ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/2021КОПИ от 31.03.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-214/2021 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.,

при секретарях судебного заседания Бурнышевой Д.Г., Парусовой М.А.

с участием представителя административного истца ФИО11,

представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО13 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании незаконными отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, постановления администрации Чайковского городского округа и распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО13 обратилась в суд с административным иском, с учетом его уточнения, к Администрации Чайковского городского округа и Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с требованиями о признании незаконными:

- отказа Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

- постановления Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ»,

- распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 59:12:0010735».

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Чайковского городского поселения с заявлениями о предварительном согласовании предоставление земельного участка в аренду, без торгов и утверждении схемы его.

Земельный участок предстояло образовать в соответствии со схемой на территории кадастрового квартала , площадью <данные изъяты> кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в границах территориальной зоны: «Ж-4», по адресу <адрес>.

Постановлением администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка, который она должна была поставить на государственный кадастровый учет.

Кадастровый инженер ФИО2 подготовила ей межевой план в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF. Уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ постановка на кадастровый учет приостановлена, так как не было усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного должностного лица администрации, земельный участок на учет не поставлен. Схема имеет координаты поворотных точек, срок ее действия два года, она имеет право получить землю без торгов.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением утвержденной схемы, просила поставить участок на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru ответчиком опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ об участии в аукционе . Считает, что поступившие заявления подлежат аннулированию, так как по схеме без координат определить место размещения участка. Процедура размещения на торгах самих заявлений заинтересованных лиц нарушена, в графе заявители/участники не была опубликована указанная информация. Торги отправлены в архив. Она не могла лично ознакомиться со схемой, заявители тоже.

Полагает, что ответчиком в 2018 на нее незаконно возложена обязанность постановки земельного участка на кадастровый учет, так как должен был это сделать самостоятельно. После межевания подается заявление о заключении договора аренды без торгов до истечения 2-летнего срока.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Чайковского городского округа безосновательно, кроме ссылки на закон № 131-ФЗ, в период действия срока Схемы, отменено постановление администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО13». Она, прокуратура и Росреестр об отмене постановления уведомлены не были. Нарушено требование закона о направлении Схем в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно письменно почтой обратилась с заявлением, ответ не получен. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с заявлением об осуществлении действий по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ей сообщено, что постановление администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ отменено, а спорный земельный участок будет реализован посредством проведения аукциона после завершения процедуры формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.

Полагая свои права нарушенными, обратилась в суд с настоящим иском.

Административный истец ФИО13 о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на требованиях настаивала, реализовала свои процессуальные права через представителя ФИО11, которая в судебном заседании на доводах иска настаивала, просила его удовлетворить, повторно привела их суду.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела, привел их суду.

Указал, что порядок предоставления в аренду земельного участка регламентирован ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка вынесено в нарушение установленного законом порядка, поскольку ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ подала в администрацию Чайковского городского поселения два заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения, первое отозвала ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее подписью.

Земельным кодексом РФ отдельная процедура по утверждению схемы расположения земельного участка по заявлению заинтересованного лица с целью получения на каком-либо праве не предусмотрено. Этап формирования земли возможен при проведении процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, тогда уполномоченный орган обязан обеспечить опубликование извещения об этом, и если заявления иных граждан и КФК не поступили принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. То есть, схема утверждается самим решением о предварительном согласовании и в рамках данной процедуры осуществляется постановка на ГКН, а не наоборот как в спорной ситуации по делу.

Постановление администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка издано в порядке самоконтроля, в связи с нарушениями земельного законодательства. Утвержденная схема препятствовала реализации заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ФИО13 в силу ч.6 ст. 39.15 ЗК РФ.

По доводам невозможности проставления усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи временно исполняющего полномочия главы городского поселения – главы администрации Чайковского городского поселения ФИО3 сообщил, что к обязанностям он приступил с ДД.ММ.ГГГГ, ЭЦП ему оформлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отозвана досрочно. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от исполнения обязанностей, а к главе Чайковского городского округа с заявлением о подписании при помощи ЭЦП документов, в том числе постановления об утверждении схемы ЭЦП в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращалась.

Спорное постановление об утверждении схемы подписано ВИП главы Чайковского городского поселения, должность относится к высшей группе должностей, а ФИО4 замещает должность начальника УЗИО, относящуюся к главной группе должностей муниципальной службы и не имеет права подписи указанных документов.

Признание постановления администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не приведет к восстановлению прав административного истца, так как срок отмененного постановления от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, а суд своим актом не вправе его изменять, так он установлен законодателем, а признание распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным станет препятствием в реализации процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка по заявлению ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ.

