ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2143/2017 от 22.03.2017 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Ленинского районного суда г.Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО2, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление АО «Крайжилкомресурс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, ОСП по Западному округу г.Краснодара о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

АО «Крайжилкомресурс» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований указывает, что заочным решением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ОАО «Крайжилкомресурс» разработать и предоставить в уполномочен местного самоуправления все необходимые документы для получения разрешения на строительство Белореченского межмуниципального полигота ТБО, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ, в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы; по окончанию строительства ввести Белореченский межмуниципальный полигон в эксплуатацию в соответствии с требованиями ст. 55 ГрК РФ; разработать и утвердить всю предусмотренную законодательством документацию в области обращения с отходами по Белореченскому полигону ТБО, в том числе паспорта отходов, проекты лимитов и нормативов образования отходов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить лицензию на размещение и захоронение отходов в порядке, предусмотренном законодательством об отходах производства и потребления и лицензионным законодательством.

Во исполнение указанного решения АО «Крайжилкомресурс» приняты необходимые меры и в целях строительства объекта: с ООО «Спецстроймонтаж» был заключен договор на выполнение подрядных работ, которые фактически не ведутся с апреля 2014 года. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ неисполнение подрядчиком обязательств признано существенным нарушением договорных обязательств и договор расторгнут. <адрес> принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов до приведения земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного регламента, который обжалован в Белореченский районный суд. Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судебным приставом при вынесении постановления о взыскании с административного истца исполнительского сбора.

АО «Крайжилкомресурс» считает постановление необоснованным и незаконным и для защиты нарушенного права обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленные доводы поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, представитель ОСП по Западному округу г.Краснодара в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что заочным решением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ОАО «Крайжилкомресурс» разработать и предоставить в уполномочен местного самоуправления все необходимые документы для получения разрешения на строительство Белореченского межмуниципального полигона ТБО, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы; по окончанию строительства ввести Белореченский межмуниципальный полигон в эксплуатацию в соответствии с требованиями ст. 55 ГрК РФ; разработать и утвердить всю предусмотренную законодательством документацию в области обращения с отходами по Белореченскому полигону ТБО, в том числе паспорта отходов, проекты лимитов и нормативов образования отходов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить лицензию на размещение и захоронение отходов в порядке, предусмотренном законодательством об отходах производства и потребления и лицензионным законодательством.

На основании указанного решения суда и в соответствии с выданным исполнительным листом судебным приставом-исполнителем ОСП по Западному округу г.Краснодара постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника АО «Крайжилкомресурс», должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

Во исполнение решения Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ АО «Крайжилкомресурс» приняты следующие меры

В соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ ОАО «Крайжилкомресурс» получены разрешения на строительство: № Ru 23504307-6 от ДД.ММ.ГГГГ, № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. По объекту «Межмуниципальный полигон ТБО в <адрес> Краснодарского края» ДД.ММ.ГГГГ получены положительные заключения государственной экспертизы <данные изъяты> и <данные изъяты>. В целях строительства объекта: «Межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов в <адрес> Краснодарского края» между АО «Крайжилкомресурс» (Заказчик) и ООО «Спецстроймонтаж» (подрядчик) был заключен договор на выполнение подрядных работ: договор от ДД.ММ.ГГГГ предмет: «Заказчик» сдает, а «Подрядчик» принимает на себя генеральный подряд на строительство «под ключ» инфраструктуры объекта «Межмуниципального полигона твердых бытовых отходов в <адрес> Краснодарского края. Проектные и изыскательные работы. Строительство» в соответствии постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. , Краевой Целевой Программой «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития <адрес> как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009г. (п. 1.76.2. Программы- предоставление бюджетных инвестиций в целях финансового обеспечения проектных и изыскательских работ, строительства инфраструктуры системы вывоза отходов с территории <адрес>)».

В предусмотренный срок, работы ООО «Спецстроймонтаж» по строительству объекта выполнены не были. Фактически, Подрядчиком работы не ведутся с апреля 2014 года., что установлено Арбитражным судом Краснодарского края при рассмотрении дела № <данные изъяты>.

