г.Нея Дело № 2а - 215
(УИД 44RS0011-01-2021-000209-03)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председательствующего - судьи Кудрявцева В.М.,
при секретаре Громовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению Масловой А.Б. к администрации Нейского муниципального округа Костромской области, администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Маслова А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Нейского муниципального округа Костромской области, администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.
Маслова А.Б. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнений, в котором проситпризнать незаконным бездействие административного ответчика, в т.ч. Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов), администрации Нейского муниципального округа Костромской области, в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
Свои требования административный истец мотивирует, исходя из заявления и уточнений тем, что административные ответчики, в т.ч. Министерство обороны РФ (Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов), администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (в настоящее время администрация Нейского муниципального округа Костромской области) бездействуют в связи с не вынесением распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, что препятствует ей (Масловой А.Б.), в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
При этом также указывает, что является собственником 3-х комнатной квартиры, по адресу: . Жилое помещение, по её мнению, решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано аварийным и подлежим сносу. При этом также указывает, что она обращалась к административным ответчикам: Министерству обороны РФ (Министерству обороны РФ в лице уполномоченных органов), администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, с заявлениями о принятии решения о сроках расселения, альтернативах предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья. Но ей административными ответчиками отказано в принятии решения, о дальнейшем использовании аварийного жилого помещения, сроках отселения физических лиц, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, в связи с тем, что исходя из ответа администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области указанное решение принимает Министерство обороны РФ (Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов), а исходя из ответа Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов, в т.ч. департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ) указанное решение принимают органы местного самоуправления, т.к. дом не находится в их собственности, а передан администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, жилые помещения, расположенные в вышеуказанном многоквартирном доме переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Кроме того Министерство обороны РФ, в лице уполномоченных органов, ссылается, что принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100 % собственности, исходя из письма Минстроя России от 29.06.2017 года №22971-ЧС/06, в котором были даны разъяснения о том, что в случае если жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в федеральной собственности (100 % собственности), решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках отселения проживающих в нем граждан принимается федеральными органами исполнительной власти, в ведение которого находится данный дом. В случае если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Исходя из изложенного, административный ответчик должен издать соответствующий распорядительный акт, чего не сделано. При этом, исходя из материалов дела, согласилась с ранее вынесенным решением суда, в части возложения данной обязанности на Министерство обороны РФ (Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов).
На основании изложенного, решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, должен принять административный ответчик, чего он не сделал, чем существенно нарушил нормы действующего законодательства РФ, и её права как административного истца, устранение которых невозможно без вынесения судебного постановления, так как дальнейшее проживание в данном аварийном доме, который подлежит сносу, предоставляет опасность для административного истца. Считает, что за ней сохраняется право на проживание в благоустроенном жилом помещении, которое предусмотрено действующим законодательством РФ, но она не может его реализовать по независящим от нее обстоятельствам, в связи с чем, вынуждена защищать свои права в судебном порядке.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов), администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
В качестве ответчиков (соответчиков), в т.ч. с учетом определений апелляционной инстанции, судом, и по ходатайству и с согласия истца, были привлечены, в т.ч. Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», администрация Нейского муниципального округа Костромской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Нейского муниципального округа Костромской области, исходя из возражений и пояснений суду указывает, что дома по , в т.ч. , в собственность администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не переданы, т.к. какая-либо документация, по домам по , Министерством обороны РФ (Министерством обороны РФ в лице уполномоченных органов) администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не передавалась, договора по взысканию коммунальных платежей заключает Министерство обороны РФ. Вышесказанное подтверждается договорами Министерства обороны РФ. Принадлежность домов, по , Министерству обороны РФ подтверждается многочисленными решениями, которые оставлены в силе областным судом, а также решением арбитражного суда, что дома, жилые помещения, фактически остались в собственности Министерства обороны РФ. Оно, уполномоченные им лица, получает оплату коммунальных платежей.При этом Министерство обороны РФ подает по указанным домам, жилым помещениям в них, иски в суд, считая их в своей собственности. Просит в удовлетворении иска просит отказать.