Специалист ФИО5 в судебном заседании пояснила, что она ознакомилась с документами, которые представлены истцом, в том числе с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Из документов узнала, что постановлением администрации Чайковского городского поселения утверждена данная схема, заявителю предложено сформировать участок, она обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, потом администрацией было получено уведомление о приостановлении процедуры кадастрового учета участка. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ подписано главой ФИО14, хотя полномочиями по распределению обязанностей наделена ФИО4 Срок действия схемы два года. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы подготовлено с нарушениями, так как срок действия схемы не истек.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Чайковского городского поселения поступило два заявления ФИО13 о предварительном согласовании предоставление земельного участка в аренду, без торгов и утверждении схемы его расположения. Земельный участок должен был быть образован на территории кадастрового квартала площадью <данные изъяты> кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в границах территориальной зоны: «Ж-4», по адресу <адрес>.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов истец отозвала.

Постановлением администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка, который заявитель должна была поставить на государственный кадастровый учет.

Кадастровый инженер ФИО2 подготовила ей межевой план в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF.

Уведомлениями Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ постановка на кадастровый учет приостановлена, причина отсутствие ЭЦП уполномоченного должностного лица и несоответствие формата межевого плана в форме электронного образа.

Уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на кадастровый учет земельного участка отказано в связи с тем, что в ходе анализа межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО2 выявлено, что Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, включенная в состав Приложения указанного межевого плана в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF, не соответствует формату, установленному законодательством РФ, межевой план представлен в новой редакции, который при загрузке в информационную систему ведения кадастра недвижимости не прошел форматно-логический контроль, что не позволило провести считывание и контроль предоставленных данных ввиду ошибки: GUID межевого плана не уникальный, ранее был указан в обращении.

В связи с принятием Законов Пермского края от 26.03.2018 № 212-ПК и от 28.05.2018 № 237-ПК Чайковское городское поселение преобразовано в Чайковский городской округ.

Решениями Чайковской городской Думы от 05.12.2018 № 79, от 19.12.2018 № 99 учреждены администрация города Чайковского, начало исполнительно-распорядительной деятельности с 01.01.2019 (запись о создании по выписке из ЕГРЮЛ 11.12.2018) и Управление земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского, уполномоченное на осуществление деятельности по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками.

Согласно выписке ЕГРЮЛ Администрация Чайковского городского поселения 03.12.2019 ликвидирована.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением утвержденной схемы, просила поставить участок на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru ответчиком опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ об участии в аукционе .

На опубликованное извещение в газете «Огни Камы» от ДД.ММ.ГГГГ(10889) о предоставлении земельного участка поступили заявления от граждан о намерении участвовать в аукционе (6 заявок), в связи с чем, истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Чайковского городского округа отменено постановление администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО13»

ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, направлен ответ о том, что постановление администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ отменено, а спорный земельный участок будет реализован посредством проведения аукциона после завершения процедуры формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет. Письмо направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа -р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала поручено обеспечить образование участка для последующего его предоставления на торгах.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительно к ответу от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что для формирования межевого плана с целью дальнейшей постановки на ГКУ, подписать усиленной квалифицированной подписью утвержденную ДД.ММ.ГГГГ Схему расположения земельного участка не представляется возможным из-за ее отсутствия, поэтому подготовлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

На дату рассмотрения дела спорный земельный участок на учет не поставлен по причине отсутствия муниципального контракта, который заключается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По инициативе УЗИО администрации городского округа проведен электронный аукцион «Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков» согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав пояснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, специалиста и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, должностного лица, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно части 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств (часть 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение).

В соответствии с пунктом 15 статьи 11.10 Земельного кодекса срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 N 36018).

Пунктом 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, предусмотрено, что схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение).

Срок действия усиленной квалифицированной электронной подписи не влияет на срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заверенной такой подписью, поскольку иное не установлено законодательством.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из системного толкования статьи 39.14 ЗК РФ следует, что процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя несколько этапов, в том числе: - подготовку схемы расположения земельного участка; - подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; - обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ; - осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; - подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; - заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование."

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.

Разрешая административный иск в части требования о признании незаконным отказа УЗИО администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка суд руководствуется подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

Поскольку на опубликованное информационное сообщение в газете «Огни Камы» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 75) в период срока публикации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступили заявления заинтересованного лица о намерении участия в аукционе (заявления ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1), в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу было отказано, что согласуется с вышеуказанными требованиями закона.

Довод административного истца о том, что на дату отказа ДД.ММ.ГГГГ срок приема заявок по извещению не был окончен сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения ответчика, поскольку на указанную дату уже поступило заявление ФИО6 (ему дан ответ уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ), впоследствии поступило еще пять заявлений граждан, а для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка достаточно поступление хотя бы одного заявления иного лица и уполномоченный орган обязан обеспечить образование испрашиваемого земельного участка и провести аукцион на право заключения договора аренды.