Ненадлежащее исполнение Подрядчиком условий послужило основанием для его расторжения в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты>, неисполнение ответчиком обязательств, предусмотренных договором, признано существенным нарушением договорных обязательств, договор на выполнение подрядных работ расторгнут.

В силу положений ст. ст. 301, 305, 729 ГК РФ, требования АО «Крайжилкомресурс» о возврате объектов остались подрядчиком без удовлетворения, в связи с чем, предъявлен иск в Арбитражный суд Краснодарского края.

Кроме того, определением Арбитражного суда Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> ЗБ в отношении ООО «Спецстроймонтаж» введена процедура наблюдения, в связи с чем, АО «Крайжилкомресурс» обратилось с заявлением об установлении размера требований кредитора к ООО «Спецстроймонтаж».

Заявление АО «Крайжилкомресурс» об установлении требований до настоящего момента не рассмотрено.

АО «Крайжилкомресурс» объявлен открытый конкурс на право заключения договора подряда - завершение строительства объекта «Предоставление бюджетных инвестиций в целях финансового обеспечения проектных и изыскательских работ, строительства инфраструктуры системы вывоза отходов с территории города-курорта Сочи» пункт 1.76.2 краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития <адрес> как горноклиматического и бальнеологического утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. 1.2 этап. Межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов в <адрес> Краснодарского края 1-я очередь (карта) - Пусковой комплекс полигона ТБО на 3 года эксплуатации».

Извещение о проведении открытого конкурса было размещено на официальном сайте <данные изъяты>/ (извещение ДД.ММ.ГГГГ).

Комиссией ДД.ММ.ГГГГ проведена процедура вскрытия конвертов открытого конкурса.

В соответствии с протоколом за установленный период размещения на Официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда- завершение строительства объекта «Предоставление бюджетных инвестиций в целях финансового обеспечения проектных и изыскательских работ, строительства инфраструктуры системы вывоза отходов с территории города-курорта Сочи» пункт 1.76.2 краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития <адрес> как горноклиматического и бальнеологического утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. 1.2 этап. Межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов в <адрес> Краснодарского края 1-я очередь (карта) - Пусковой комплекс полигона ТБО на 3 года эксплуатации» не подано заявки.

С учетом изложенного, открытый конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

АО «Крайжилкомресурс» направило документы в администрацию муниципального образования <адрес> для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.

Письмом администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что «при рассмотрении градостроительной и правоустанавливающей документации, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:39:0706001:491, расположены объекты капитального строительства с видом разрешенного использования - полигон по захоронению и сортировка бытового мусора и отходов (полигон ТБО).

Исходя из материалов предоставленных информационными системами обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования <адрес> от 23.12.2016г. данный земельный участок согласно правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расположен в двух территориальных зонах: в зоне сельскохозяйственного назначения и производственной зоне. А так же следует отметить, что вид объекта - полигон ТБО не соответствует виду разрешенного использования земельного участка относительно зоны сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, принято решение об отказе в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов, до устранения нарушений градостроительной документации в отношении вида разрешенного использования земельного участка виду объекта капитального строительства».

Данный отказ оспорен административным истцом в судебном порядке.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г.Краснодара ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за с АО «Крайжилкомресурс» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ "13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

На основании части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 указанной правовой нормы предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что АО «Крайжилкомресурс» принимаются все меры для исполнения решения суда, что не было учтено судебным приставом- исполнителем ОСП по Западному округу города Краснодара УФСПП России при вынесении оспариваемого постановления.

Учитывая установленные судом обстоятельства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на 1\4 часть, т.е. до 37500 руб.

Оснований для признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным и его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление АО «Крайжилкомресурс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, ОСП по Западному округу г.Краснодара о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить в части.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с АО «Крайжилкомресурс» по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г.Краснодара УФССП по Краснодарского краю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП, на 1\4 часть, т.е. до 37 500 руб.

В остальной части административное исковое заявление АО «Крайжилкомресурс» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий –