Дело № 2а-214/2016.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2016 года город Гаврилов Посад
Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Лаврова С.Н.,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А.,
представителя административного ответчика – администрации Гаврилово-Посадского муниципального района – ФИО1, действующей на основании доверенности от 09 сентября 2016 года,
специалиста ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный учет особо охраняемых природных территорий местного значения,
У С Т А Н О В И Л :
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее – администрация Гаврилово-Посадского района) с требованиями: признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее – Гаврилово-Посадский район) и по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет их границ; обязать администрацию Гаврилово-Посадского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать границы особо охраняемых природных территорий местного значения: болото Межозерное, болото Малая Земля, озеро Красковское, озеро Большое Иваньковское, лесной массив на берегу р. Нерль у д. Урусобино, дубки севернее д. Крутцы, лесной массив «Бушариха», сосновая роща в местечке Голчаново, Жадинская стоянка, плоскогорье (ландшафт) вокруг с. Загорье с родниками и местечками «Дальняя Лебедь» и «Варварское», плоскогорье (ландшафт) и родник в окрестности с. Скомово, озеро Моряны, «Святой» родник близ д. Грибаново, родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская, родник близ д. Торки, родник в с. Шипово-Слободка, пруд ФИО3, дубравы в кв. 119, 129, 130, 134, 139 Ленинского лесничества, липы в п. Липовая Роща, одиночные дубы в окрестности с. Гончарово, одиночные дубы в окрестности с. Алешково, одиночные дубы в окрестности с. Загорье, одиночные дубы в окрестности с. Шекшово, одиночные дубы в окрестности с. Осановец, группа старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка, сосновый бор с сон-травой в окрестности д. Новая Петряиха п. Петровский; остепненные типчаковые луга в долине р. Нерль в окрестности с. Мирславль, д. Новая, д. Петряиха с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также обязать администрацию Гаврилово-Посадского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанных особо охраняемых природных территорий местного значения, для постановки на государственных кадастровый учет их границ.
В исковом заявлении указано, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях местного значения, в ходе которой установлено, что администрацией Гаврилово-Посадского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В силу статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» они могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (часть 4). Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (часть 9). Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправление, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа местного самоуправления в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения. Пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) гласит, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). В силу части 3 статьи 2 указанного Федерального закона категории особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливаются Законами субъектов Российской Федерации. Категории особо охраняемых природных территорий местного значения в Ивановской области определены Законом Ивановской области от 06 мая 2011 года № 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области «Об особо охраняемых природных территориях»). К ним относятся: 1) туристско-рекреационные местности – особо охраняемые природные территории местного значения, созданные с целью сохранения и обеспечения рационального использования природных и антропогенных ландшафтов, имеющих высокий потенциал использования в туристических и рекреационных целях; 2) охраняемые природные комплексы – особо охраняемые природные территории местного значения, созданные с целью охраны ландшафтного, геологического и биологического разнообразия, сохранения геокомплексов, наземных и водных экосистем, объектов историко-культурного наследия, геологических, археологических и исторических памятников. Малый Совет Ивановского областного Совета народных депутатов решением от 14 июля 1993 года № 148 утвердил перечень участков земель с особым режимом использования по районам Ивановской области. К памятникам природы Гаврилово-Посадского района с особым правовым режимом использования в том числе отнесены следующие особо охраняемые природные территории: болото Межозерное, болото Малая Земля, озеро Красковское, озеро Большое Иваньковское, лесной массив на берегу р. Нерль у д. Урусобино, дубки севернее д. Крутцы, лесной массив «Бушариха», сосновая роща в местечке Голчаново, Жадинская стоянка, плоскогорье (ландшафт) вокруг с. Загорье с родниками и местечками «Дальняя Лебедь» и «Варварское», плоскогорье (ландшафт) и родник в