ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/20 от 19.10.2020 Ононского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-213/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Нижний Цасучей 19 октября 2020 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Беломестновой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о прокурора Ононского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Ононский район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации обеспечения деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по факту бездействия на территории района комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации района «Ононский район», в результате которой было установлено, что работа администрации муниципального района «Ононский район» по профилактике правонарушений несовершеннолетних, по противодействию преступности, алкоголизации населения, не носит системного характера. Указывает, что с июня 2020 года заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район» (КДН) не проводятся ввиду отсутствия ответственного секретаря КДН. Обязанности ответственного секретаря КДН на других работников не возлагаются. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних не осуществляется: индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и их родителями с приглашением на заседания комиссии не проводятся, административные материалы по фактам совершения правонарушений, преступлений несовершеннолетними и их родителями не рассматриваются. Принимая во внимание рост преступности среди несовершеннолетних в Ононском районе, при среднекраевом показателе - 5,5 %, проводимые администрацией района работа по поиску ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних, деятельность председателя КДН и ЗП района и специалиста по охране детства по проведению профилактических бесед с родителями, ненадлежащим образом осуществляющих свои обязанности, недостаточна и малоэффективна. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Ононский район» по непринятию мер по организации обеспечения деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район»; возложить на администрацию муниципального района «Ононский район» обязанность обеспечить деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципального района «Ононский район».

В судебном заседании помощник прокурора Ононского района Жамбалова М.Б. исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию района обеспечить деятельность комиссии путём проведения заседаний комиссии не реже 2 раз в месяц и своевременного рассмотрения материалов об административных правонарушениях и иных материалов, в остальном требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Суду показала, что комиссия может собираться и при отсутствии ответственного секретаря и принимать решения. Обязанности секретаря комиссии возможно возложить на иного члена комиссии.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Ононский район» ФИО1 исковые требования не признал. Суду показал, что администрация района со своей стороны произвела все необходимые действия для обеспечения работы комиссии, а именно Постановлением главы администрации комиссия была создана. При необходимости в случае кадровых изменений, в состав комиссии своевремнно вносятся изменения. В штат комитета по делам образования Администрации введена должность секретаря КДН, для работы которого выделен отдельный кабинет и необходимая оргтехника. В связи с большим объёмом работы и предъявляемых требований за последние 2 года сменилось 5 секретарей КДН, последняя уволилась 20.07.2020г. С тех пор должность вакантна, т.к. нет желающих работать, хотя объявления в местной газете публикуются регулярно, а также размещено объявление на сайте администрации. Возложить данные обязанности на другого работника администрации нет возможности, т.к. не все работники подходят по квалификационным требованиям и в связи с большим объёмом работы никто не соглашается на исполнение дополнительных обязанностей. Организация деятельности самой комиссии возложена на председателя комиссии.

Представитель заинтересованного лица муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район» ФИО2 Д-Д.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, суду показал, что является заместителем главы администрации МР «Ононский район» и председателем Комиссии по делам несовершеннолетних. С 20 июля 2020г. в комиссии отсутствует секретарь в связи с увольнением. С этого времени комиссия собиралась только два раза для рассмотрения вопросов не связанных с административными делами. Учитывая, что основной объём работы выполняет секретарь – готовит повестку заседания, вызывает участников, оформляет протокол и решения и т.д., то в связи с отсутствием секретаря, комиссия собирается только по неотложным вопросам. Дела об административных правонарушениях не рассматриваются, хотя в комиссию поступило уже 8 административных протоколов. Обязанности секретаря другие члены комиссии и работники администрации выполнять отказываются в связи с большим объёмом работы.

Выслушав представителя истца и ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182- ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» органы местного самоуправления относятся к субъектам профилактики правонарушений.

Согласно ст. 12 вышеназванного закона органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:

1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В Забайкальском крае указанный порядок установлен Законом Забайкальского края от 23.07.2014 № 1023-ЗЗК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае» (далее - Закон № 1023-33K).

Согласно Закона № 1023-33K комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае (далее также - комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаваемыми в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Статьей 3 Закона № 1023-33K и статьей 3 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район» установлен порядок создания муниципальных комиссий.