Исходя из возражений и пояснений, административный ответчик указывает на то, что администрация городского поселения город Нея считает требования Масловой А.Б. к ним необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в т.ч. по следующим основаниям: в 2012 году предполагалась передача имущества Минобороны РФ в муниципальную собственность городского поселения город Нея, но в последствии, после издания и подписания документов Министерством обороны РФ, никакой документации ими (Министерством обороны РФ) не было предоставлено в адрес администрации городского поселения город Нея (в т.ч. не была предоставлена техническая документация на объекты жилфонда, кадастровые паспорта, карточки регистрации граждан, ключи от свободных квартир, сведения о заключенных договоров найма с гражданами, бухгалтерские документы - акты по форме ОС, подтверждающие постановку на соответствующий баланс объектов, а также передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящий момент жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: , а также сами дома, в реестре муниципальной собственности не числятся, на балансе казны городского поселения город Нея не состоят, плата за наём с нанимателей жилых помещений, проживающих по , городским поселением не взимается. В силу пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации). Также, в соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги. В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Как установлено, плата за наём жилых помещений по , взималась ООО «ГУЖФ», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), сроком на 5 лет, заключенного на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100% долей собственности Министерства обороны РФ, расположенных в Западном военном округе, согласно которого общество принимает с жильцов жилых домов плату за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за наем жилым помещением. В последующем в 2018 году, оказанием услуг по содержанию жилых помещений, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих по начало осуществлять ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» (по ЗВО), производило начисление за коммунальные услуги, содержание жилья, плату за наем жилым помещением. При этом договор с ФГБУ также был заключен Министерством обороны РФ, которое, с учетом договоров, считает себя собственником вышеуказанных домов. Также необходимо учесть, что в марте месяце 2018 года, в адрес администрации городского поселения город Нея поступило письмо Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении возможности принятия в муниципальную собственность городского поселения город Нея части пустующих жилых помещений расположенных по , т.е. оно (Министерство обороны РФ) считает себя собственником данных домов. Аналогичное письмо о рассмотрении возможности принятия в муниципальную собственность городского поселения город Нея части пустующих жилых помещений расположенных по адресам: , было направлено в адрес администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанные дома, жилые помещения, является собственностью Министерства обороны РФ и закреплены за ним, его структурными подразделениями. Также ДД.ММ.ГГГГ по делу № решением Нейского районного суда Костромской области исковые требования ФИО6 к МО РФ, в лице ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, Отделению (территориальное г. Кострома) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения», о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма по адресу: З, , удовлетворены и в последующем были признаны законными апелляционным определением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу №. Административный истец в исковом заявлении ссылается на письмо Минстроя России от 29.06.2017 года № 22971-ЧС, о разъяснении о том, что в случае, если жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным находится в общедолевой, либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках отселения принимается органом местного самоуправления. С данными доводами истца, согласиться нельзя в связи с тем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года № 1038, рассмотрение конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, их юридическая оценка не входят в компетенцию Минстроя России. В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, и являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. На основании абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Абзацем 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. На основании пункта 1 Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.01.2017 года № 11 «Об установлении», решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Министерство обороны, осуществляется Министерством обороны РФ. На основании изложенного, решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, принимает департамент имущественных отношений Министерство обороны РФ, с участием уполномоченных им органов.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Административный ответчик Министерство обороны РФ (в лице уполномоченных органов), исходя из возражений, с исковыми требованиями не согласно. Просит в удовлетворении иска отказать.
Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, исходя из возражений, с исковыми требованиями не согласно. В возражениях указывает, в том числе, что по административному иску Масловой А.Б. к Администрации городского поселения Нея Костромской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России о признании незаконным бездействия, в своих требованиях истец просит вынести распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения, а также устранить препятствия в обеспечении равноценным благоустроенным жилым помещением Маслову А.Б.. ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России считает, что указанные требования к учреждению не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, расположенные в вышеуказанном многоквартирном доме, по адресу: , переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Минобороны России принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100 % собственности. Минстроем России письмом от 29.06.2017 года №22971-ЧС/06 были даны разъяснения о том, что в случае если жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в федеральной собственности (100 % собственности), решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках отселения проживающих в нем граждан принимается федеральными органами исполнительной власти, введение которого находится данный дом. В случае если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Принимая во внимание позицию Минстроя России, а также нахождение в общей долевой собственности многоквартирного дома, расположенного по адресу: , распорядительный акт должна издать администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Законодательно процедура расселения закреплена в рамках постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения - жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На основании ст.32 ЖК РФ, государство обязано предложить компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей. 27.12.2019 года президент РФ подписал Ф3-№473-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающим в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет. До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или выделяет им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости. Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселения жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено. Положение ст.89 ЖК РФ закрепляет право на получение новой квартиры взамен старого жилого помещения в доме не пригодном для проживания. На основании абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно восстановительных работ. Согласно Приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19.06.2018 года № 1599 за учреждением прекращено право оперативного управления жилым домом №. Квартиры под №, №, № в , находятся в собственности физических лиц. На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости многоквартирный дом, расположенный по адресу: , находится в общей долевой собственности. Министерство обороны принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100% собственности. В случае, если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Нахождение в общей долевой собственности многоквартирного дома, расположенного по адресу: , соответствующий распорядительный акт должна издать администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации был издан приказ №, согласно которому в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области переданы объекты недвижимого имущества жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: указанные в приложении к приказу в количестве 333 квартир, в том числе и . ДД.ММ.ГГГГ был составлен передаточный акт о передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, согласно которому ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в лице начальника ФИО7 передаёт, а городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области в лице главы администрации Любимова Н.Б. принимает в собственность объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к акту.
Просит в удовлетворении иска к ним отказать.
ФГАУ «Росжилкомплекс», исходя из возражений, с исковыми требованиями не согласно, фактически по тем же основаниям, что и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, указывая, что вышеуказанные дома по были переданы в муниципальную собственность, в городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Просит в удовлетворении иска отказать.
