ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2149/2021 от 22.09.2021 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2149/2021

УИД 03RS0064-01-2020-003661-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 22 сентября 2021 года

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,

при секретаре Киселевой Ю.В.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 к администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку и об обязании выдать постановление о присвоении почтового адреса,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером и об обязании выдать постановление о присвоении указанному земельному участку почтового адреса – <адрес>

В обоснование иска ФИО8 указывает на то, что постановлением главы Миловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГФИО8 был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, в ДД.ММ.ГГГГ году он решил оформить право собственности на земельный участок, но так как в постановлении не имеется адресных характеристик земельного участка в связи с тем, что на момент предоставления земельного участка в <адрес> (сейчас <адрес>) не проводилась работа по установлению адресов, и как результат, ни жилые дома, ни земельные участки не имели адресов.

Представитель ФИО8 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку, представив в качестве правоустанавливающего документа вышеуказанное постановление. Было выдано постановление о присвоении адреса земельному участку от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного истца обратился в федеральную службу кадастра и картографии с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, как ранее учтенного объекта недвижимости, без проведения межевания, приложив имеющиеся документы: постановление о предоставлении земельного участка и постановление о присвоении адреса, указав в заявлении адрес: <адрес>, р-<адрес> Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без координат с присвоением кадастрового номера , адрес: <адрес>. Точных характеристик об адресе земельного участка выписка из ЕГРН не содержит, так как постановление об адресе, которое было приложено к заявлению о постановке на кадастровый учет земельного участка, не было рассмотрено регистратором, в связи с чем, постановление о присвоении адреса земельному участку , выданное сельским поселением Авдонский сельсовет, не содержит основания предоставления земельного участка и не указывает на правообладателя земельного участка, что не позволяет точно определить, какому именно участку присвоен новый адрес. Получив выписку из ЕГРН о постановке на кадастровый учет земельного участка, административный истец обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности ФИО8 на вышеуказанный земельный участок, но получил уведомление об отказе, так как указанный в адресных характеристиках адрес: <адрес>, не предоставляет возможности определить точное местоположение земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ представитель истца повторно обратился в администрацию Авдонского сельсовета с заявлением о присвоении адреса земельному участку. В заявлении о присвоении адреса просил указать кадастровый номер земельного участка .

Письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельсовета отказалась выдать постановление о присвоении адреса, так как должностные лица посчитали, что представитель истца просит присвоить тот же адрес, присвоенный ранее земельному участку с кадастровым номером , другому земельному участку с кадастровым номером к заявлению приложена выписка из EГPH на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, согласно особым отметкам которой следует, что границы указанного земельного участка не установлены, сведения для заполнения раздела «сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют. Следовательно, информации о том, что указанный земельный участок действительно находится в <адрес> не имеется. Кроме этого, к заявлению приложена копия постановления главы Миловского сельсовета о выделении ФИО8 земельного участка в <адрес>, рядом с участком ФИО3 Однако указанное в постановлении местоположение не позволяет с точностью идентифицировать земельный участок как участок с кадастровым номером Таким образом, указанный адрес может быть присвоен другому объекту адресации только в случае аннулирования старого адреса на основании пунктов Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов. В связи с изложенным административный ответчик сообщил о невозможности присвоить запрашиваемый адрес земельному участку с кадастровым номером на основании подпунктов « Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

Административный истец ФИО8 считает отказ администрации сельского поселения Авдонский сельсовет необоснованным и незаконным, так как при обращении в администрацию сельского поселения как в первом, так и во втором случае к заявлению о присвоении адреса земельному участку прикладывалась копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО8 извещен о рассмотрении дела, на судебное заседание не явился.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Администрация СП Авдонский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО5 в суде просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований за необоснованностью, доводы, изложенные в отзыве на административный иск поддержал.

Суд, с учетом мнения сторон, на месте определил провести судебное заседание в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО8ФИО6 обратился в администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан с заявлением о присвоении адреса: <адрес>, земельному участку с площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащему ФИО8 на основании постановления главы администрации Миловский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ В приложении представлены копия указанного постановления и выписка из ЕГРН.

Письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельсовета отказалась выдать постановление о присвоении адреса: <адрес> земельному участку с в связи с регистрацией права собственности на земельный участок.

