ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2149/20 от 03.08.2020 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2а-2149/2020

УИД 04RS0007-01-2020-003310-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2020 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Алтаевой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Доржитарова Е.М. к Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ, председателю Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ Гармаеву Ж.Ж. о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Доржитаров Е.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ от 03.04.2020 в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложить на Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ обязанность выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что административный истец по договору купли-продажи является собственником земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В процессе эксплуатации у административного истца возникла необходимость в реконструкции жилого дома, а именно: неблагоустроенная терраса на 2м этаже дома утеплена, произведена теплоизоляция, установка пластиковых окон, проведена система отопления, в результате чего увеличилась жилая площадь дома. При обращении в Комитет по строительству с уведомлением о планируемой реконструкции, получен ответ от 03.04.2020 о несоответствии указанных в уведомлении Административного истца о планируемой реконструкции объекта ИЖС параметров данного объекта, поскольку согласно проекту планировки территории <адрес>, утвержденному Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ, ул. от 20.11.2013 № 1626-р, земельный участок с кадастровым ..., расположен в жилой зоне застройки малоэтажными жилыми домами, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Считает отказ в выдаче разрешения незаконным, нарушающим право собственности на пользование названным объектом недвижимости.

Определением суда от 08.07.2020 к участию в деле привлечено в качестве соответчика должностное лицо, выдавшее отказ, председатель Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ Гармаеву Ж.Ж.

В судебном заседании административный истец Доржитаров Е.М. требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что отказом Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ нарушены его права, поскольку индивидуальный жилой дом построен на земельном участке до его покупки административным истцом, когда проект планировки еще не был утвержден, в настоящее время земельный участок и жилой дом находятся в его собственности и он не обязан знать нормы градостроительного законодательства, чтобы реконструировать свою собственность. Реконструкция заключалась только в утеплении нежилой веранды, площадь дома фактически не увеличилась.

В судебное заседание административные ответчики представитель Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, председатель Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ Гармаев Ж.Ж. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 20.07.2020 представитель административного ответчика Булытова И.В., действующая на основании доверенности от 23.09.2019, с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что при строительстве и реконструкции объекта недвижимости требуется, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. При этом, исходя из системного толкования норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации, с учётом необходимости развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Доржитаров Е.М. является собственником земельного участка с кадастровым ..., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для строительства индивидуального жилого дома».

На вышеуказанном земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, общей площадью 92,8 квадратных метров, по адресу: <адрес> принадлежащий административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 27.06.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2016.

В 2015 году административным истцом произведена реконструкция жилого дома в виде утепления конструкции стен нежилой веранды, расположенной на 2м этаже дома, площадью 16,7 кв.м., установки теплового контура и пластиковых окон, в результате чего нежилое помещение стало отвечать признакам жилого, жилая площадь дома увеличилась.

27.03.2020 с целью узаконения работ по реконструкции жилого дома, в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ подано уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с приложением всех необходимых документов.

03.04.2020 Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ направил Доржитарову Е.М. уведомление № 293 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку согласно проекту планировки территории <адрес>, утвержденному Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 20.11.2013 № 1626-р., земельный участок с кадастровым ..., расположен в жилой зоне застройки малоэтажными жилыми домами, где строительство индивидуальных домов не предусмотрено.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе населённых пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки застройки городского округа "Город Улан-Удэ", утверждёнными решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 (в ред. от 18.10.2019, с изм. от 06.11.2019, действовавшей на момент обращения Доржитарова Е.М.) (далее – Правила землепользования и застройки), для территории, на которой расположен земельный участок административного истца, установлена территориальная зона Ж-1.

Согласно Градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) в Правилах землепользования и застройки выделена для: индивидуального жилищного строительства; блокированная жилая застройка; социальное обслуживание; бытовое обслуживание; амбулаторно-поликлиническое обслуживание; стационарное медицинское обслуживание; дошкольное, начальное и среднее общее образование; культурное развитие; магазины; общественное питание; земельные участки (территории) общего пользования; спорт; общественное управление; оказание услуг связи; связь; гидротехнические сооружения; предоставление коммунальных услуг; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг.

Согласно проекту планировки территории <адрес>, утвержденному Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 20.11.2013 № 1626-р, земельный участок административного истца расположен в жилой зоне застройки малоэтажными домами.

В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно части 9 вышеуказанной статьи реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путём приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 2 и 2.1 статьи 20 Правил землепользования и застройки.

Учитывая, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий административному истцу, был построен и введён в эксплуатацию до утверждения Правил землепользования и застройки и не соответствует им, исходя из положений статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция объекта может осуществляться только путём приведения его в соответствие с градостроительным регламентом или путём уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Указанный в Едином государственном реестре недвижимости вид разрешённого использования принадлежащего административному истцу земельного участка «для строительства индивидуального жилого дома» соответствует положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 20 Правил землепользования и застройки, позволяющим использовать земельный участок без установления срока приведения в соответствие с градостроительным регламентом. При этом реконструкция индивидуального жилого дома, расположенного на таком земельном участке, возможна только с соблюдением условий, предусмотренных частью 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации на момент вынесения оспариваемого решения такие условия не выполнены.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемой реконструкции.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемой реконструкции, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешённой реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемой реконструкции, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, после чего направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Учитывая, что указанная реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства административного истца не соответствовала положениям Правил землепользования и застройки, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения заявления Доржитарова Е.М. у Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ имелись предусмотренные статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для направления уведомления от 03.04.2020 № 293 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Иных оснований для признания указанного уведомления незаконным суд не усматривает.

При этом, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 30.04.2020 № 420-р, «О подготовке документации о внесении изменений в проект планировки <адрес>» Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ разработал документацию о внесении изменений в проект планировки территории <адрес>, утвержденный распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 20.11.2013 N 1626-р. В проект планировки территории мкр. Новый Зеленый внесены изменения. Административный истец не лишен права повторного обращения к административным ответчикам с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с приложением всех необходимых документов с учетом внесенных изменений в проект планировки <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Доржитарова Е.М. к Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ, председателю Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ Гармаеву Ж.Ж. о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Т.Н. Алтаева

Решение суда в окончательной форме принято 10.08.2020