окрестности с. Скомово, озеро Моряны, «Святой» родник близ д. Грибаново, родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская, родник близ д. Торки, родник в с. Шипово-Слободка, пруд ФИО3, дубравы в кв. 119, 129, 130, 134, 139 Ленинского лесничества, липы в п. Липовая Роща, одиночные дубы в окрестности с. Гончарово, одиночные дубы в окрестности с. Алешково, одиночные дубы в окрестности с. Загорье, одиночные дубы в окрестности с. Шекшово, одиночные дубы в окрестности с. Осановец, группа старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка, сосновый бор с сон-травой в окрестности д. Новая Петряиха п. Петровский; остепненные типчаковые луга в долине р. Нерль в окрестности с. Мирславль, д. Новая, д. Петряиха. Указанные природные объекты признаны памятниками природы также решением Гаврилово-Посадского райисполкома № 180 от 23 сентября 1991 года и решением малого Совета Гаврилово-Посадского районного Совета народных депутатов № 92 от 25 декабря 1992 года. С принятием Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы не являются особо охраняемыми природными территориями местного значения, однако в силу статьи 2 данного Федерального закона перечисленные объекты особой охраны могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям иных категорий местного значения. Решением малого Совет Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 года № 148 предписано городским, районным Советам народных депутатов установить границы территорий с особым правовым режимом использования земель, местным администрациям городов и районов, комитетам экологии и природных ресурсов, по культуре и искусству, земельным ресурсам и землеустройству, управлению лесами оформить в 1993 году паспорта на каждый объект, выдать их юридическим и физическим лицам, на территории которых находятся эти земли, обозначить на местности по периметру границ предупредительными и информационными знаками, установить контроль за выполнением ими установленного правового режима их использования. В настоящее время все необходимые мероприятия по оформлению особо охраняемых природных территорий местного значения Гаврилово-Посадского района не проведены. Не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие режим охраны всех особо охраняемых природных территорий местного значения, описывающие цели создания, порядок использования таких объектов, не определены категории особо охраняемых природных территорий и их границы, сведения о природных объектах особой охраны не включены в государственный кадастр недвижимости. Вследствие этого не осуществляется надлежащий муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, отсутствует полноценная информация об их состоянии. В связи с отсутствием достоверных, полных сведений о географическом положении и границах имеющихся особо охраняемых природных территорий созданы условия для нарушения правового режима их использования, что может привести к их фактической утрате, потере эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы Гаврилово-Посадского района 29 января 2016 года вносилось представление об устранении указанных нарушений, по результатам рассмотрения которого приняты определенные меры по устранению допущенных нарушений. Вместе с тем, согласно информации администрации Гаврилово-Посадского района, предоставленной по запросу прокуратуры от 20 июля 2016 года, до настоящего времени нарушения законодательства органом местного самоуправления в полном объеме не устранены. Установлены и постановлены на государственный кадастровый учет границы только особо охраняемой природной территории местного значения «Болото «Пищалино». Установление границ других особо охраняемых природных территорий местного значения в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости нс представлены и не включены. Выявленные нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование особо охраняемой природной территории. Согласно статьям 17 и 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства. Как указано в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (статья 1 ГК РФ). Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Исходя из положений преамбулы к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Таким образом, непринятие мер со стороны администрации Гаврилово-Посадского района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (часть 2). Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель истца – старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягин А.