Довод административного истца об обязанности ответчика предоставить земельный участок в аренду, без проведения торгов в связи с наличием уже утвержденной схемы расположения земельного участка в пределах двухлетнего срока действия не основан на законе, поскольку сама схема должна утверждаться в процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка.

Если земельный участок только предстоит образовать (как в рассматриваемом случае), процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.14).

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15) и лица, уполномоченного на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете.

А фактически, как установлено в судебном заседании, схема утверждена не в рамках процедуры предварительного согласования предоставления земли гражданину без торгов, такое постановление вообще не принималось в связи с отзывом ДД.ММ.ГГГГ истцом заявления ДД.ММ.ГГГГ, при этом, довод ее представителя о том, что это не подпись заявителя вопреки ст. 62 КАС РФ носит бездоказательственный характер.

Второе заявление истца о постановке на государственный кадастровый учет и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа просьбы предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без торгов не содержало.

При этом, в этом заявлении истец просила запустить процедуру размещения извещения в связи с поступлением заявления, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования), то есть в газете «Огни Камы» и на официальных сайтах администрации Чайковского городского округа и сайте torgi.gov.ru в сети Интернет.

Судом учтено, что по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.

Ни одно из направленных в орган местного самоуправления заявлений не подтверждало безусловное право заявителя на получение спорного земельного участка в собственность или аренду без проведения процедуры торгов, не приведено таких оснований и в судебном заседании.

Кроме того, из уведомления Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на его запрос от ДД.ММ.ГГГГ в период приостановления постановки спорного участка на кадастровый учет, Управление земельно-имущественных отношений администрации городского округа сообщило, что спорный земельный участок будет предоставляться в соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ по результатам проведения аукциона.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, и при его вынесении не допущено нарушений требований закона, прав и законных интересов административного истца, учитывая, что она не лишена возможности принять участие в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка наравне с иными гражданами (претендентами).

Разрешая административный иск в части требования о признании незаконным постановления администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ», суд исходит из того, что в силу п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 4 Закона Пермского края от 26.03.2018 № 212-ПК «О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ», ст. 4 Закона Пермского края от 28.05.2018 № 237-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района путем объединения с Чайковским городским поселением», решением Чайковской городской Думы от 05.12.2018 № 79 была учреждена администрация города Чайковского, начало исполнительно-распорядительной деятельности по решению вопросов местного значения с 01.01.2019.

Согласно выписке ЕГРЮЛ запись о создании Администрации города Чайковского 11.12.2018. Решением Чайковской городской Думы от 19.12.2018 № 99, с 01 января 2019 учреждено Управление земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского, уполномоченное на осуществление деятельности по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками. Согласно выписке ЕГРЮЛ Администрация Чайковского городского поселения 03.12.2019 ликвидирована.

Земельный участок за период действия утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ схемы его расположения не был поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер участку не присвоен, срок действия схемы на дату обращения в суд истек, что влечет в силу закона невозможность применения схемы в настоящее время.

Судом принято во внимание то, что в соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Суд полагает, что в силу норм закона и положений высшего муниципального акта - Устава муниципального образования у администрации Чайковского городского округа в лице главы городского округа - главы администрации Чайковского городского округа Вострикова Ю.Г. на ДД.ММ.ГГГГ имелись полномочия для отмены постановления администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в силу правопреемства органов местного самоуправления.

При этом, распределение главой городского округа - главы администрации Чайковского городского округа обязанностей между подчиненными муниципальными служащими по соответствующим направлениям деятельности муниципалитета само по себе не исключает его полномочие по подписанию постановлений администрации, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, довод представителя административного истца и специалиста о незаконности указанного правового акта суд отклоняет.

Между тем, причинами для отмены вышеуказанного постановления послужило утверждение схемы расположения земельного участка ныне ликвидированной администрацией Чайковского городского поселения не в процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка и субъективная невозможность реализации органом местного самоуправления вопроса о постановке земельного участка на кадастровый учет в электронной форме и дальнейшее осуществление конкурсных процедур в отношении спорного участка земли, что не предполагало нарушение прав административного истца.

Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика о невозможности проставления усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи временного исполняющего полномочия главы городского поселения – главы администрации Чайковского городского поселения ФИО3 в результате ликвидации администрации Чайковского городского поселения и сложения полномочий вышеуказанным должностным лицом (уволен по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-л - ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в силу законного правопреемства в отношениях с органами публичной власти и физическими и юридическими лицами исполнение данных полномочий перешло к вновь образованному муниципальному образованию в лице администрации Чайковского городского округа и Управления земельного-имущественных отношений с ДД.ММ.ГГГГ, а последнее имело возможность организовать решение данного вопроса, доказательств обратного не представлено.

