ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2145/2021 от 24.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 2а-2145/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Сагировой А.А.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Ростова-на-Дону Кононенко О.В., представителя административного ответчика Янина В.В., действующего на основании доверенности № 59.1/403 от 06.11.2020, представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Шевченко О.Ю., действующей на основании доверенности № 59-34-2/43995 от 30.12.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным бездействия Администрации г. Ростова-на-Дону и об обязании административного ответчика внести изменения в нормативный правовой акт,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. заместителя прокурора города Ростова-на-Дону (далее – административный истец) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что Прокуратурой г. Ростова-на-Дону при изучении постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017) «Об утверждении административного регламента № AP-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории» (далее -Административный регламент) выявлено несоответствие ряда его норм требованиям градостроительного, а также иного законодательства, в том числе, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, установленные п. 1.1, 2.1 Административного регламента цели получения и подуслуги муниципальной услуги в виде правового акта администрации г. Ростова-на-Дону «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории», задания на подготовку документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) и заключения о соответствии документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) заданию на подготовку и требованиям ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также предусмотренные разделом 3 Административного регламента состав и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги противоречат ч. 4, 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления городского округа обеспечивает рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и с учетом протокола и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку.

Административным регламентом, в нарушение указанных требований в качестве результата муниципальной услуги по подготовке документации по планировке территории, определено лишь заключение о соответствии документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) заданию на подготовку и требованиям ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо мотивированный отказ (п. 3.4.3.5), являющееся промежуточным этапом.

Кроме того, Административный регламент противоречит постановлению администрации г. Ростова-на-Дону от 13.11.2015 № 1060 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией города Ростова-на-Дону и ее органами», согласно которому муниципальная услуга «Подготовка документации по планировке территории» завершается подуслугой «Утверждение документации по планировке территории», которой предшествует лишь подуслуга «Принятие решения о подготовке документации по планировке» (п. 151-153).

Предусмотренная п. 2.4 Административного регламента категория лиц («указанных в ч. 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации»), для которых срок предоставления муниципальной услуги в разрезе подуслуги СТ-036-04-3.2 определен «в течение 14 рабочих дней», создает неопределенность правоприменения. Данной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закрепленный п. 2.5 Административного регламента перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, содержит ссылки на утратившие силу нормативные акты.

В соответствии с данным пунктом предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (СНиП 11-04-2003), который признан не подлежащим применению приказом Минстроя России от 19.06.2018 № 354/пр.

Кроме того, согласно данному пункту Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 87 «О принятии «Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону» в новой редакции», признанным утратившим силу решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 605.

В соответствии с п. 5 ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Несмотря на это п. 2.6.1.5 Административного регламента в качестве исчерпывающего перечня документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги в разрезе подуслуги СТ-036-04-3.2 «Подготовка правового акта администрации г. Ростова-на-Дону «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории)», подлежащих представлению заявителями, предусмотрен правоустанавливающий документ на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, оформленный до введения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: государственный акт о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей.

Установленный п. 3.4.2 Административного регламента максимальный срок административной процедуры - проверки представленной документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) на соответствие заданию на подготовку и требованиям ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подготовки заключения о ее соответствии указанным требованиям либо мотивированного отказа в количестве 28 дней противоречит сроку, предусмотренному ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории).

Кроме того данная норма Административного регламента противоречит ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки документации по планировке территории на соответствие заданию на ее подготовку и закрепления в качестве одного из критериев принятия решения -соответствие (несоответствие) документации по планировке (проект планировки территории и проект межевания территории) заданию на ее подготовку.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления городского округа наделен полномочиями по проверке такой документации лишь на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 данного Кодекса.

Также в соответствии с ч. 13.1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 данного Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Помимо изложенного в Административном регламенте не учтены требования ч. 10.2 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки.

Предусмотренный п. 5.3 Административного регламента перечень лиц, которым может быть направлена жалоба (директор ДАиГ; заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону (по вопросам строительства и архитектуры); начальник МФЦ), не соответствует требованиям ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно данной норме жалоба также подается в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра. Жалобы на решения и действия (бездействие) многофункционального центра подаются учредителю многофункционального центра или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Установленный п. 5.9 Административного регламента порядок "информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы противоречит ч. 8.1 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», поскольку не содержит требований о том, что в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.

Учитывая изложенное, пункты 1.1, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6.1.5, 3.4.2, 5.3, 5.9, раздел Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017), противоречат требованиям ст. 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с этим прокуратурой города 25.03.2021 в адрес главы администрации г. Ростова-на-Дону принесен протест на указанные положения Регламента.

Согласно информации администрации г. Ростова-на-Дону от 06.04.2021 Л" 59.4/692, представленной в прокуратуру города по результатам рассмотрения протеста, в проекте постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2021 № 300 «Об утверждении Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», учтены все требования, указанные в протесте прокуратуры города. Проект постановления проходит согласование в функциональных подразделениях администрации г. Ростова-на-Дону.

