Дело <№ обезличен>а-213/2020 (2а-6142/2019)
50RS0<№ обезличен>-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 год г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Тягай Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <№ обезличен> по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по г.о. Химки о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.о. Химки, в котором указал, что <дата> между ФГУ «Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника ФИО4 (наймодатель) и административным истцом (наниматель) заключен договор <№ обезличен> социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, <адрес>. <дата>ФИО1 обратился в УМВД России по г.о. Химки с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу. Однако, ответчик своим письмом от <дата> отказал ему в регистрации в связи с отсутствием письменного согласия наймодателя на вселение в жилое помещение. <дата> УМВД России по г.о. Химки повторно отказало административному истцу в регистрации по месту жительства в связи с отсутствием в материале регистрации письменного согласия собственника жилого помещения о вселении гражданина, а именно Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, а также ходатайства на имя начальника ОВМ УМВД России по г.о. Химки от Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на регистрацию ФИО1 по месту жительства. Административный истец с отказом не согласен и просит обязать ответчика зарегистрировать его по месту жительства по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, <адрес>.
В судебном заседании <дата> привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требование иска в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, просил суд в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между ФГУ «Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника ФИО4 (наймодатель) и административным истцом (наниматель) заключен договор <№ обезличен> социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес>.
Административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с просьбой зарегистрировать его по месту жительства, однако, УМВД России по г.о. Химки отказывало ФИО1 в регистрации по месту жительства в связи с отсутствием в материале регистрации письменного согласия собственника жилого помещения о вселении гражданина, а именно Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, а также ходатайства на имя начальника ОВМ УМВД России по г.о. Химки от Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на регистрацию ФИО1 по месту жительства.
При этом, на обращения ФИО1 в Министерство обороны РФ, последний указал, что вопросы регистрации по месту жительства не относятся к компетенции Департамента, соглашение о взаимодействии Министерства обороны РФ и Федеральной миграционной службы от <дата> действовало до <дата> Рекомендовали административному истцу обратиться в УФМС по месту жительства. Кроме того, указали, что вопросы регистрации граждан по месту жительства в жилых помещениях и заверение заявлений не входят в компетенцию Учреждения.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России N 984 от 31 декабря 2017 года.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 7), объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 288 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением - для проживания.
Согласно п. 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
По мнению суда, не может служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что должностные лица органов регистрационного учета правомерно требуют подписания заявления о регистрации лицом, предоставившим ФИО1 жилое помещение, и при наличии договора социального найма жилого помещения, поскольку, исходя из п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла данного пункта, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует в данном случае о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, - удовлетворить.
Обязать УМВД России по г.о. Химки зарегистрировать ФИО1, <дата> рождения, уроженца <адрес> Украинской ССР, по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья: Тягай Н.Н.