ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2143/2022 от 26.05.2022 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2143/2022

УИД: 16RS0050-01-2022-003313-10

Учет № 3.022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 мая 2022 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Газизовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», заместителю главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО8 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка,

установил:

И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 (далее – административные истцы) обратились в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани») о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка, мотивируя тем, что на основании вступившего в законную силу решения Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года признан незаконным отказ в предварительном согласовании И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 от 22 января 2020 года . На ИК МО г. Казани возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Административные истцы указывают, что после вступления в законную силу решения суда они повторно обратились с заявлением к административному ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, однако заместителем главы МКУ «Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО г. Казани» ФИО8 7 декабря 2021 года вынесен отказ по тем же основаниям. Также, административные истцы указывают, что решение об отказе, изложенное в письме заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 от 7 декабря 2021 года не содержит правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным решения от 7 декабря 2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка.

Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административного соответчика привлечен заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8. В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: специалист МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани ФИО25, муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани»), муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани»).

Административные истцы, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

Представитель административных ответчиков: МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» и ИКМО г. Казани - ФИО10, в судебное заседание явилась, с административными исковыми требованиями не согласна.

Заинтересованное лицо, МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани», извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заинтересованное лицо, муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани»), извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменный отзыв, с просьбой отказать в удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

На основании статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя административных ответчиков и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Положением пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с учетом правил статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает необходимость подготовки схемы расположения земельного участка, если его предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», после чего требуется принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.

Пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 на праве долевой собственности по 1/3 доли за каждым принадлежит жилой дом общей площадью 61.3 квадратных метра (далее – кв.м.) с кадастровым номером 16:50:080521:89, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно решению Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 мая 2017 года оставлены без удовлетворения исковые требования ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» к Р.И. ФИО5, И.И. ФИО5, З.И. ФИО6, Т.А. ФИО5 об устранении нарушения земельного законодательства.

Данным решением установлено, что в каталоге координат поворотных точек границ земельного участка по улице <адрес> земельного участка указана в размере 0,2089 (га).

Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 апреля 2014 года за И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5 и З.И. ФИО6 в порядке наследования после И.А. ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признано право общей долевой собственности в размере 1/3 доли за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из решения суда от 15 апреля 2014 года согласно кадастровой выписке о земельном участке от 24 сентября 2009 года , земельный участок, площадью 2 089 квадратных метра с кадастровым номером по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет по категории «Земли населенных пунктов» под строительство индивидуального жилого дома.

10 июля 2018 года административные истцы обратились в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного площадью 2 047 квадратных метра.

Письмом от 22 января 2020 года заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 сообщил, что согласно отчету кадастрового инженера ФИО11 от 2 июля 2018 года геодезические замеры были проведены совместно с заказчиком по условным ориентирам и существующим заборам. Границы земельного участка с кадастровым номером скорректирована по проектной красной линии и составляет 2 047 квадратных метра. Однако в соответствии с представленным инвентарным делом на запрашиваемый земельный участок по улице Магистральная, дом № 25, его площадь составляет 683 квадратных метра. В соответствии с вышеизложенным Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани согласовывает уточнение границы земельного участка по <адрес>, в соответствии с инвентарным делом, площадью 683 квадратных метра.

Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», заместителю главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка в собственность, возложении обязанности принять решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка. Признан незаконным отказ в предварительном согласовании И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 от 22 января 2020 года . На ИК МО г. Казани возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части административных исковых требований И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2021 года решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года оставлено без изменения.

Из материалов дела следует, что 11 мая 2021 года И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 обратились к главе МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО12 с заявлениями об исполнении решения Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по делу № 2а-2952/2020.

Как следует из сообщения заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного И.И. ФИО5, на основании заявления и представленных документов отделом по работе с жилыми комплексами Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани подготовлен проект постановления Исполнительного комитета города Казани «О предварительном согласовании предоставления гражданам И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 земельного участка по <адрес>», указанный проект находится в стадии согласования.

Письмом от 7 декабря 2021 года за подписью заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8, административному истцу – И.И. ФИО5 сообщено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указана площадь земельного участка равная 2 047 кв.м. В качестве правового основания предоставления данного земельного участка в собственность без проведения торгов указано нахождение на нем принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости. В процессе рассмотрения документов Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани дано заключение от 2 августа 2021 года -Закл, в соответствии с которым часть земельного участка расположена в границах красных линий утвержденных постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 26 мая 2021 года в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от <адрес> кольца на территории муниципального образования г. Казани Республики Татарстан. <адрес>». Также часть участка расположена в границах проектных красных линий внутриквартального проезда. Территория общего пользования приватизации не подлежит. На запрашиваемую территорию проект межевания не разработан. В связи с вышеизложенным необходимо изменить часть запрашиваемой границы со стороны красных линий. Учитывая изложенное, Исполнительный комитет города Казани в лице Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в запрашиваемой площади и готов вернуться к рассмотрению заявления после изменения границы земельного участка в соответствии с красными линиями.

