ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2138/2023 от 22.06.2023 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело № 2а-2138/2023 (публиковать)

УИД: 18RS0002-01-2023-000485-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 22 июня 2023 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Созонова А.А.,

при секретаре Чуйко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиязова Флюра Флюровича к Банку ВТБ (ПАО) о признании незаконным бездействия, в виде неисполнения требований исполнительного документа, понуждение к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Зиязов Ф.Ф. обратился в суд с административным иском к Банку ВТБ (ПАО) о признании незаконным бездействия, в виде неисполнения требований исполнительного документа, понуждение к совершению действий. Требования мотивированы тем, что на основании определения Завьяловского районного суда УР от 18.11.2022, вынесенного по гражданскому делу № 2-3482/2022 по иску Зиязова Ф.Ф. к ООО «ГАММА», выдан исполнительный лист о взыскании задолженности по заработной плате.

23.12.2022 исполнительный лист принят Банком к исполнению, не возвращен взыскателю, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

На день подачи настоящего административного иска требования исполнительного документа Банком не исполнены при наличии на расчетном счете должника денежных средств, что нарушает права истца.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.

Таким образом, требования исполнительного документа должны быть исполнены Банком в сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», однако банком данные сроки нарушены.

Из части 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве следует, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Таким образом, на банки возлагаются функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств.

Согласно части 5 статьи 70 Закона об исполнительном производстве банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава- исполнителя.

Поскольку бездействие банка не соответствует положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве», его бездействие должно быть признано незаконным, а также возложена обязанность по восстановлению прав взыскателя.

Просит:

- признать незаконным бездействие Банка ВТБ (ПАО), выражающееся в неисполнении требований исполнительного листа Завьяловского районного суда УР от 18.11.2022 по делу № 2- 3482/2022.

- обязать Банк ВТБ (ПАО) исполнить требования исполнительного листа Завьяловского районного суда УР от 18.11.2022 по делу № 2-3482/2022 путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете ООО «Гамма», открытом в ПАО «ВТБ».

Определением суда от 27.04.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица Банк России.

Дело рассмотрено в отсутствие Зиязова Ф.Ф., уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании:

- представитель административного истца - Иголкин Д.А., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддерживает, просит их удовлетворить.

- представитель Банка ВТБ (ПАО) Леденцова Н.О., действующая на основании доверенности, возражает против заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения, приобщенные к материалам дела, согласно которым ООО «Гамма», ИНН 9704084973, является клиентом операционного офиса «Региональный операционный офис «Ижевский» Филиала № 6318 Банка ВТБ (ПАО) в г. Самаре (далее - Банк).

04.08.2022 в соответствии со статьей 7.6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ, поступила информация Банка России об отнесении клиента к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, на основании критериев, определенных в порядке, предусмотренном статьей 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ (критерий - Подозрительные транзитные операции высокого риска, направленные на получение наличных денежных средств (обналичивание). Исполнительные документы).

Вместе с тем, при принятии на обслуживание и обслуживании ООО «Гамма» Банком также был присвоен клиенту высокий уровень риска совершения подозрительных операций на основании следующих факторов, приведенных в пункте 6.2 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П, а также в Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в Банке ВТБ «ПАО», введенные в действие приказом Банка от 26.04.2013 № 393:

-одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица (Селин Александр Владимирович);

-отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица (сведения об адресе в ЕГРЮЛ признаны недостоверными);

-отсутствие трудовых ресурсов (среднесписочная численность 1 чел.);

-отсутствие собственных средств производства (отсутствие основных средств);

-совершение клиентом сделок, содержащих признаки, указанные в Приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П, по которым было принято решение о направлении сведений о них в Росфинмониторинг (код 1414).

Так по счету ООО «Гамма» осуществлялись транзитные операции по зачислению денежных средств от юридических лиц за строительно-монтажные работы и товароматериальные ценности, с последующим, в течение короткого периода времени, переводом в пользу иных юридических лиц по аналогичным основаниям. При этом операций, связанных с ведением реальной хозяйственной деятельностью (аренда, офисные расходы, выплата заработной платы и т.п.) по счету клиента не проводилось. Оплата налогов осуществлялась исключительно на основании решений о взыскании со стороны ИФНС России.