В подтверждение вывода служит письмо Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при подаче документов в электронном виде, документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Суд учитывает и мнение Росреестра относительно исполнения пункта 15 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (письмо, вопрос-ответ Росреестр: официальный сайт. 2020. URL: https://rosreestr.gov.ru (дата обращения: ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому, срок действия усиленной квалифицированной электронной подписи не влияет на срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заверенной такой подписью, поскольку иное не установлено законодательством.

Следовательно, действия по подписанию документов ЭЦП в целях постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка могли осуществить должностные лица администрации Чайковского городского округа, а из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что вопрос подписания схемы усиленной квалифицированной ЭЦП должностными лицами администрации городского округа в период ее действия схемы не рассматривался.

Доказательств того, что имелись какие-либо препятствия для исполнения требований п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ относительно подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица администрации Чайковского городского поселения (правопредшественника) и администрации Чайковского городского округа (правопреемника) суду не представлено и им не установлено. Эти обстоятельства наряду с другим (несоответствие формата документа в электронной форме) послужили основанием для приостановления процедуры постановки земли на кадастровый учет.

Однако, причиной отказа постановки на государственный кадастровый учет земельного участка путем подачи документов в электронной форме послужило не только отсутствие ЭЦП уполномоченного должностного лица, а также несоответствие формата межевого плана в форме электронного образа (он представлен без изменения GUID, указано, что GUID межевого плана не уникальный, ранее был указан в обращении, не прошел форматно-логический контроль, что не позволило провести считывание и контроль представленных данных), что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровому инженеру даны рекомендации.

Вместе с тем, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории сама по себе не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, как у самого административного истца, так и в отношениях между заинтересованными лицами и органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, а лишь является изображением границ земельного участка, а двухлетний срок ее действия на момент обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ) истек, а администрацией округа одновременно с тем предприняты действия по утверждению схемы спорного земельного в целях постановки его на кадастровый учет и проведения торгов, в которых участие административного истца не исключается, то суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований о признании оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в настоящее время не имеется, поскольку судом не установлена совокупность двух условий: нарушение прав и свобод административного истца и несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, поэтому в силу ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанного требования.

Отсутствует подобная совокупность условий и для признания незаконным распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала », поскольку оно принято в соответствии со ст. ст. 11.2, 11.3, 11.8-11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р принято для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в целях реализации прав административного истца и других граждан на участие в аукционе на право предоставления спорного земельного участка в аренду, при этом, оно закону или иному нормативному правовому акту не противоречит, поэтому суд не усматривает правовых оснований для признания его незаконным.

То обстоятельство, что оно принято за месяц до окончания срока действия схемы истца по постановлению администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ, принятого с нарушением закона не в процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка, не поставленного на кадастровый учет, само по себе не влечет признание его незаконным.

Ссылка истца об отсутствии в информационном сообщении сведений о поворотных точках и географических координатах земельного участка, по мнению суда, правового значения с точки зрения достаточности информации и открытости процедуры предоставления земли не имеет с учетом того, что в нем было указано местоположение земельного участка (л. д. 75), что позволило гражданам подать заявления.

Относительно довода представителя административного истца о том, что на истца незаконно возложена обязанность по подготовке схемы расположения земельного участка постановлением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное суждение основано на положениях норм п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которым подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления, что учтено при принятии оспариваемого распоряжения УЗИО от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином в силу п.4 ст. 11.10, подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14, а заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления участка было отозвано истцом.

Оценивая пояснения специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО5, вызванной по инициативе представителя истца, и составленное ею заключение, суд приходит к выводу о том, что они тождественны содержанию иска и доводам представителя истца и сами по себе на изложенные выводы суда не влияют, так как разрешение вопроса о выборе правовых норм, оценка фактических обстоятельств, в правомочия специалиста не входят.

Поскольку схема расположения земельного участка утверждена в соответствии с нормами п. 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, что свидетельствуют о законности распоряжения от 25.11.2020 № 1785-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка», признание которого незаконным, вопреки убеждению истца, по мнению суда, повлечет нарушение не только ее прав, но и прав других граждан (шести граждан, выразивших заинтересованность в предоставлении участка по информационному сообщению в газете «Огни Камы» от 19.05.2020) и станет препятствием для органа местного самоуправления в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка и проведения конкурсных процедур по его предоставлению в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО13 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа о признании незаконными отказа Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, постановления администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ», распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала » - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.Н. Шлегель

Мотивированное решение составлено 07 апреля 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи _____________________________________

(А.Н. Шлегель)

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

(М.А. Парусова)

«_____» _____________ 20__ г

Решение ____________________ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-214/2021

УИД 59RS0040-01-2020-003649-74

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края