ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/18 от 29.08.2018 Константиновского районного суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Константиновка 29 августа 2018 года

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи О.В. Гайдамак,

при секретаре О.С. Городничевой,

с участием старшего помощника прокурора Константиновского района Амурской области Т.В. Хвалеева,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Константиновского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к администрации Новотроицкого сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Новотроицкого сельсовета, выразившееся в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области, предусмотренных требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, об обязании администрации Новотроицкого сельсовета в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к неукоснительному исполнению полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 - семь месяцев 2018 годов в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Константиновского района, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в Константиновский районный суд с административными исковыми требованиями к администрации Новотроицкого сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Новотроицкого сельсовета, выразившееся в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области, предусмотренных требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1 и Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утверждённых Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156; об обязании администрации Новотроицкого сельсовета в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к неукоснительному исполнению, полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 - семь месяцев 2018 годов в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Константиновского района по поручению прокуратуры Амурской области проведена проверка информации Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области о неисполнении органами местного самоуправления обязанностей по направлению сведений в Нотариальную палату Амурской области, в ходе которой установлено следующее.

Согласно статьи 1 Основ законодательства о нотариате, утверждённых Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами. предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населённом пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учёта по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации вышеуказанных сведений установлен Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 «Об утверждении порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность».

В силу п.п. 3-5 указанного Приказа должностные лица органов местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утверждённым приказом Минюста России от 17 июня 2014 года № 129.

Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flаsh-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утверждённого формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе.

Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных с использованием портала, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru).

Проверкой установлено, что в период 2017 - по истекший период 2018 гг. должностными лицами администрации Новотроицкого сельсовета Константиновского района Амурской области удостоверено 2 доверенности.

Однако, в нарушение ст. 37 Основ законодательства о нотариате, Приказа Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 администрацией Новотроицкого сельсовета сведения о совершении нотариальных действий в нотариальную палату Амурской области, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, не направлены, что является нарушением вышеуказанного законодательства и влечёт нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, в том числе в сфере правоприменения.

Бездействие администрации Новотроицкого сельсовета нарушает установленный порядок совершения нотариальных действий и не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий.

На основании изложенного, прокурор Константиновского района просит удовлетворить исковые требования административного иска.

В судебное заседание не явились: представитель административного ответчика – администрации Новотроицкого сельсовета, извещён надлежащим образом, в телефонограмме, направленной в Константиновский районный суд просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также в судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – некоммерческой организации Нотариальной палаты Амурской области, согласно письменному отзыву также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Согласно отзыву, представленному некоммерческой организацией Нотариальной палатой Амурской области последние полагают требования административного иска подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на законоположения ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, приказа Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 года № 156 указали на обязанность направления в нотариальную палату субъекта РФ сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность. Также указали, что администрация Новотроицкого сельсовета Константиновского района Амурской области сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направляла и не направляет до настоящего времени. Соответственно сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении, либо отмене завещаний и доверенностей отсутствуют.

Выслушав мнение старшего помощника прокурора, учитывая надлежащее извещение неявившихся участников процесса, а также то обстоятельство, что их явка не была признана судом обязательной, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил: продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в административном деле.

В судебном заседании старший помощник прокурора Константиновского района Хвалеев Т.В. настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме по доводам, изложенным в иске.

Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора Константиновского района Хвалеева Т.В., учитывая правовую позицию заинтересованного лица, изучив представленные письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, приняты е на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14.1 вышеуказанного федерального закона органы местного самоуправления сельского поселения имеют права, в том числе на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Согласно статьи 1 Основ законодательства о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В соответствии со статьей 37 Основ в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать ряд нотариальных действий для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, среди которых удостоверение завещания и доверенности.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации вышеуказанных сведений установлен Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 «Об утверждении порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность».

В силу указанного Приказа должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 года № 129 (пункт 3). Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе. Полномочия представителя должностного лица местного самоуправления должны быть подтверждены копией приказа или доверенности о наделении такого лица соответствующими полномочиями (пункт 4). Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; с использованием портала, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru) (пункт 5).

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что администрация Новотроицкого сельсовета является органом местного самоуправления Новотроицкого сельсовета.

Как следует из положений Устава Новотроицкого сельсовета (статья 34) администрация Новотроицкого сельсовета осуществляет полномочия по совершению нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в Новотроицком сельсовете нотариуса.

Согласно распоряжению главы Новотроицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ-р «О назначении ответственного за нотариальные действия», решению Новотроицкого сельского Совета народных депутатов (пятого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ «О решении «Об избрании главы Новотроицкого сельсовета», распоряжению главы Новотроицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ-р «О вступлении в должность главы Новотроицкого сельсовета» ФИО5 является главой Новотроицкого сельсовета и ответственным за совершение в администрации Новотроицкого сельсовета нотариальных действий.

На основании реестра для регистрации нотариальных действий нотариуса (дата начала ведения реестра ДД.ММ.ГГГГ) в период с 2017 года по настоящее время администрацией Новотроицкого сельсовета совершены два нотариальных действий.

Так, администрацией Новотроицкого сельсовета было произведено удостоверение доверенностей ДД.ММ.ГГГГ (номер в реестре 107) и ДД.ММ.ГГГГ (номер в реестре 108).

Таким образом, с учётом Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, административный ответчик обязан был направить указанные сведения в Нотариальную палату Амурской области в первом случае не позднее 30 января 2017 года, а во втором случае не позднее 19 июня 2017 года.

Однако, как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными сведениями, представленными главой Новотроицкого сельсовета ФИО5 прокурору Константиновского района 27 июля 2018 года исх. № 212, сведениями, содержащимися в отзыве Нотариальной палаты Амурской области ответчиком не исполнена обязанность по направлению сведений о совершении вышеуказанных двух нотариальных действиях в Нотариальную палату Амурской области ни в электронном виде, ни на бумажном носителе. Программное обеспечение для направления данных сведений в электронном виде не установлено.

Кроме того, судом принимается во внимание, что на день рассмотрения административного дела административным ответчиком не представлено доказательств исполнения обязанности по направлению сведений за период с 2017 года и семь месяцев 2018 года о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном статьей 37 Основ законодательства РФ о нотариате и Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность.

Не исполнение административным ответчиком обязанности по направлению указанных сведений в Нотариальную палату Амурской области является нарушением норм вышеприведённого законодательства и влечёт нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства и не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий.

Всё вышеизложенное свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, выражающегося в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области, в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1 и Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утверждённых Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 и необходимости обязать администрацию Новотроицкого сельсовета принять меры к неукоснительному исполнению, полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 года и семь месяцев 2018 года в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления, поданного прокурором Константиновского района в защиту интересов РФ и неопределённого круга лиц.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, при принятии судом решения по указанной категории административных дел, в резолютивной части решения необходимо указание на срок устранения нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд приходит к выводу, что в целях соблюдения баланса интересов сторон, необходимо установить администрации Новотроицкого сельсовета трехмесячный срок для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Константиновского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Новотроицкого сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Новотроицкого сельсовета, выразившегося в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области, предусмотренных требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1 и Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утверждённых Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156; об обязании администрации Новотроицкого сельсовета в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к неукоснительному исполнению, полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 год и семь месяцев 2018 года в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие администрации Новотроицкого сельсовета Константиновского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области предусмотренных требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1 и Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утверждённых Приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 156.

Обязать администрацию Новотроицкого сельсовета Константиновского района Амурской области в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к неукоснительному исполнению, полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 год исемь месяцев 2018 года в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области в течение одного месяца с момента его принятия.

Председательствующий О.В. Гайдамак