На основании изложенного Банком с 05.08.2022 в отношении ООО «Гамма» были реализованы меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона 115-ФЗ. Уведомление о применении мер было направлено клиенту заказным письмом по Почте России 09.08.2022. Также клиент был информирован о праве обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения указанных мер и соответствующими сведениями и (или) документами в межведомственную комиссию при Банке России, указанную в пункте 13.5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

По состоянию на текущий день информация о наличии такого заявления ООО «Гамма» в межведомственную комиссию при Банке России, а также о результатах его рассмотрения, в Банке отсутствует.

23.12.2022 в Банк поступило заявление о взыскании денежных средств по исполнительному листу по делу № 2-3482/2022 от 18.11.2022 о взыскании задолженности по заработной плате с ООО «Гамма» в пользу Зиязова Ф.Ф.

Операция по указанному исполнительному листу не была исполнена Банком в силу запрета, установленному пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также несоответствия операции критериям, перечисленным в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона 115-ФЗ.

Операций выплаты заработной платы в пользу Зиязова Ф.Ф. со счета ООО «Гамма», открытого в Банке, ранее вообще не совершалось.

Таким образом, действия Банка осуществлялись в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством РФ и нормативными документами Банка России к кредитным организациям в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Обращений (жалоб, претензий) от Зиязова Ф.Ф. в отношении исполнения требований исполнительного листа в Банк не поступало. Просит отказать в удовлетворении исковых требований истцу.

- представитель заинтересованного лица – Дерюшева И.А., действующая на основании доверенности, возражает против заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных объяснений, согласно которым Банк ВТБ (ПАО) действовал в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ. В силу статьей 7.6 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит информацию об отнесении вышеуказанных клиентов к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций. Последние при осуществлении внутреннего контроля с момента получения такой информации вправе использовать ее в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска совершения этим клиентом подозрительных операций.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7.6 Федерального закона № 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация в отношении клиента-юридического лица, отнесенного к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, обязана применять следующие меры:

- не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств;

- не осуществлять переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом;

- не выдавать при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 настоящей статьи;

- прекращать обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.

Основанием применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ, является совпадение высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, к которой клиент отнесен кредитной организацией и Банком России.

После дня отнесения кредитной организацией и Банком России юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, кредитная организация вправе продолжать осуществлять по банковскому счету такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) операции, указанные в пункте 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в т.ч. кредитная организация вправе продолжать осуществлять по банковскому счету такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) операции, связанные с оплатой труда его работников, получавших заработную плату до вышеуказанного события. При этом объем указанных выплат не может превышать объем выплаты заработной платы таким работникам за предыдущий месяц.

В соответствии с абзацем 9 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), допускается после исключения его ЕЕРЮЛ или ЕЕРИП.

В случае поступления в кредитную организацию исполнительного документа, он помещается в очередь и исполняется в порядке очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Информация об отнесении Банком России Общества к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, на основании критериев, определенных в порядке, предусмотренном статьей 9.1. Федерального закона № 86-ФЗ, направлена в адрес Банка ВТБ (ПАО) 04.08.2022.

Во исполнение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и экстремизма, Банк ВТБ (ПАО) 05.08.2022 инициировал применение к Обществу ограничительных мер, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, направив Обществу в соответствии с установленными требованиями Уведомление о применении мер.

Исходя из анализа представленной Ответчиком выписки по счету Общества, платежи по перечислению заработной платы Обществом не осуществлялись. Запись об исключении Общества из ЕГРЮЛ отсутствует.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица (ООО «Гамма»). Уведомленного надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Как указано в абзаце 8 преамбулы Обзора судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 июня 2021), споры, возникающие между взыскателем, должником и банком при исполнении исполнительного документа банком, рассматриваются судами в порядке гражданского и административного судопроизводства.

