ДЕЛО № 2а-2140/2021
УИД 36RS0002-01-2021-001393-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - УФССП России по Воронежской области - судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к судебному приставу – исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО3, судебному приставу – исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО4, УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий, выразившихся в списании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО3, ФИО4, УФССП России по Воронежской области в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконными действия, выразившиеся в списании (взыскании) с банковского счета №40817810213006233493 ПАО «Сбербанк России» денежных средств в размере 8766,98 рублей.
В обоснование заявленных требований указав, что на основании исполнительного производства №49410/17/36035-ИП возбужденного 18.10.2016, исполнительного документа №ВС 072964918 от 12.10.2016 с ФИО1 ежемесячно взыскивают алименты в размере 50 процентов от его денежного довольствия.
По мнению административного истца в нарушение статей 99, 47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», статей 12, 13, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» административным ответчиком с его счета не законно списано 25.09.2020 - 115,83 рублей; 15.10.2020 - 5050,53 рублей; 23.10.2020 - 331,25 рубль; 16.11.2020 - 399,43 рублей, 04.12.2020 - 120 рублей, 14.12.2020 - 969,9 рублей, 06.01.2021 - 25,77 рублей, 11.01.2021 - 115,85 рублей; 14.01.2021 -876,89 рублей; 15.02.2021 - 418 рублей; 17.02.2021 - 200 рублей; 16.03.2021 -143,53 рублей, то есть судебный пристав - исполнитель ФИО3 не законно и не обоснованно списала со счета денежные средства начиная с 25.09.2020 по 16.03.2021 в размере 8766 рублей 98 копеек - свыше 50 процентов, которые взыскиваются с истца в счет уплаты алиментов, что является нарушением его прав и законных интересов и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д.4-10,143-149).
Определением судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.02.2021, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Воронежской области, в качестве заинтересованного лица взыскатель по исполнительному производству ФИО5 (л.д. 1-3).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.03.2021, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав - исполнитель Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО4, в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатели по сводному исполнительному производству ФИО6
19.04.2021 определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов РФ, в лице УФК по Воронежской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Воронежской области ФИО2, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что права и законные интересы административного истца не нарушены, денежные средства, которые поступают на счет ФИО1, не только заработная плата, но и иные доходы, с которых так же удерживается задолженность в рамках исполнительного производства, в связи с чем доводы административного истца о незаконном удержании в счет погашения алиментов свыше 50 процентов от денежного довольствия не соответствуют действительности.
Административные ответчики - судебные приставы-исполнители Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО3, ФИО4, заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, Министерство финансов РФ, в лице УФК по Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены в установленном законом порядке, УФК по Воронежской области представлены письменные пояснения (л.д. 188-190).
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя административного ответчика, изучив материала дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
В силу части 1, пунктов 1, 5 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В частности, к таким мерам относятся обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, а также наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений является мерой принудительного исполнения.
Судом установлено, что на основании решения мирового судьи судебного участка <данные изъяты>
18.10.2016 судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа на основании вышеуказанного исполнительного листа в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ФИО7 возбуждено исполнительное производство №67095/16/36035-ИП о взыскании алиментов на содержание детей, которому впоследствии присвоен №49410/17/36035-ИП.
Из справки Единого расчетного центра Министерства обороны РФ от 23.04.2021, следует, что задолженность по алиментам у ФИО1 отсутствует, удержание алиментов в размере 50% ежемесячного дохода производится (л.д. 204-206).
Кроме того, в производстве Коминтерновского РОСП г. Воронежа на исполнении в отношении должника ФИО1 имеются исполнительные производства №30158/19/36035-ИП от 05.04.2019, №30156/19/36035-ИП от 05.04.2019, №14489/18/36035-ИП от 18.04.2019, №76758/17/36035-ИП от 14.12.2017 которые постановлением судебного пристава исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от 15.01.2021 объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера №76758/17/36035-СД (л.д. 91-92).
18.03.2021 постановлением судебного пристава - исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа к сводному исполнительному производству №76758/17/36035-СД были присоединены исполнительные производства №29449/21/36035-ИП от 05.03.2021, №25129/20/36035-ИП от 08.04.2020 (л.д. 3-94).
Так же в материалы дела представлена копия материалов исполнительного производства №46860/20/36035-ИП возбужденного 10.08.2020 в отношении должника ФИО8 о взыскании госпошлины в размере 9584 рубля (получатель Управление Федерального казначейства по Воронежской области) (л.д. 218).
25.09.2020 постановлением судебного пристава - исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО3 обращено взыскание на денежные средства ФИО1 в сумме 9584,00 руб. находящиеся счете (№)<данные изъяты>» (л.д. 221).
Согласно представленному в материалы дела чек ордеру от 10.02.2021, ФИО1 добровольно в счет погашения задолженности в рамках исполнительного производство №46860/20/36035-ИП была перечислена сумма в размере 1578,55 руб. (л.д. 44 оборот).
01.04.2021 исполнительное производство №46860/20/36035-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе пункт 1 части 1 статьи 47 Закона "Об исполнительном производстве" (л.д. 226).
Статьей 98 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в том числе, в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Согласно частям 2 и 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, при определении размера удержания из доходов должника-гражданина судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать в числе прочего размер этих доходов, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполнимости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Согласно, представленной административным истцом расширенной выписки по счету (№) открытого в <данные изъяты> на имя ФИО1, на указанный счет ((№)) зачисляются как заработная плата, так и иные денежные поступления (л.д. 55-72). Согласно расшифровке операций за периоды: с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) на счет ФИО1 поступили прочие зачисления в общей сумме <данные изъяты>. 119-139).
Судебным приставом исполнителем в рамках исполнительного производства №46860/20/36035-ИП с соблюдением условий установленных ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" произведено списание денежных средств <данные изъяты> которые перечислены взыскателю, что подтверждается имеющимися в материалах дела инкассовыми поручениями (л.д. 194-202).
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное судебным приставом-исполнителем, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца.
Требования административного иска могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
В нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО1 не представил доказательств тому, что оспариваемыми действиями нарушены его права, свободы и законные интересы,в материалах дела отсутствуют сведения о том, что удержание в размере 8766,98 руб. было произведено судебным приставом исполнителем со счета (№) ФИО1 исключительно из средств, зачисленных работодателем заработной платы (денежного довольствия).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к судебному приставу - исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО3, судебному приставу - исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа ФИО4, УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий, выразившихся в незаконном списании денежных средств с банковского счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» в размере 8766,98 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 01.06.2021.
ДЕЛО № 2а-2140/2021
УИД 36RS0002-01-2021-001393-38