С данным отказом административный истец не согласился.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом согласно п.11 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии в совокупности двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемого решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В обоснование отказа в выдаче постановления о присвоении адреса административный ответчик указал на то, что ФИО8 просит присвоить тот же адрес, присвоенный ранее по его же заявлению земельному участку с кадастровым номером , другому земельному участку с кадастровым номером , к заявлению приложена выписка из EГPH на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, согласно особым отметкам которой следует, что границы указанного земельного участка не установлены, сведения для заполнения раздела «сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют. Следовательно, информации о том, что указанный земельный участок действительно находится в <адрес> не имеется. Кроме этого, к заявлению приложена копия постановления главы Миловского сельсовета о выделении ФИО8 земельного участка в <адрес>, рядом с участком ФИО3 Однако указанное в постановлении местоположение не позволяет с точностью идентифицировать земельный участок как участок с кадастровым номером Таким образом, указанный адрес может быть присвоен другому объекту адресации только в случае аннулирования старого адреса на основании пунктов 15, 16 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов. В связи с изложенным административный ответчик сообщил о невозможности присвоить запрашиваемый адрес земельному участку с кадастровым номером на основании подпунктов «а», «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

Рекомендовано для устранения причин у условий, препятствующих присвоению адреса, представить в администрацию сельсовета правоподтверждающие или правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении у заявителя права собственности на участок, которому необходимо присвоить адрес вместе с данными о границах земельного участка, либо представить документы, свидетельствующие о том, что земельный участок с кадастровым номером является земельным участком с условным кадастровым номером , которому присвоен испрашиваемый адрес.

В соответствии с п. 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. , объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Как указано в п.п. 6 и 7 вышеуказанных Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы. Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предоставляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Из п.п. 27 и 30 вышеуказанных Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования. В случае образования 2 или более объектов адресации в результате преобразования существующего объекта или объектов адресации представляется одно заявление на все одновременно образуемые объекты адресации.

Согласно п.п. 40-43 вышеуказанных Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил. Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. Форма решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с п.п. 8-11 вышеуказанных Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется: в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется); в отношении помещений в случаях: подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении. При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. В случае, если зданию или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию или сооружению. В случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям.

Как указано в п.п. 14-18 вышеуказанных Правил, аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях: прекращения существования объекта адресации; отказа в осуществлении кадастрового учета объекта адресации по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»; присвоения объекту адресации нового адреса. Аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия этого объекта адресации с кадастрового учета, за исключением случаев аннулирования и исключения сведений об объекте адресации, указанных в частях 4 и 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», из государственного кадастра недвижимости. Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается. Аннулирование адресов объектов адресации, являющихся преобразуемыми объектами недвижимости (за исключением объектов адресации, сохраняющихся в измененных границах), осуществляется после снятия с учета таких преобразуемых объектов недвижимости. Аннулирование и повторное присвоение адресов объектам адресации, являющимся преобразуемыми объектами недвижимости, которые после преобразования сохраняются в измененных границах, не производится. В случае аннулирования адреса здания или сооружения в связи с прекращением его существования как объекта недвижимости одновременно аннулируются адреса всех помещений в таком здании или сооружении.

На основании подп. «г» п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Согласно подп. «в» п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.

В соответствии с п. 41 Правил решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Как следует из представленных ФИО8 доказательств в обоснование своих исковых требований так же и в приложении к заявлению о присвоении адреса от ДД.ММ.ГГГГ, Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, которому ФИО8 просит присвоить адрес имеет кадастровый , присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, адресу казан: <адрес>, р-н Уфимский, Категория – не установлена; Вид разрешенного использования: Для строительства индивидуального жилого дома; Статус записи об объекте недвижимости: Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Из особых отметок: Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; Сведения, необходимые для заполнения Раздела 2 «Сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют.

Кроме того, представлено постановление главы администрации Миловского сельсовета о ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка» - ФИО8 – жителю <адрес> выделить земельный участок в количестве <данные изъяты> га для строительства индивидуального жилого дома, рядом с участком ФИО7

ФИО8 просит присвоить адрес: <адрес>

Однако, указанный выше адрес присвоен ранее так же по обращению ФИО8 земельному участку с кадастровым номером Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером обоснован, содержит причины отказа со ссылкой на п.п. 40, 41 Правил, так как по представленным ФИО8 документам невозможно прийти к однозначному выводу о принадлежности ему земельного участка с кадастровым номером что земельный участок с кадастровым номером является одним и тем же участком, что с кадастровым номером кадастровый :ЗУ1, что земельный участок с кадастровым номером находится на территории Авдонского сельсовета и принадлежит определенному кадастровому кварталу.

Таким образом, правовые основания для удовлетворения требования административного истца отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО8 к администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче постановления о присвоении адреса земельному участку и об обязании выдать постановление о присвоении почтового адреса, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Вахитова