Если взыскателем или должником оспариваются действия (бездействие) банка (например, отказ в принятии исполнительного документа, возвращение исполнительного документа), то такое административное исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению судами по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При обращении взыскателя или должника в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) банка при исполнении требований исполнительного документа, спор подлежит рассмотрению по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или разделом II АПК РФ. При этом если действия (бездействие) банка ранее не были оспорены в порядке главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, суд оценивает их законность при рассмотрении искового заявления о возмещении убытков, связанных с такими действиями (бездействием) (часть 4 статьи 22 ГПК РФ, статья 28 АПК РФ).

Как следует из заявленных административным истцом требований, он (истец) оспаривает действия Банка по ненадлежащему исполнению исполнительного документа, каких-либо требований о взыскании убытков им не заявлено.

Следовательно, настоящее исковое заявление подлежит рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Административный истец просит признать незаконным бездействие Банка ВТБ (ПАО), выражающееся в неисполнении требований исполнительного листа Завьяловского районного суда УР от 18.11.2022 по делу № 2- 3482/2022.

В соответствии со статьей 858 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, за исключением ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Федеральный закон 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) принят в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и экстремизма. Меры и требования, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ, направлены на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма и экстремизма, которые представляют собой высокую степень общественной опасности и прямую угрозу для безопасности государства.

С 01.07.2022 вступили в силу положения Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно изменившие положения Федерального закона № 115-ФЗ. Глава 2 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена пунктами 7.6 - 7.8, относящимися к реализации платформы «Знай своего клиента», взаимодействию с Банком России, в том числе передаче Банку России информации о клиентах, получению от Банка России информации о группах риска клиентов, применению мер внутреннего контроля в зависимости от отнесения клиента к определенной группе риска. В соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ установлены определенные обязанности для кредитной организации, использующей информацию Банка России (платформу «Знай своего клиента») в отношении клиента-юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

Начиная с 01.07.2022, согласно пункту 18.8 статьи 4 и статьи 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банка Российской Федерации (Банке России) (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России относит каждого клиента кредитной организации (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций:

1) низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций;

2) средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций;

3) высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.

Целями отнесения клиентов к группам риска совершения подозрительных операций являются, в числе прочего, обеспечение защиты прав и законных интересов клиентов кредитных организаций при осуществлении кредитными организациями внутреннего контроля в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оценка степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется Банком России на основе принципов открытости и доступности информации об отнесении таких клиентов к группам риска совершения подозрительных операций.

Банк России относит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций на основании критериев, определенных Решением совета директоров Банка России от 24.06.2022.

Согласно статьи 7.6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ Банк России доводит информацию об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии со статьей 73.1 Федерального закона от 10:07.2002 года № 86-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля Банк в отношении клиента - юридического лица, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, обязан применять следующие меры:

-не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом:

-не выдавать при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечислять его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 настоящей статьи;

-прекращать обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.

Основанием применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ, является совпадение высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, к которой клиент отнесен кредитной организацией и Банком России.

После дня отнесения кредитной организацией и Банком России юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, кредитная организация вправе продолжать осуществлять по банковскому счету такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) операции, указанные в пункте 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в т.ч. кредитная организация вправе продолжать осуществлять по банковскому счету такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) операции, связанные с оплатой труда его работников, получавших заработную плату до вышеуказанного события. При этом объем указанных выплат не может превышать объем выплаты заработной платы таким работникам за предыдущий месяц.

Согласно разъяснениям Банка России (пункт 23 Приложения к исх. № 12-4- 2/8693 от 30.09.2022 «О применении Федерального закона № 115-ФЗ в редакции Федерального закона № 423-ФЗ) списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, возможно только после исключения указанного клиента из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (абзац 9 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 7.8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), к которому применены меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, и которое Банк России отнес к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, вправе обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, с приложением при необходимости пояснений, документов и (или) сведений в указанную в пункте 13.5 статьи 7 настоящего Федерального закона межведомственную комиссию.

В судебном заседании установлено, что ООО «Гамма» ИНН 9704084973 является клиентом операционного офиса «Региональный операционный офис «Ижевский» Филиала № 6318 Банка ВТБ (ПАО) в г. Самаре.

