ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/2022 от 24.02.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.,

при помощнике Климовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело №2а-214/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к начальнику инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии Ярыгину Александру Александровичу, с привлечением заинтересованного лица Безрукова Александра Григорьевича о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области») обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений заявленных требований просило:

признать незаконным бездействие начальника инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии капитана 2 ранга Ярыгина А.А. по невыведению в период с 1 декабря 2015 г. по дату разрешения настоящего спора в простой работника Безрукова А.Г. в отсутствие у последнего дополнительного профессионального образования, предусмотренного приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» для должности «врач-профпатолог»;

обязать административного ответчика вывести в простой работника Безрукова А.Г. до получения последним соответствующего документа о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренном приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н для должности «врач-профпатолог», и принять надлежащие меры к получению данным работником соответствующего документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по специальности «Профпатология».

В обоснование иска указано, что в целях исключения случаев переплат и неположенных выплат заработной платы гражданскому персоналу ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» была проведена проверка правильности установления должностных окладов работникам инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии (далее - Инспекция), в результате которой были выявлены нарушения.

Приказом Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ № 707н) на должность «Врач-профпатолог» назначается лицо, имеющее высшее образование - специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», прошедшее подготовку в ординатуре по специальности «Профпатология», или дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности «Профпатология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия», с повышением квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Приказом начальника инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии от 15 декабря 2015 г. № 29, работник Инспекции Безруков А.Г. с 1 декабря 2015 г. переведен на должность врача-профпатолога. При этом, в ходе проведения проверки установлено, что документы на право работы в указанной должности, установленные Приказом №707н, у данного работника на момент перевода его на должность врача-профпатолога отсутствовали и отсутствуют по настоящее время.

Административный ответчик, приняв Безрукова А.Г. на должность врача-профпатолога в отсутствии специального права работы в указанной должности, не отстранил его от работы, как этого требует ст. 76 ТК РФ, не вывел в простой с оплатой в размере, предусмотренной ст. 157 ТК РФ и не принял надлежащих мер к получению данным работником соответствующей специальной подготовки.

Поскольку Инспекция находится на финансовом обеспечении в Учреждении в соответствии с Договором на обслуживание от 28 декабря 2010 г. № 18, заработная плата работникам выплачивается ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» за счет денежных средств, выделяемых на финансирование указанной воинской части, а выплачиваемые денежные средства, в том числе Безрукову А.Г., находятся в оперативном управлении Административного истца, поэтому ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» является заинтересованным лицом по данному делу и его права и законные интересы Административным ответчиком нарушаются.

В результате бездействия Административного ответчика по непринятию мер по выведению указанного работника в простой переплата денежных средств составила 188 277,90 руб.. При этом указывают, что данный ущерб, причиненный государству, продолжает увеличиваться, а нарушение носит длящийся характер.

19 июля 2021 года ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» в адрес Инспекции направлено обращение согласно которому начальнику Инспекции необходимо рассмотреть вопрос о законности замещения Безруковым А.Г. должности врача-профпатолога. Административным ответчиком от 26 июля 2021 года дан ответ, согласно которому у Инспекции отсутствуют правовые основания для выведения Безрукова А.Г. в простой и отстранения его от работы.

В судебном заседании представители административного истца Максимов А.А. и Болдырева В.Н. заявленные требования с учетом их утонений поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Административный ответчик начальник инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии Ярыгин А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В судебном заседании заинтересованное лицо Безруков А.Г. с заявленными требованиями не согласился, просил в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Под иными нормативно правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер.

К таким нормативным правовым актам, в данном случае, относится Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам.

Согласно Приказу № 707н должность «врача-профпатолога» предусматривает обязательное наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовку в ординатуре по специальности «Профпатология», или дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности «Профпатология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия», с повышением квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что право заниматься медицинской деятельностью появляется у лиц при наличии специального образования и соответствующего сертификата.

Отсутствие специального права, установленного названным Федеральным законом, в соответствии с абз. 6 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагает на работодателя обязанность отстранить работника от работы.

По смыслу абз.10 той же статьи в случае отстранения работника от работы по вине работодателя ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой, что, в силу положений ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации, составляет не менее двух третей средней заработной платы работника.

Судом установлено, что в соответствии с приказом командира войсковой части 77476-6 от 1 марта 2007 года № 11 служащий Безруков А.Г. был принят на должность ведущего инспектора-врача, при этом требования к принимаемому на данную должность, состояли в наличии высшего медицинского образования со стажем работы в должности военного медика.

В 2008 году в соответствии с директивой Министра Обороны Российской Федерации от 20 декабря 2007 года № Д-89 войсковая часть 77476-6 была переформирована в инспекцию безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии. Во исполнении директивы Главного Штаба ВМФ от 24 июня 2010 года № 730/2/Т/215 должность ведущего инспектора-врача была преобразована в должность врача-терапевта.

Впоследствии во исполнении директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 314/5/4793 должность врача-терапевта была преобразована в должность врача-профпатолога.

Приказом начальника инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии от 15 декабря 2015 г. № 29, работник Инспекции Безруков А.Г. с 1 декабря 2015 г. переведен на должность врача-профпатолога, работает в данной должности по настоящее время.

Судом установлено, что Безруков А.Г. имеет образование по специальности «Лечебно-профилактическое дело» с присвоением квалификации «Военный врач», что подтверждается представленным судом дипломом, выданным 23 июня 1976 года.

Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагает на административного истца.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» не указало, в чем состоит нарушение его прав и законных интересов оспариваемым бездействием административного ответчика. Не установлено данное обстоятельство и в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, суд полагает, что заявленные ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» административные исковые требования не направлены на восстановление субъективных прав истца.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностных лиц незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием административного ответчика и законных интересов административным истцом не приведено, универсальная совокупность условий для признания его незаконным отсутствует, то у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

Кроме того, порядок отстранения работника от работы установлен статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Трудовым кодексом Российской Федерации определено, в каких случаях, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника. Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для отстранения работника от работы относится к компетенции работодателя.

При этом суд не может обязать работодателя вывести в простой работника до получения последним соответствующего документа о дополнительном профессиональном образовании, а также принять надлежащие меры к получению работником соответствующего документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, поскольку разрешение данных вопросов относится к исключительной компетенции работодателя, иное нарушало бы право предприятия на организационную и хозяйственную самостоятельность и противоречило бы принципу свободы экономической деятельности, предусмотренному статьей 8 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к начальнику инспекции безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ Каспийской флотилии Ярыгину Александру Александровичу, с привлечением заинтересованного лица Безрукова Александра Григорьевича о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: О.Н.Хохлачева

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.Н.Хохлачева