения МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» №№1616, 1687, 1689 от 24.07.2018 г. о размещении в Центральном сквере культуры и отдыха сезонных аттракционов (гимнастический батут, надувной батут, детский тир, электромобили, аттракцион «Дартс», батут с рогаткой) <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> на период с 01.08.2018 г. по 30.09.2018 г., схемы границ предоставленных в связи с этим земельных участков и ситуационный план площади им. В.И. Ленина с указанием расстояния от границы предоставленных земельных участков до тротуара по пр. Коммунистический в г. Горно-Алтайске, которое составляет 45,76 м.

Факт нахождения на площади им. В.И. Ленина в г. Горно-Алтайске указанных аттракционов на день рассмотрения настоящего дела административным истцом не оспаривался.

Согласно ч.ч. 1, 2, 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Законом Республики Алтай от 27.07.2005 № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» детские, образовательные организации, детские площадки отнесены к местам, в которых запрещается проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, а также на территориях, прилегающих к ним в радиусе 50 метров (статья 10.2).

По смыслу данной нормы собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования запрещено проводить в местах массового пребывания детей.

Таким образом, в период нахождения на площади им. В.И. Ленина сезонных аттракционов, являющихся местом массового пребывания детей, проведение митинга в месте, указанном в уведомлении от 07.09.2018 г., не допускается.

При этом доводы административного истца о несоответствии, по его мнению, сезонных аттракционов и эксплуатирующих их лиц предъявляемым к ним требованиям и требованиям к организации детских площадок не имеют отношения к предмету возникшего спора и не свидетельствуют об отсутствии в границах отведенной территории массового пребывания детей.

Также не принимаются во внимание доводы административного истца о перемещении имеющихся на площади им. В.И. Ленина ограждений и, тем самым, сокращении расстояния от детской площадки до места проведения митинга, поскольку в рассматриваемом случае может иметь значение только граница территории, отведенной вышеупомянутыми решениями №№1616, 1687, 1689 от 24.07.2018 г.

Доводы административного иска о произвольности предложения изменения места проведения публичного мероприятия ввиду применения понятия «детская площадка» по усмотрению Администрации г. Горно-Алтайска и проведения иных мероприятий на площади им. В.И Ленина основаны на ошибочном толковании закона, поскольку культурно-массовые мероприятия, ярмарки и иные мероприятия, по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не являются публичными мероприятиями.

При отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия (разъяснение п.13 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Поскольку проведение публичного мероприятия заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом Республики Алтай от 27.07.2005 г. № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» его проведение запрещено, Администрация г. Горно-Алтайска предложила альтернативное место проведения публичного мероприятия - Городской парк культуры и отдыха, в 20 метрах от правого берега р. Майма, в 40 метрах от здания, расположенного по <адрес> в 75 метрах от здания Центра детского творчества г. Горно-Алтайска.

При этом доводы административного иска о невозможности проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте по причине его неблагоустроенности, транспортной недоступности и отсутствии необходимого оборудования не могут быть приняты во внимание, поскольку площадка, предложенная Администрацией г. Горно-Алтайска, включена в Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Алтай, утв. Постановлением Правительства РА от 24.12.2012 г. №328.

Кроме того, предложение Администрации г. Горно-Алтайска о возможности проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте не препятствовало организатору публичного мероприятия избрать иное место его проведения, направив соответствующее уведомление.

Предложение изменить место проведения публичного мероприятия Администрации г. Горно-Алтайска мотивировано работой на площади им. В.И. Ленина детских площадок, тем самым соответствует конституционно защищаемым ценностям и имело цель обеспечить баланс прав как организатора публичного мероприятия (ст. 31 Конституции РФ), так и третьих лиц (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

В этой связи направленное Администрацией г. Горно-Алтайска предложение о месте проведения публичного мероприятия 07.09.2018 г. и 12.09.2018 г. в Городском парке культуры и отдыха является мотивированным и обоснованным, следовательно, соответствующим закону.

Администрация г. Горно-Алтайска, направив первому секретарю Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 письма от 07.09.2018 г. и 12.09.2018 г. с предложением проведения митинга в специально отведенном месте, исполнила обязанность, возложенную на нее положением п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно, довела до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.

Непринятие предложения об изменении места проведения митинга, изложено в письме первого секретаря Горкома КПРФ ФИО2 от 10.09.2018 г.

При этом Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом Республики Алтай от 27.07.2005 г. № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» на орган местного самоуправления не возложена обязанность после получения письменного непринятия предложения согласовать организатору проведение соответствующего публичного мероприятия в месте, указанном в уведомлении.

Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест, в соответствии с ч. 2.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В данном случае Администрация г. Горно-Алтайска, действуя в соответствии с нормами закона, не посчитала возможным согласовать проведение митинга в указанном в уведомлении от 07.09.2018 г. месте, поскольку оно относится к территории, где проведение публичного мероприятия запрещено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований первого секретаря Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 к Администрации г. Горно-Алтайска о признании немотивированным и необоснованным предложения о рассмотрении возможности проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте, возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга не имеется.

Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования первого секретаря Горно-Алтайского городского комитета КПРФ ФИО2 ФИО1 к Администрации г. Горно-Алтайска о признании немотивированным и необоснованным предложения, выраженного в письмах от 07.09.2018 г. №37, от 12.09.2018 г. №37/1, о рассмотрении возможности проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия от 07.09.2018 г. секретаря горкома КПРФ ФИО2 ФИО1, в специально отведенном месте; о возложении на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга на Площади им. В.И. Ленина (площадка между сценой и тротуаром со стороны пр. Коммунистического) 22.09.2018 г. с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2018 г.

Судья И.С. Малкова