ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/2024 от 07.03.2024 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-213/2024

УИД 44RS0003-01-2024-000116-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 марта 2024 года г.Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Лелиной Е.А., с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Цапковой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации незаконным и обязании принятия муниципальный правовой акт,

у с т а н о в и л:

Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования Одоевское сельское поселение, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области 1) о признании бездействия администрации по непринятию мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза; 2) обязать администрацию в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного решения принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза.

В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления анализа исполнения бюджетного законодательства установлено, что администрацией Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области не приняты меры к разработке муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок разработки и утверждения, период действия, требование к составу и содержанию бюджетного прогноза.

В нарушении требований ч. 4 ст. 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза муниципальным правовым актом Одоевского сельского поселения не определён.

В декабре 2023 г. в адрес главы Одоевского сельского поселения вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено 28.12.2023 г., но до настоящего времени муниципальный правовой акт не принят.

В судебном заседании заместитель прокурора Цапкова И.Н. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора на правах административного истца, суд приходит к следующему.

Исходя из ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.3).

Судом установлено, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в сфере соблюдения порядка разработки и утверждения, периода действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период.

В ходе проверки выявлены нарушения: администрацией Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области не принят муниципальный правовой акт в целях принятия решения по разработке вышеуказанной муниципальной программы.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) закреплён принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма (экономности) и (или) достижения результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).

Согласно ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 стать 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ также определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В пункте 1 статьи 170.1 Бюджетного кодекса РФ указано, что долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период (пункт 2 ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период.

Согласно пункту 4 статьи 170.1 Бюджетного кодекса РФ порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Таким образом, на администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района в силу закона лежит обязанность по принятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период.

Согласно представления Шарьинского межрайонного прокурора от 12.12.2023 года (л.д.6-7) администрации необходимо было устранить допущенные нарушения – принять нормативно правовой акт регламентирующий порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза, но до настоящего времени муниципальный правовой акт не принят.

При рассмотрении дела установлено, что до настоящего времени своевременная работа по подготовке соответствующего муниципального нормативного правового акта не проведена.

При таких обстоятельствах, факт бездействия администрации муниципального образования Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района по непринятию мер по разработке нормативного правового акта, определяющего порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза, судом установлен и подтвержден материалами дела, по существу не оспаривается ответчиком.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего порядок разработки и утверждения, период действия, требование к составу и содержанию бюджетного прогноза, не будет способствовать повышению роли бюджетной политики для поддержания экономического роста муниципального образования, которое обеспечивается переходом к многолетнему бюджетному планированию, рассчитанному на долгосрочную перспективу (бюджетный прогноз).

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Шарьинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Одоевское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего порядок разработки и утверждения, период действия, требования к составу и содержанию бюджетного прогноза, незаконным.

Возложить на администрацию Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного решения принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок разработки и утверждения, период действия, требование к составу и содержанию бюджетного прогноза.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд Костромской области.

Судья С.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года.