А. – в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Гаврилово-Посадского района – ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила суду, что согласно статье 4 Закона Ивановской области от 11 января 2005 года № 4-ОЗ «О городских и сельских поселениях в Вичугском, Гаврилово-Посадском, Савинском, Тейковском муниципальных районах» образованы муниципальные образования и утверждено соответствующее описание границ поселения Гапврилово-Посадского муниципального района. Межселенных территорий в Гаврилово-Посадском районе не имеется. Особо охраняемых природных территорий, расположенных на территориях двух и более поселений согласно перечню, утвержденному Ивановским областным Советом народных депутатов от 14 июля 2016 года № 148, нет. Местное самоуправление осуществляется соответствующим органом на территории конкретного муниципального образования. На территории Петровского городского поселения расположены следующие особо охраняемые природные территории: Дубки (Урочище Дубки) – в 4 км юго-восточнее п. Петровский, в 2 км северо-северо-восточнее д. Крутицы, в 2 км восточнее д. Ганшино, на правом прирусловом берегу р. Нерль; липы (Липовая Роща) – на северной окраине с. Липовая Роща, в 1 км северо-западнее пос. Петровский; лесной массив (Черноольховник у деревни Урусобино) – в 1 км юго-восточнее д. Урусобино на границе с Владимирской областью, в заболоченной притеррасной пойме правого берега р. Нерль и в долине приустьевого участка р. Курка; Бушариха (Лесной массив «Бушариха») - в 1,2 км юго-западнее д. Крутицы, в 1,5 км северо-западнее д. Санково, на правом берегу р. Нерль; сосновый бор с сон-травой в окрестности д. Новая Петряиха, п. Петровский. На территории Новоселковского сельского поселения расположены следующие особо охраняемые природные территории: озеро Красковское (в 2,0 км северо-северо-восточнее центра села Мирславль (от клуба), ближе всего оно находится от д. Красково (в 1,1 км восточнее), 1,5 км северо-восточнее д. Студенец); святой родник (Грибановский святой колодец) – в 3 км северо-западнее с. Новоселка, в 150 м слева от дороги «Новоселка-Грибаново»; озеро Моряны (Урочище Моряны) – в 2,5 км северо-восточнее с. Новоселка; озеро Большое Иваньковское (в 2 км западно-северо-западнее с. Иваньковский); остепненные типчаковые луга (в долине р. Нерль, напротив центра с. Мирславль, правый берег р. Нерль, в 1,5 км северо-западнее д. Новая); одиночные дубы в окрестности с. Гончарово; дубравы в кв. 119, 129, 130, 134, 139 Ленинского лесничества. На территории Осановецкого сельского поселения расположены следующие особо охраняемые природные территории: плоскогорье вокруг с. Загорье с родниками и местечками «Дальняя Лебедь» и «Варварское» (Загорское плоскогорье); пруд ФИО3; дубы с. Загорья; Скомовское плоскогорье; святой родник у села Дубенки (ФИО4 колодец) – юго-западный берег оврага Глубокий (овраг простирается с юго-запада на северо-восток вдоль северо-западной околицы с. Дубенки и впадает в долину р. Дубенки); болото Малая земля – в 4 км северо-западнее ст. Осановец, в 1 км восточнее с. Владычино, в 1 км северо-восточнее д. Пиногор, в 1,5 км юго-западнее д. Глумово, в долине левого берега р. Садовка (наиболее ценный участок, сохранившийся в естественном состоянии, восточная его часть, находится на землях СПК «Авангард» (40 га); одиночный дуб села Осановец – у забора усадьбы ФИО5 с. Осановец.; родник в с. Шипово-Слободка; родник близ д. Торки. На территории Шекшовского сельского поселения расположены следующие особо охраняемые природные территории: ФИО6 (в 0,7 км северо-западнее с. Бородино); родники близ д. Торки (в местечке Ясеня, на дне оврага, в районе близ Горки); одиночные дубы у с. Шекшово; Жадинская стоянка; сосновая роща в местечке Голчаново расположена на территории Суздальского района Владимирской области. В Гаврилово-Посадском городском поселении, на территории которого местное самоуправление осуществляется административным ответчиком, расположены 4 особо охраняемых природных территории: болото Межозерное, родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская, одиночные дубы в окрестности с Алешково и группа старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка. Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Учитывая территориальную принадлежность особо охраняемых природных территорий к конкретным муниципальным образованиям, администрация Гаврилово-Посадского района считает себя ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу в отношении особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Петровского городского, Новоселковского, Осановецкого и Шекшовского сельских поселений. В отношении требования административного истца об установлении границ в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Гаврилово-Посадского городского поселения, административный истец считает своей обязанностью установить и описать границы указанных особо охраняемых природных территорий: болото Межозерное, родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская, Одиночные дубы в окрестности с Алешково и группа старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка. Не согласны и с двенадцатимесячным сроком производства кадастровых работ, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) при планировании местного бюджета применяется программно-целевой метод. То есть объемы финансирования каких-либо мероприятий, предполагаемых осуществить за счет средств местного бюджета должны быть утверждены муниципальной программой. В настоящее время действует программа «Улучшение экологической обстановки Гаврилово-Посадского муниципального района», согласно которой в 2017 году запланировано выделение 20 000 рублей на финансирование мероприятий экологической направленности, данная программа действует до 2020 года включительно. В связи с этим полагает, что в период действия программы в полном объеме удастся установить и описать границы четырех особо охраняемых природных территорий местного значения Гаврилово-Посадского городского поселения.