Муниципальная комиссия создается по решению руководителя администрации муниципального района, городского округа в количестве 11 - 15 человек с утверждением персонального состава.

Муниципальная комиссия состоит из председателя, его заместителя (заместителей), ответственного секретаря и иных членов. Функции председателя муниципальной комиссии возлагаются на заместителя руководителя администрации муниципального района, городского округа.

В качестве членов в состав муниципальной комиссии могут входить руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по согласованию - депутаты представительного органа муниципального района, городского округа, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.

Деятельность муниципальной комиссии обеспечивает ответственный секретарь, функции которого выполняет муниципальный служащий.

В муниципальную комиссию по решению руководителя администрации муниципального района, городского округа в зависимости от численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории муниципального района, городского округа, в соответствии с законом Забайкальского края вводятся специалисты, осуществляющие работу по защите прав ребенка, являющиеся муниципальными служащими.

По приглашению муниципальной комиссии в ее заседаниях принимают участие с правом совещательного голоса представители организаций и общественных объединений, занимающихся проблемами несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Согласно ст. 5 Закона № 1023-33K муниципальные комиссии осуществляют предусмотренные федеральными законами и законами Забайкальского края меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Муниципальные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Забайкальского края от 2 июля 2009 года № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» к компетенции муниципальных комиссий, а также материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях.

Согласно положению ч. 2 ст. 6 Закона № 1023-33K заседания краевой комиссии проводятся не реже одного раза в квартал, заседания муниципальных комиссий - не реже двух раз в месяц. Комиссии вправе проводить внеочередные и выездные заседания.

Судом установлено, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район» создана постановлением администрации муниципального района «Ононский район» № 417 от 04.10.2018 г. (в актуальной редакции постановления № 294 от 05.06.2020 г.).

В соответствии с поручением прокурора края, во исполнение п. 1.5 плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Забайкальского края по борьбе с преступностью на 2020 год, прокуратурой Ононского района проведена проверка, в ходе которой было установлено следующее.

За 7 месяцев 2020 года в Ононском районе зарегистрировано <данные изъяты> преступления, удельный вес преступности несовершеннолетних составил - <данные изъяты>%, рецидивной преступности - <данные изъяты>%, алкогольной - <данные изъяты>%. За 2019 год по Ононскому району зарегистрировано <данные изъяты> преступлений, раскрываемость которых составила - <данные изъяты>%. При этом, удельный вес подростковой преступности составил - <данные изъяты>%, рецидивной преступности - <данные изъяты>%, алкогольной - <данные изъяты>%. В 2019 году совершено преступлений на бытовой почве - <данные изъяты>, за 7 месяцев 2019 г. - <данные изъяты>

Отделением полиции по Ононскому району за 7 месяцев 2020 года составлен <данные изъяты> протокол об административном правонарушении, из которых направлено для рассмотрения КДН и ЗП - <данные изъяты>. Комиссией по делам несовершеннолетних - <данные изъяты> административных материалов, возбужденные по ст. 20.22 КоАП РФ (за нахождение несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения) прекращены производством в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, по <данные изъяты> нерассмотренным материалам по ст. 5.35 КоАП РФ и другим статьям, направленным в КДН в июне и июле 2020 года сроки давности привлечения к ответственности истекают. По 22 рассмотренным материалам приняты следующие решения: о наложении штрафов- 11 на сумму 10700 рублей, по остальным материалам 11 виновным лицам вынесены предупреждения. Меры ко взысканию сумм штрафов не принимаются.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории МР «Ононский район» на 2020 - 2022 годы», предусмотрены мероприятия - совместные рейды в ночное время согласно графика, однако график не утвержден, рейды не проводятся, встречи с работодателями по вопросу трудоустройства подростков «группы риска» не организованы, сверки КДН с образовательными учреждениями и другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нерегулярны.

По результатам проверки заместителем прокурора района Д.Б. ФИО3 направлено в адрес главы администрации муниципального района «Ононский район» ФИО4 представление об устранении нарушений законодательства о профилактике правонарушений.

