Дело № 2а-213/2022 копия
УИД 42RS0029-01-2022-000295-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Яя «13» мая 2022 года.
Яйский районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего: Ильченко В.М.
при секретаре Крепициной А.А.
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Яйского района Зиминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Яйского района к Администрации Яйского муниципального округа о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Яйского района Кемеровской области обратился в суд с исковым заявлением, указав, что во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и приказа прокурора Кемеровской области-Кузбасса от 18.11.2021 № 455 «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства» 14.03.2022 прокуратурой района проведена проверка по соблюдению требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
По результатам проверки в деятельности исполнительного органа местного самоуправления - администрации Яйского муниципального округа установлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего вопросы вышеуказанной сферы правоотношений.
В связи с чем по результатам проверки и выявленным нарушениям законодательства, с целью их устранения 14.03.2022 в адрес Главы Яйского муниципального округа Мяленко Е.В. было внесено представление №7-2-2020 «об устранение нарушений закона».
Указанное представление 14.04.2022 было рассмотрено по существу Главой Яйского муниципального округа.
Данный акт прокурорского реагирования главой Яйского муниципального округа Мяленко Е.В. не оспаривался, незаконным, как в целом, так и в части, не признавался.
Согласно представленного Главой Яйского муниципального округа Мяленко Е.В. в прокуратуру Яйского района ответа от 14.04.2022 №1.6- 05г./1145 на вышеуказанное представление требования прокурора признаны обоснованными, установленные нарушения закона нашли свое подтверждение в полном объеме.
Тем не менее, как показали результаты настоящей проверки, выявленные нарушения вышеуказанным органом муниципальной власти по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не были устранены. Как следует из ответа по причине отсутствия денежных средств.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Яйского муниципального округа от 17.01.2020 № 20 утверждена муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» на 2020-2022 годы, постановлением администрации Яйского муниципального округа от 24.02.2022 № 248-а внесены изменения в указанное постановление.
Согласно указанным правовым актам на территории Яйского муниципального округа действует муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» на 2020-2024 годы, в которую входит подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно-коммунального хозяйства». Данной подпрограммой предусмотрено несколько основных мероприятий: разработка схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, капитальный ремонт объектов систем водоснабжения и водоотведения в пгт. Яя с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования («Капитальный ремонт водозабора пгт. Яя, Яйский муниципальный округ»).
В то же время анализ положений муниципальной программы «Жилищно- коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» показывает несоответствие её содержания положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям о необходимости разработки и обязательных составляющих муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования.
Однако, как показали результаты настоящей проверки до настоящего времени со стороны администрации Яйского муниципального округа меры по разработке и утверждению муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования, соответствующей по ее содержанию положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям не предприняты, что делает невозможным дальнейшее развитие потенциала энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе систем коммунальной инфраструктуры на территории округа, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, негативно влияет на эффективное использование энергетических ресурсов.
Подобное бездействие органа местного самоуправления недопустимо, поскольку является формой противоправного поведения, дискредитирующего администрацию Яйского муниципального округа, как орган местного самоуправления, способный на решение вопросов местного значения муниципального округа.
Вместе с тем вышеуказанные факты нарушают права и законные интересы государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации, что является недопустимым.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Яйского муниципального округа в лице главы Яйского муниципального округа Мяленко Евгения Владимировича, выразившиеся в неисполнении обязанности по разработки и принятии муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования, соответствующей по ее содержанию положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям.
Обязать администрацию Яйского муниципального округа разработать и утвердить муниципальную программу энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования «Яйский муниципальный округ», соответствующей по ее содержанию положениям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» требованиям.
Помощник прокурора Зимина Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Рахвалова Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовал, направил в суд заявление о признании исковых требований, просила установить разумный срок для исполнения судебного решения.
Выслушав помощника прокурора Зимину Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статей 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка.
В то же время формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением на основании пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЭ) являются вопросами местного значения муниципального округа.
В силу статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту-БК РФ) бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
При этом в соответствии с требованиями пунктом 5 части 3 статьи 21 указанного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов является, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство, благоустройство; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ (статья 1).
Целью данного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьями 4, 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится, в том числе разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности.