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. При этом законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Согласно статье 6.1 Закона Ивановской области «Об особо охраняемых природных территориях» на территории Ивановской области различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: 1) туристско-рекреационные местности; 2) охраняемые природные комплексы. Туристско-рекреационные местности – особо охраняемые природные территории местного значения, созданные с целью сохранения и обеспечения рационального использования природных и антропогенных ландшафтов, имеющих высокий потенциал использования в туристических и рекреационных целях. Охраняемые природные комплексы – особо охраняемые природные территории местного значения, созданные с целью охраны ландшафтного, геологического и биологического разнообразия, сохранения геокомплексов, наземных и водных экосистем, объектов историко-культурного наследия, геологических, археологических и исторических памятников.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; описание местоположения границ таких зон или территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета соответствующие документы в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 данной статьи, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, а в случае, если в соответствии с частью 5 данной статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
По смыслу указанных положений законодательства в их взаимосвязи особо охраняемые природные территории, включая памятники природы, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, поскольку они подлежат полному или частичному изъятию из хозяйственного использования, а кроме того в отношении них должен быть установлен режим особой охраны. После принятия решения о признании участка земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, статуса особо охраняемой природной территории орган государственной власти или местного самоуправления, принявший данное решение, обязан направить соответствующие документы, в том числе необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанных особо охраняемых природных территорий, в орган кадастрового учета. Указанные документы в случае, если требуется карта (план) объекта землеустройства, должно быть направлены не позднее шести месяцев с даты принятия решения об отнесении соответствующих объектов к особо охраняемым природным территориям.
Судом установлено, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях местного значения, в ходе которой установлено, что администрацией Гаврилово-Посадского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения, в связи с чем 29 января 2016 года вносилось представление № 02-08-2016 об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Решением исполкома Гаврилово-Посадского районного Совета от 23 сентября 1991 года № 180 утвержден перечень территорий, занятых природными и историко-культурными объектами, включая болото Межозерное, болото Малая Земля, озеро Красковское, озеро Большое Иваньковское, лесной массив на берегу р. Нерль у д. Урусобино, «Дубки», севернее д. Крутици, лесной массив «Бушариха», сосновая роща в местечке Галчаново, Жадинская стоянка, плоскогорье вокруг с. Загорье с родниками и местечками «Дальняя Лебедь» и «Варварское», плоскогорье и родник в окрестностях с. Скомово, Святой родник около д. Грибаново.
Решением малого Совета Гаврилово-Посадского районного Совета народных депутатов № 82 от 25 декабря 1992 года в Ивановский областной Совет народных депутатов направлен список объектов, которые просили включить в перечень памятников природы, включая болото «Пищалино», озеро Моряны; родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская, родник близ д. Торки, родник в с. Шипово-Слободка; пруд ФИО3, дубравы в кв. 119, 129, 130, 134, 139 Ленинского лесничества, липы в п. Липовая Роща, одиночные дубы в окрестности с. Гончарово, одиночные дубы в окрестности с. Алешково, одиночные дубы в окрестности с. Загорье, одиночные дубы в окрестности с. Шекшово, одиночные дубы в окрестности с. Осановец, группу старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка, сосновый бор с сон-травой в окрестности д. Новая Петряиха п. Петровский, остепненные типчаковые луга в долине р. Нерль в окрестности с. Мирславль, д. Новая, д. Петряиха.
