ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2142/2022 от 15.03.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2142/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Аристова С.Н.,

представителя заинтересованного лица Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры Ескиной А.Г.,

заинтересованного лица Сельковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агентства лесного хозяйства Камчатского края к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, начальнику отделения-старшему судебному приставу Никуленко Д.А., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО об оспаривании постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий от 28 января 2022 года по исполнительному производству -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Агентство лесного хозяйства Камчатского края (далее также – Агентство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО (далее – Межрайонное отделение) об оспаривании постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий от 28 января 2022 года по исполнительному производству -ИП. В обоснование иска указано на то, что на исполнении в Межрайоном отделении находится исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу № 2а-3186/2021. 03 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Постановлением начальника Межрайоного отделения Никуленко Д.А. от 28 января 2022 года постановление об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено. Административный истец является должником в исполнительном производстве, полагает вынесенное постановление противоречащим статье 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Решение суда от 29 апреля 2021 года исполнено должником, поскольку с 01 июля 2021 года предоставление государственных услуг по приему отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от пожаров, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, от лиц, осуществляющих использование лесов, осуществляется Агентством, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования через Единый портал государственных услуг Российской Федерации. Предоставление отчетов, предусмотренных статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется административным истцом на основании соответствующих приказов Минприроды России. Из буквального содержания резолютивной части решения суда следует, что на Агентство возложена обязанность организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 ЛК РФ предоставление государственных услуг по приему отчетов о защите лесов, об охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг на основании разработанных и утвержденных административных регламентов, при этом обязанность по разработке таких регламентов на него судом не возложена.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения – старший судебный пристав Межрайоного отделения Никуленко Д.А., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, в качестве заинтересованных лиц – Камчатский межрайонный природоохранной прокурор, судебный пристав-исполнитель Межрайоного отделения Селькова В.В.

В судебном заседании представитель административного истца Агентства лесного хозяйства Камчатского края Аристов С.Н., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснил, что Агентством организован прием отчетов лесопользователей в электронном виде в соответствии с приказами Минприроды РФ. Таким образом, решение суда исполнено и исполнительное производство подлежит окончанию. Административный регламент предоставления государственной услуги по приему отчетов не разработан, Агентство полагает, что типовой регламент должен быть принят на федеральном уровне.

Административные ответчики Межрайоное отделение, начальник отделения-старший судебный пристав Межрайоного отделения Никуленко Д.А., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Межрайоного отделения Селькова В.В. в судебном заседании административное исковое заявление полагала не подлежащим удовлетворению, пояснила, что исполнительное производство было окончено ошибочно, в настоящее время осуществляются исполнительные действия, направленные на исполнение решения суда.

Представитель заинтересованного лица Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры Ескина А.Г. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что в рамках контроля исполнения судебного решения прокуратурой были запрошены материалы исполнительного производства -ИП, в ходе изучения которых установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 декабря 2021 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением. Вместе с тем, вопреки решению суда предоставление услуг Агентством осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных административных регламентов. Разработка регламента и предоставление государственной услуги по приему отчетов в соответствии с регламентом отнесены к обязанностям Агентства. В связи с выявленными нарушениями 19 января 2022 года Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой принесен протест на постановление от 03 декабря 2021 года, который был рассмотрен и удовлетворен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела № 2а-3186/2021, исполнительного производства суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления была получена административным истцом 07 февраля 2022 года, с настоящим иском в суд Агентство обратилось 16 февраля 2022 года, соответственно, предусмотренный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи, когда исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем. К таким случаям, в том числе, относится фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу части 9 указанной статьи в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-3186/2021 на Агентство лесного хозяйства Камчатского края возложена обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении на основании разработанных и утвержденных административных регламентов. Решение суда вступило в законную силу 18 июня 2021 года.

15 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения возбуждено исполнительное производство -ИП.

01 декабря 2021 года в Службу судебных приставов поступило заявление Агентства лесного хозяйства Камчатского края об исполнении решения суда по административному делу № 2а-3186/2021 с приложением документов, подтверждающих предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении.

На основании указанных документов 03 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

20 января 2022 года заместителем камчатского межрайонного природоохранного прокурора принесен протест на указанное постановление.

28 января 2022 года начальником отделения – старшим судебным приставом Никуленко Д.А. вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

Не согласившись с указанным постановлением, Агентство обратилось с настоящим иском в суд, указав, что решение суда исполнено, а обязанность по разработке регламентов, на основании которых должны предоставляться государственные услуги по приему отчетов, на него не возложена.

Вместе с тем, как следует из решения суда, на Агентство возложена обязанность организовать предоставление государственных услуг на основании разработанных и утвержденных административных регламентов.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Предоставление государственных услуг в отсутствие таких регламентов не позволяет сделать вывод о том, что Агентством исполнено решение суда.

Доводы Агентства о том, что административные регламенты должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне, подлежат отклонению.

В соответствии с частью 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом пунктом 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 10 настоящей статьи, утверждать регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Учитывая, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не издан административный регламент предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, Агентство имело возможность и должно было разработать соответствующий административный регламент, представить его на утверждение высшему должностному лицу Камчатского края для утверждения и в дальнейшем предоставлять государственные услуги на основании такого регламента.

Агентством до настоящего времени административный регламент не разработан, государственные услуги предоставляются с нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в отсутствие административного регламента, в связи с чем начальник отделения Никуленко Д.А. пришел к обоснованному выводу о том, что решение суда должником в полном объеме не исполнено, и 28 января 2022 года вынес постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству -ИП.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Агентства лесного хозяйства Камчатского края к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, начальнику отделения-старшему судебному приставу Никуленко Д.А., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО об оспаривании постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий от 28 января 2022 года по исполнительному производству -ИП, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 29 марта 2022 года.

УИД: 41RS0001-01-2022-001592-64