В ответ на указанное представление администрация района сообщила информацию, что в текущем году в период до 01.07.2020 года проведено 9 заседаний комиссии, рассмотрено 43 административных материалов в отношении несовершеннолетних детей, родителей несовершеннолетних. Отдельные плановые заседания в апреле - 1, мае - 1, отложены в связи ограничениями по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории района. Также на заседаниях комиссии рассмотрены в том числе, вопросы о порядке межведомственном взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по организации и учету работы с семьями СОП, о порядке межведомственного взаимодействия субъектов профилактики по факту суицида несовершеннолетнего, представление следователя СО МО МВД России «Акшинский» Н. Ф.А. о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона, о актуализации списка семей находящихся в СОП и другие вопросы.

С 20 июля 2020 года в связи отсутствием секретаря комиссии плановые заседания не проводятся, возложить обязанности на иных сотрудников не представляется возможным, так как в администрации района нет специалистов с высшим юридическим образованием соответствующих квалификационным требованиям должности секретаря КДН и ЗП. Работа по подбору кандидатов на указанную должность продолжается. Тем не менее, в период с июня по сентябрь 2020 года при взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних (опеки и попечительства, здравоохранения, социально-реабилитационного центра «Росинка», инспекции ПДН, сотрудников УФСИН) проведены 11 мероприятий профилактического воздействия с семьями, находящимися на учете СОП, проведены индивидуальные беседы с несовершеннолетними по недопущению антиобщественных и противоправных действий.

Согласно справке председателя КДН и ЗП администрации МР «Ононский район» с июня 2020 года по 16 сентября 2020 года председателем комиссии и специалистом органа опеки и попечительства проведено 10 профилактических мероприятий (беседы) с родителями, имеющих несовершеннолетних детей.

Представителем ответчика и заинтересованного лица в ходе судебного заседания не оспаривался факт отсутствия заседания комиссии 2 раза в месяц, начиная с 20.07.2020г. по причине отсутствия секретаря комиссии. При этом суду представлены доказательства, что меры направленные на поиск подходящей вакансии со стороны Администрации МР «Ононский район» предпринимаются путём публикации соответствующего объявления в 8 номерах районной газеты «Ононская Заря», а также размещением объявления на сайте администрации района и в социальных сетях.

Администрация района обеспечила финансирование отдельной штатной единицы – секретарь КДН, в составе Комитета по делам образования администрации МР «Ононский район», оборудовано рабочее место, созданы иные условия для работы комиссии.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания бездействия администрации района по непринятию мер по организации обеспечения деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района «Ононский район».

Вместе с тем, согласно Положения «О муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МР «Ононский район» (утв. Постановлением главы МР «Ононский район № 37 от 31.01.2018г.) общее руковолство деятельностью комиссии осуществляется её председателем, который организует её работу, утверждает повестку заседаний, назначает даты заседаний, имеет право решающего голоса на голосовании, даёт обязательные для исполнения другими членами комиссии поручения, обладает другими полномочиями. В соответствии со ст. 3 Положения, председателем комиссии является заместитель руководителя администрации МР «Ононский район».

Статьёй 7 Положения установлено, что комиссия обязана собираться не реже 2 раз в месяц. При этом, одной из обязанностей комиссии является рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также материалов не связанных с административным производством (ст. 5 Положения).

Согласно справки представленной суду, в настоящее время в комиссии находится 7 административных протоколов, при этом два из них поступили в июле и в августе 2020г. и 5 протоколов в сентябре 2020г. Сроки рассмотрения дел, предусмотренные ст. 29.6 КоАП РФ истекли, что в свою очередь может повлечь возможность необоснованного освобождения виновных лиц от установленной законом ответственности.

Анализ вышеприведённых положений нормативных актов, позволяет считать, что администрация МР «Ононский район» в лице заместителя главы муниципального района – председателя КДН и ЗП обязана обеспечить проведение своевременных заседаний комиссии с рассмотрением всех вынесенных на повестку вопросов и своевременным рассмотрением дел об административных правонарушениях, в том числе и в отсутствие ответственного секретаря комиссии.

Учитывая изложенное, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального района «Ононский район» обязанность обеспечить деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципального района «Ононский район» путём проведения заседаний комиссии не реже двух раз в месяц и рассмотрения дел об административных правонарушениях, отнесённых к компетенции комиссии, а также материалов не связанных с делами об административных правонарушениях в установленные законом сроки, проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями).

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ононский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Недзельский