Решением Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 года № 148 утвержден перечень указанных памятников природы, находящихся на территории Гаврилово-Посадского района, и в пунктах 3 и 4 данного решения поручено городским, районным Советам народных депутатов установить границы территорий с особым правовым режимом использования земель, а местным администрациям городов и районов, комитетам экологии и природных ресурсов, по культуре и искусству, земельным ресурсам и землеустройству, управлению лесами оформить в 1993 году паспорта на каждый объект, выдать их юридическим и физическим лицам, на территории которых находятся эти земли, обозначить на местности по периметру границ предупредительными и информационными знаками, установить контроль за выполнением ими установленного правового режима их использования.
Вместе с тем до настоящего времени данные обязанности в отношении указанных в исковом заявлении памятников природы не исполнены.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются указанными решениями и материалами проверки, проведенной прокуратурой.
Доводы представителя ответчика о том, что в отношении особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Петровского городского, Новоселковского, Осановецкого, Шекшовского сельских поселений, администрация Гаврилово-Посадского района является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание, поскольку исполнение указанной обязанности возложено на администрации городов и районов, однако до настоящего времени администрацией Гаврилово-Посадского района эти обязанности не исполнены, при этом соответствующие решения о признании данных объектов памятниками природы принимались на уровне органов местного самоуправления Гаврилово-Посадского района, которые и обязаны были обеспечить их реализацию. Документов, подтверждающих, что данные полномочия переданы органам местного самоуправления соответствующих поселений, суду не представлено.
Доводы о том, что сосновая роща в м. Голчаново находится на территории Владимирской области, суд также не принимает во внимание, поскольку в настоящее время границы особо охраняемых природных территорий не определены, из перечня памятников природы Гаврилово-Посадского района данный объект не исключен.
Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании для выполнения необходимых мероприятий экологической направленности суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает административного ответчика от исполнения указанных обязанностей.
Срок исполнения решения, указанный в исковом заявлении, то есть в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает обоснованным и разумным.
При таких обстоятельствах суд в полном объеме удовлетворяет исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора и признает не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц бездействие администрации Гаврилово-Посадского района по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Гаврилово-Посадского района, а также по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет их границ.
В целях устранения указанных нарушений суд обязывает администрацию Гаврилово-Посадского района в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу установить и описать границы указанных особо охраняемых природных территорий местного значения с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанных особо охраняемых природных территорий местного значения, для постановки на государственных кадастровый учет их границ, а также сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – удовлетворить в полном объеме.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц бездействие администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области по непринятию мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, а также по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет их границ.
Обязать администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить и описать границы особо охраняемых природных территорий местного значения:
Болото Межозерное;
ФИО7;
Озеро Красковское;
Озеро Большое Иваньковское;
Лесной массив на берегу р. Нерль у д. Урусобино;
Дубки, севернее д. Крутцы;
Лесной массив "Бушариха";
Сосновая роща в местечке Голчаново;
Жадинская стоянка;
Плоскогорье (ландшафт) вокруг с. Загорье с родниками и местечками "Дальняя Лебедь" и "Варварское";
Плоскогорье (ландшафт) и родник в окрестности с. Скомово;
Озеро Моряны;
«Святой» родник близ д. Грибаново;
Родник в г. Гаврилов Посад на ул. Пионерская;
Родник близ д. Торки;
Родник в с. Шипово-Слободка;
Пруд ФИО3;
Дубравы в кв. 119, 129, 130, 134, 139 Ленинского лесничества;
Липы в п. Липовая Роща;
Одиночные дубы в окрестности с. Гончарово;
Одиночные дубы в окрестности с. Алешково;
Одиночные дубы в окрестности с. Загорье;
Одиночные дубы в окрестности с. Шекшово;
Одиночные дубы в окрестности с. Осановец;
Группа старовозрастных деревьев в с. Закомелье в м. Еловка;
Сосновый бор в сон-травой в окрестности д. Новая Петряиха п. Петровский;
Остепненные типчаковые луга в долине р. Нерль в окрестности с. Мирославль, д. Новая, д. Петряиха
с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы вышеуказанных особо охраняемых природных территорий местного значения, для постановки на государственных кадастровый учет их границ.
Сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (27.09.2016 г.).
Судья С.Н. Лавров