Нормой части 1 статьи 14 Закона об энергосбережении установлено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 2 указанной нормы Закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.
Согласно части 3 статьи 14 Закона об энергосбережении региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию, об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
На основании части 6 статьи 14 Закона об энергосбережении перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации мероприятия. При этом данной нормой законодателем обозначен перечень категории обязательных для включения в муниципальную программу мероприятий.
В соответствии со статьей 14 Закона об энергосбережении Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление) утверждены Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее по тексту - Требования). В силу пункта 5 Постановлени вступает в силу со дня его официального опубликования. Дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 18.02.2021.
В связи с изданием указанного Постановления утрачивает силу ранее действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Согласно пункту 1 Требований, настоящий документ устанавливает требования к региональным программам и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающим комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации или в муниципальном образовании.
Правовые положения Требований содержат ряд положений, подлежащих обязательному учету при разработке муниципальных программ. Так, в частности, пунктом 10 Требований установлены обязательные составляющие программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 13 Требований предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 3 Требований при разработке программ обеспечивается их увязка с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов.
Исходя из вышеизложенного, муниципальным образованием должна быть разработана программа энергосбережения и энергетической эффективности, соответствующая закону об энергосбережении и отвечающая установленным Правительством Российской Федерации требованиям, при этом программы в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов также подлежат приведению в соответствие с Требованиями.
Однако в ходе проверки установлено, что постановлением администрации Яйского муниципального округа от 17.01.2020 № 20 утверждена муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» на 2020-2022 годы, постановлением администрации Яйского муниципального округа от 24.02.2022 № 248-а внесены изменения в указанное постановление.
Согласно указанным правовым актам на территории Яйского муниципального округа действует муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» на 2020-2024 годы, в которую входит подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно-коммунального хозяйства».
Данной подпрограммой предусмотрено несколько основных мероприятий: разработка схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, капитальный ремонт объектов систем водоснабжения и водоотведения в пгт. Яя с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования («Капитальный ремонт водозабора пгт. Яя, Яйский муниципальный округ»).
В то же время анализ положений муниципальной программы «Жилищно- коммунальный комплекс Яйского муниципального округа» показывает несоответствие её содержания положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям о необходимости разработки и обязательных составляющих муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Однако, как показали результаты настоящей проверки до настоящего времени со стороны администрации Яйского муниципального округа меры по разработке и утверждению муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования, соответствующей по ее содержанию положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям не предприняты, что делает невозможным дальнейшее развитие потенциала энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе систем коммунальной инфраструктуры на территории округа, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг, негативно влияет на эффективное использование энергетических ресурсов.
Подобное бездействие органа местного самоуправления недопустимо, поскольку является формой противоправного поведения, дискредитирующего администрацию Яйского муниципального округа, как орган местного самоуправления, способный на решение вопросов местного значения муниципального округа.
Суд при принятии решения исходит из того, что в силу возложенных полномочий в обязанности ответчика входят разработка и принятие муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования, соответствующей по ее содержанию положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям.
Суд принимает признание ответчиком иска прокурора, поскольку это не противоречит требованиям вышеуказанных норм законодательства и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При указанных обстоятельствах требования прокурора к Администрации Яйского муниципального округа, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и здоровье, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения путем обязания Администрацию Яйского муниципального округа разработать и утвердить муниципальную программу энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования «Яйский муниципальный округ», соответствующей по ее содержанию положениям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» требованиям предоставив срок до 01.03.2023.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Яйского района к Администрации Яйского муниципального округа о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яйского муниципального округа в лице главы Яйского муниципального округа Мяленко Евгения Владимировича, выразившиеся в неисполнении обязанности по разработки и принятии муниципальной программы энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования, соответствующей по ее содержанию положениям Закона об энергосбережении и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям.
Обязать администрацию Яйского муниципального округа разработать и утвердить муниципальную программу энергосбережения и энергетической эффективности муниципального образования «Яйский муниципальный округ», соответствующей по ее содержанию положениям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» требованиям в срок до 01.03.2023.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.М. Ильченко
Верно. Судья: В.М. Ильченко