РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием административного истца заместителя прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Ч.А.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица – главы муниципального образования и председателя Думы муниципального образования Н.М.Т., действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального – администрации сельского поселения об обязании определить границы населенных пунктов муниципального образования района области, направлении сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, просит обязать администрацию муниципального образования определить границы населенных пунктов муниципального образования района области, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов муниципального образования района области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный истец заместитель прокурора Ч.А.А. заявленные требования поддержала, пояснила, что длительное невыполнение административным ответчиком обязанностей по формированию документов территориального планирования создает препятствия для осуществления хозяйственной деятельности и развития населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, ЦЭЗ БПТ, может способствовать возникновению земельных споров, нецелевому и самовольному использованию земель, незаконному строительству, препятствовать реализации и развитию туристической деятельности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации как собственника земель особо охраняемых природных территориях. Кроме того, принимая во внимание уникальность Байкальской природной территории, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал.
Глава и председатель Думы муниципального образования Н.М.Т. исковые требования признал частично, не оспаривал тот факт, что границы населенных пунктов муниципального образования до настоящего времени не определены, не согласен со сроком исполнения, установленным истцом в шесть месяцев, полагая его недостаточным для исполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица Правительства области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель Правительства области Я.Д.О., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, представил письменные пояснения на административный иск, в котором полагал, что исполнить обязанность по направлению в Росреестр документов, необходимых для внесения сведений о границах населенных пунктов муниципального образования, администрация должна в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Заинтересованные лица администрация муниципального образования и Минэкономразвития России в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили, письменные отзывы не представили, извещены надлежащим образом, своевременно.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор, обращаясь с заявлением об обязании определить границы населенных пунктов, выступает в интересах неопределенного круга лиц или Российской Федерации, в целях защиты интересов общества и государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
район является административно-территориальным образованием в области Российской Федерации и включает в себя 6 муниципальных образований, в том числе муниципальное образование.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р «О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон», муниципальное образование расположено в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Согласно описанию границ Прибайкальского государственного природного национального парка 1993, генеральной схеме Прибайкальского государственного природного национального парка, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 г., муниципальное образование входит в границы Прибайкальского национального парка.
Ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 №94-ФЗ регламентирует виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В соответствии с п. 3 поручений Президента Российской Федерации от 14.08.2017 № Пр-1602 Правительству Республики Бурятия и Правительству Иркутской области совместно с Минэкономразвития России дано поручение обеспечить установление границ населенных пунктов и лесных поселков, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в пределах фактически занятой ими территории.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории и др.
Кроме того, положения ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) также указывают на то, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
Согласно п.3 ч.3 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Таким образом, генеральный план муниципального образования является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия, а также определяет условия использования земель, ограничения и режим использования территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.
Частью 6 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
Законом Иркутской области от 02.12.2004 № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований района Иркутской области» установлены границы муниципального образования в соответствии с картографическим описанием, изложенным в приложении №.
Согласно данному приложению в состав территории муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: .
На севере граница муниципального образования до границы Прибайкальского государственного природного национального парка совмещена с границей района. Далее по границе Прибайкальского национального парка и проливу выходит на . На юго-западе граница идет по Далее уходит перпендикулярно к границе района. На западе граница идет по тропе до , далее по до границы СХПК "Е", по границе на юго-запад до . Западная граница муниципального образования совпадает с восточной границей муниципального образования.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №78-ФЗ «О землеустройстве» территории муниципальных образований являются объектами землеустройства.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 №78-ФЗ «О землеустройстве» подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования, к составлению которой, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
На основании ст.84 Земельного кодекса РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установление, изменение границ населенных пунктов невозможно без установления и постановки границ на кадастровый учет.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
Частью 1 ст.3 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и ее территориальными органами.
Согласно подпункту 5.1.2 п.5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет ведение Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости» (далее – Правила № 1532).
Согласно п. 3 Правил № 1532 в случае принятия решения об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 6 месяцев с даты принятия такого решения направляет в орган регистрации прав документ.
Как следует из материалов административного дела, межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации муниципального образования внесены два представления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона в части длительного неисполнения полномочий по разработке и утверждению документов территориального планирования муниципального образования, в том числе установлению границ населенных пунктов.
Согласно ответу главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ: подрядной организацией ООО «Г» выполняются работы по доработке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования; запланирована процедура проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования, ориентировочный срок с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ Далее, не позднее ДД.ММ.ГГГГ размещение ФГИС ТП для согласования с федеральными и региональными органами власти.
Вместе с тем, по информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по области от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о границах населенных пунктов муниципального образования в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют.
Из пояснений главы муниципального образования в судебном заседании следует, что администрацией ведутся работы по установлению границ населенных пунктов муниципального образования, на сегодняшний день сложность возникла в предоставлении земельного участка под канализационно-очистные сооружения, для чего было определено 14 земельных участков, из них в 13 было отказано, по оставшемуся земельному участку, расположенному в , на данный момент ожидается получение заключения. После этого, генеральный план будет размещен в ФГИС ТП. Общественные слушания в муниципальном образовании проведены.
В судебном заседании нашел подтверждения факт длительного неисполнения административным ответчиком поручения Президента Российской Федерации от 14.08.2017 в части установления границ населенных пунктов и лесных поселков, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в пределах фактически занятой ими территории. Кроме того, административным ответчиком не обеспечено представление в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости.
В то же время, длительное невыполнение административным ответчиком своих обязанностей создает препятствия для осуществления хозяйственной деятельности и развития населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, может способствовать возникновению земельных споров, нецелевому и самовольному использованию земель, незаконному строительству, препятствовать реализации и развитию туристической деятельности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации как собственника земель особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, принимая во внимание уникальность Байкальской природной территории, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального – администрации сельского поселения, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования (ИНН №, ОГРН №) определить границы населенных пунктов муниципального образования района области, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о границах населенных пунктов муниципального образования района области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Т.В. Афанасьева