Вместе с тем по состоянию на 20.05.2021 соответствующие изменения в Административный регламент не внесены. В установленном порядке нормативный акт с внесенными изменениями не опубликован.

Таким образом, в настоящее время Административный регламент в соответствие с требованиями градостроительного законодательства, а также законодательства в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг не приведен, что не отвечает ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, несоответствие федеральному законодательству норм Административного регламента влечет нарушение охраняемых публичных интересов, прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в сфере градостроительства.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

ППризнать незаконным бездействие администрации г. Ростова-на-Дону по непринятию мер к приведению отдельных положений Административного регламента в соответствие с федеральным законодательством.

Обязать администрацию г. Ростова-на-Дону внести изменения в пункты 1.1, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6.1.5, 3.4.2, 5.3, 5.9, раздел 3 Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017), приведя их в соответствие с требованиями градостроительного законодательства, а также Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и опубликовав в течение 1 месяца месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание явилась представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Кононенко О.В., заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Янин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что бездействия органа местного самоуправления нет, Администрация г. Ростова-на-Дону принимает все меры по приведению в соответствие указанного в иске Административного регламента, В силу того, что эта процедура предполагает проведение публичных мероприятий, есть определенные временные рамки, которые Администрация г. Ростова-на-Дону обойти не может. Срок для приведения в соответствие должен быть не менее 2 месяцев.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства по доверенности Шевченко О.Ю. в судебном заседании указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик не бездействует.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдачу градостроительного плана земельного участка в границах городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

Согласно ч. 24 ст. 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в том числе на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов).

Согласно ч. 4 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

В силу п. 5 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 21 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211 (далее - Устав), к полномочиям органов местного самоуправления, относятся, в том числе: утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории.

Согласно ст. 46 Устава города администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем главы администрации города, в том числе в области строительства, транспорта и связи, к которым относятся: организация подготовки генерального плана города, правил землепользования и застройки, организация работы по подготовке изменений в генеральный план города, правила землепользования и застройки, выдача на основе генерального плана города документации по планировке территории, подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, принятие решений о подготовке документации по планировке территории, разработка и утверждение порядка подготовки документации по планировке территории, внесения изменений, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, заключение договоров о комплексном развитии по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятие решений о комплексной развитии территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города (п. 1.5.1 ст. 46 Устава)

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Ростова-на-Дону при изучении постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017) «Об утверждении административного регламента № AP-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории» (далее -Административный регламент) выявлено несоответствие ряда его норм требованиям градостроительного, а также иного законодательства, в том числе, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В результате указанной проверки установлено, что пункты 1.1, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6.1.5, 3.4.2, 5.3, 5.9, раздел Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017), противоречат требованиям ст. 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По данному факту прокуратурой г. Ростова-на-Дону 25.03.2021 в адрес Главы администрации города Ростова-на-Дону принесен протест на указанные положения Регламента.

Однако, как установлено в ходе прокурорской проверки, администрацией г. Ростова-на-Дону надлежащие меры к устранению выявленных нарушений не приняты, указанные несоответствия до настоящего времени не устранены, соответствующие изменения в Администравный регламент не внесены, в установленном порядке нормативный акт с внесенными изменениями не опубликован.

Административный истец, обращаясь в суд, оспаривает бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону по вопросу устранения несоответствия указанных выше пунктов Административного регламента положениям федерального градостроительного законодательства, что не отвечает ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, влечет нарушение охраняемых публичных интересов, прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в сфере градостроительства.

Административный ответчик, не отрицая факт несоответствия Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории» положениям федерального градостроительного законодательства, тем не менее, полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, поскольку работа по устранению выявленных несоответствий ведется, их устранение в заявленный в административном иске срок невозможно, оснований для судебного понуждения Администрации города не имеется.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно частям 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком данное требование закона не выполнено. В материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств устранения выявленных прокуратурой несоответствий Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории» положениям федерального градостроительного законодательства согласно принесенному прокуратурой г. Ростова-на-Дону протесту от 25.03.2021.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что бездействие администрации города, выразившееся в длительном неустранении несоответствия указанных выше пунктов Административного регламента положениям федерального градостроительного законодательства не отвечает ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, и, как следствие, влечет нарушение охраняемых публичных интересов, прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в сфере градостроительства.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск и.о. заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным бездействия Администрации г. Ростова-на-Дону и об обязании административного ответчика внести изменения в нормативный правовой акт – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по приведению отдельных положений Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017).

Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону внести изменения в пункты 1.1, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6.1.5, 3.4.2, 5.3, 5.9, раздел 3 Административного регламента № АР-036-04 муниципальной услуги «Подготовка документации по планировке территории», утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 29.03.2016 № 311 (ред. от 04.07.2017), приведя их в соответствие с требованиями градостроительного законодательства, а также Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с публикацией в официальном печатном издании внесенных изменений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда уведомить административного истца и суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года.

Судья С.И. Быченко