Из заключения к проекту постановления Исполнительного комитета города Казани «О предварительном согласовании предоставления гражданам И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 земельного участка по <адрес>», за подписью заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани ФИО27 следует, что согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава <адрес>) рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером подлежащей уточнению, расположен в зоне Ж2 - зона индивидуальной жилой застройки. В соответствии с Генеральным планом <адрес> земельный участок расположен в зоне смешанного размещения производственных, коммунально-складских объектов и участков жилой застройки (ФЗ-320). Часть земельного участка расположена в границах красных линий утвержденных постановлением Исполнительного комитета города Казани от 26 мая 2021 года в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от <адрес> кольца на территории муниципального образования города Казани Республики Татарстан. <адрес>». Также часть участка расположена в границах проектных красных линий внутриквартального проезда. Территория общего пользования приватизации не подлежит. В соответствии с разрабатываемым проектом Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г. Казани), в том числе карты градостроительного зонирования, земельный участок расположен в зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки – Ж1. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 июня 2021 года установлены границы приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское), Казанского авиационного завода имени ФИО14 – филиал публичного акционерного общества «Туполев», в соответствии с которым земельный участок превышает установленные ограничения (внешняя горизонтальная поверхность, абсолютная отметка застройки не должна превышать значение отметки Н=221,41 метр (150 метров относительно уровня КТА), подзону 4- запрет размещения объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения. Согласно приложенному заключению кадастрового инженера ФИО11 от 2 июля 2018 года геодезические замеры были проведены по существующим ограждениям и условным в присутствии заказчика. Согласно представленным выпискам на запрашиваемом земельном участке с кадастровым номером расположен объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом с кадастровым номером площадью 61,3 кв.м. принадлежащий гражданам И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 на праве собственности. На запрашиваемую территорию проект межевания не разработан. Запрашиваемые границы земельного участка частично расположены в границах смежных земельных участков с кадастровыми номерами (декларирования площадь) и (декларирования площадь). Согласно приложенным выпискам права собственности на данные земельные участки отсутствуют. Ранее Управлением были рассмотрены границы запрашиваемого земельного участка в рамках заявления от 22 февраля 2017 /УАиГ/ОГ. Согласно приложенному заключению кадастрового инженера ФИО26 фактическая площадь земельного участка составила 1 700 кв.м., что противоречит запрашиваемой площади земельного участка по координатам кадастрового инженера ФИО11 на 347,0 кв.м. В соответствии с протоколом заседания рабочей группы от 3 апреля 2019 года -Пр, образование границ земельного участка рекомендовано производить согласно представленному инвентарному делу площадью 683,0 кв.м. Запрашиваемые границы земельного участка частично расположены в границах охранной инженерных коммуникаций ВЛ-0,4 кВ СТП-6852, зоны 16.50.2.6434. Учитывая вышеизложенное, проект постановления отклонен от согласования. Необходимо изменить часть запрашиваемой границы со стороны красных линий, в связи с чем внести в рабочую карту МГИС измененные координаты запрашиваемого земельного участка и при необходимости внести соответствующие изменения в подпункт 1.1.

Пунктами 7,8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

На основании изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в пользовании изначально находился земельный участок, площадью 2 089 квадратных метра, являющийся территорией единого домовладения по <адрес>, и начиная с 2016 года административные истцы предпринимали неоднократные попытки для легализации находящегося в их фактическом пользовании земельного участка площадью 2 047 квадратных метра (скорректированы по проектной красной линии), используемого ими до настоящего времени под жилой дом, хозяйственные постройки и огород.

Из акта выездного обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля от 15 апреля 2022 года, выполненного МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» следует, что на земельный участок по <адрес>, кадастровый номер , декларированной площадью 2 089 кв.м., с разрешенным видом использования для индивидуальной жилой застройки, индивидуальный дом, какие-либо права собственности не зарегистрированы. На момент обследования на участке расположен индивидуальный дом с хозяйственными постройками и морскими контейнерами. Территория огорожена.

Указанное выше позволяет суду сделать вывод о том, что с момента возведения жилого дома, находящегося в настоящее время в собственности административных истцов, в их фактическом пользовании находится домовладение, включающее земельный участок, общей площадью 2 047 квадратных метра.

Между тем, при рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, данное обстоятельство учтено не было.

Согласно пункту 17 статье 39.16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2021 года утвержден прилагаемый проект планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от улицы Техническая до Кировской дамбы в рамках развития Большого Казанского кольца на территории муниципального образования города Казани Республики Татарстан. Улица Меховщиков на участке от улицы Магистральная до улицы Девятаева».

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 упомянутой статьи.

Из вышеприведенных норм права следует, что красные линии являются одним из обязательных элементов документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем, надлежащих доказательств, подтверждающих, что утвержденным проектом планировки территории предусмотрено расположение земельного участка административного истца в красных линиях дороги, в границах территории общего пользования, в материалы дела административными ответчиками не представлены.

Кроме этого, из системного толкования положений земельного законодательства следует, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворении административных исковых требований И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 в части признания незаконным отказа МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 7 декабря 2021 года № .

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

Таким образом, решение о признании решения, действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

При этом следует учитывать, что при вынесении оспариваемого решения, административными ответчиками проигнорированы выводы о недопустимости произвольного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в решении от 14 сентября 2020 года.

С учетом изложенного, а также учитывая длительное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, имеющего право на предоставление земельного участка, суд полагает необходимым возложить на ИК МО г. Казани принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 земельного участка, с кадастровым номером 16:50:080521:35, расположенного по адресу: <адрес>.

Судом проверено обстоятельство соблюдения административным истцом установленного пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с такими требованиями, срок не пропущен.

Таким образом, административные исковые требования И.И. ФИО5, Р.И. ФИО5, З.И. ФИО6 к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», заместителю главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО8 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», заместителю главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО8 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным отказ заместителя главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО7, выраженный в письме от 7 декабря 2021 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани принять решение о предварительном согласовании предоставления ФИО4, ФИО2, ФИО3 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщить об исполнении решения в адрес Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан и в адрес ФИО4, ФИО2, ФИО3 в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Саматова

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 2 июня 2022 года.

Решение07.06.2022