Так по счету ООО «Гамма» осуществлялись транзитные операции по зачислению денежных средств от юридических лиц за строительно-монтажные работы и товароматериальные ценности, с последующим, в течение короткого периода времени, переводом в пользу иных юридических лиц по аналогичным основаниям. При этом операций, связанных с ведением реальной хозяйственной деятельностью (аренда, офисные расходы, выплата заработной платы и т.п.) по счету клиента не проводилось. Оплата налогов осуществлялась исключительно на основании решений о взыскании со стороны ИФНС России.

04.08.2022 Банком России в адрес Банка ВТБ (ПАО) направлена информация об отнесении Банком России ООО «Гамма» (далее по тексту - Общество) к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, на основании критериев, определенных в порядке, предусмотренном статьей 9.1. Федерального закона № 86-ФЗ, Во исполнение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и экстремизма.

05.08.2022 Банк ВТБ (ПАО) инициировал применение к ООО «Гамма» ограничительных мер, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, направив Обществу в соответствии с установленными требованиями Уведомление о применении мер (л.д. 36).

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела информация о наличии такого заявления ООО «Гамма» в межведомственную комиссию при Банке России, а также о результатах его рассмотрения, в Банке ВТБ (ПАО) отсутствует.

23.12.2022 в Банк ВТБ (ПАО) поступило заявление о взыскании денежных средств по исполнительному листу по делу № 2-3482/2022 от 18.11.2022 о взыскании задолженности по заработной плате с ООО «Гамма» в пользу Зиязова Флюра Флюровича (зарегистрировано за номером № 776009/6665 от 23.12.2022) (л.д.7).

Операция по указанному исполнительному листу не была исполнена Банком в силу запрета, установленному пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также несоответствия операции критериям, перечисленным в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона 115-ФЗ.

Так в соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 7.7 Федерального закона 115-ФЗ по банковскому счету (вкладу, депозиту) клиента, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, допускается проведение операций по оплате труда работников, получавших заработную плату до дня отнесения кредитной организацией и Банком России такого клиента этой кредитной организации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. При этом объем указанных выплат не может превышать объем выплаты заработной платы таким работникам за предыдущий месяц.

Операций же выплаты заработной платы в пользу Зиязова Ф.Ф. со счета ООО «Гамма», открытого в Банке, ранее не совершалось. Доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Банка осуществлялись в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством РФ и нормативными документами Банка России к кредитным организациям в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Доказательств обращений (жалоб, претензий) от Зиязова Ф.Ф. в отношении исполнения требований исполнительного листа в Банк, административным истцом не представлено и судом не установлено.

Кроме того, из анализа представленной Банком ВТБ (ПАО) выписки по счету Общества, судом установлено, что платежи по перечислению заработной платы Обществом не осуществлялись (л.д. 33). Запись об исключении Общества из ЕГРЮЛ отсутствует.

При установленных судом обстоятельствах дела, бездействие со стороны Банка ВТБ (ПАО), в виде неисполнения требований исполнительного документа по гражданскому делу № 2-3482/2022, не усматривается.

Исходя из этого, оснований считать, что оспариваемое бездействие Банка ВТБ (ПАО), имело место быть и повлекло за собой нарушение прав и законных интересов взыскателя – Зиязова Ф.Ф., у суда нет. Оснований считать, что это бездействие повлекло для административного истца какие-либо неблагоприятные последствия, у суда также нет. Соответствующих доказательств суду не представлено.

Следовательно, на момент рассмотрения дела судом, нарушения каких-либо прав административного истца (в рамках заявленных оснований и предмета иска) не установлено, а поэтому требования Зиязова Ф.Ф. к Банку ВТБ (ПАО) о признании незаконным бездействия, в виде неисполнения требований исполнительного документа, а также понуждение ответчика исполнить требования исполнительного документа удовлетворению не подлежат.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о сроке обращения в суд, судом установлено, что 23.12.2022 исполнительный документ был предъявлен административным истцом в Банк, с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 12.02.2023, то есть административным истцом, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок не пропущен.

С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Зиязова Флюра Флюровича к Банку ВТБ (ПАО) о признании незаконным бездействия, в виде неисполнения требований исполнительного документа, понуждение к совершению действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2023 года

Судья - ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья - А.А. Созонов