Иные ответчики, лица, каких-либо возражений против удовлетворения заявления фактически не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ, предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Маслова А.Б. является собственником трехкомнатной квартиры, кадастровый №, расположенной по адресу, .
Решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, т.ч. отменено заключение межведомственной комиссии при администрации городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В решении Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, также указано признать нецелесообразным проведение восстановительного ремонта по адресу:
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в г. Нея признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Маслова А.Б. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, о предоставлении уведомления, что подлежит сносу как аварийное строение, о вынесении постановления о сроках расселения , о выделении Масловой А.Б. временного жилого помещения с аналогичной площадью и уровнем благоустройства, о рассмотрении вопроса на получение новой квартиры в ином городе, взамен старого жилого помещения, о предложении компенсации взамен изымаемого жилья.
Главой городского поселения город Нея, на заявление Масловой А.Б., был дан ответ, что решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях принимает Министерство обороны РФ, департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Маслова А.Б. года обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, о принятии постановления о сроках расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , который в судебном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, об альтернативе предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья.
На обращение Масловой А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ МО РФ, департаментом, был дан ответ, что на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости многоквартирный дом, расположенный по адресу: находится в общей долевой собственности. Министерство обороны принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100% собственности. В случае, если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Нахождение в общей долевой собственности многоквартирного дома, расположенного по адресу: , соответствующий распорядительный акт должна издать администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Исходя из сведений в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации был издан приказ №, согласно которому в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области передаются объекты недвижимого имущества, жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: , указанные в приложении к приказу в количестве .
ДД.ММ.ГГГГ был составлен передаточный акт о передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, согласно которому ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в лице начальника ФИО7 передаёт, а городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области в лице главы администрации Любимова Н.Б. принимает в собственность объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к акту.
Однако, не смотря на изданный Министром обороны РФ приказ и составление передаточного акта, фактическая передача объектов жилого фонда Министерством обороны РФ не проводилась и в собственность администрации не принималась.
Указанные обстоятельства установлены, в т.ч. решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым на структурное подразделение Министерства обороны РФ, ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, возложена обязанность заключить с ФИО6 договор социального найма жилого помещения в доме по в . В данном случае суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что наймодателем должно является Министерство обороны РФ, в лице уполномоченных органов, а не администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу №, апелляционным постановлением второго арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, дана оценка, кто является ответственным за оплату услуг по домам, квартирам, по . Исходя из решения, требования к администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не удовлетворены. При этом в решении делается вывод, что дома, расположенные по , к муниципальному жилью не относятся.
Также в решении по делу № имеются сведения, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда по делу №, которое имеет схожий состав участников спора, предмет спора, а сам спор основывается на аналогичные доказательства и обстоятельствах, вытекает из идентичных правоотношений, что и по настоящему делу, установлено отсутствие фактической передачи объектов жилого фонда, расположенных по , на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, в муниципальную собственность городского поселения города Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, и как следствие перехода права собственности от Министерства обороны к городскому поселению город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
При этом суд учитывает, что участники по указанным делам, ссылались на теже обстоятельства, о якобы передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность, на которые ссылаются ответчики Министерство обороны, и его уполномоченные органы, по делу рассматриваемому в данном судебном заседании.
Также суд учитывает, что участником по делу, рассмотренному Арбитражным судом Костромской области, вторым арбитражным апелляционным судом, также являлось, в т.ч. и Министерство обороны РФ.
При вынесении решения суд учитывает, что согласно ч.1 статьи 16 КАС РФ (Обязательность судебных актов), вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии части 2 статьи 64 КАС РФ (Основания освобождения от доказывания), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом процессуального законодательства, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением обязательны для лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что на момент вынесения решения Арбитражным судом Костромской области, дома, расположенные по , к муниципальному жилью не относились.
При этом ссылка МО РФ, его уполномоченных органов, в возражениях на действия Министерства обороны РФ в 2012 году не могут свидетельствовать о передаче домов, жилых помещений в них, в 2012 году, администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, т.к. исходя из решения Арбитражного суда Костромской области, передача домов, расположенных по , в муниципальную собственность, в т.ч. администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не произведена.
Также суд учитывает, что исходя, из возражений одного из ответчиков, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, за учреждением прекращено право оперативного управления жилым домом №.
Вышеуказанные сведения в возражении свидетельствуют, что передачи домов, жилых помещений в них, в 2012 году от Министерства обороны Российской Федерации администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не было.
При этом каких-либо данных, что вышеуказанные дома по , после 2012 года передавались от Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность, в т.ч. администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, суду не представлено.
Кроме того суд учитывает позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П), в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, обусловленной перераспределением публичных полномочий. Федеральный законодатель во всяком случае не вправе принимать решения, которые ставили бы под сомнение реальную возможность публично-правовых территориальных субъектов самостоятельно решать вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, и которые, таким образом, умаляли бы право населения субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на стремление к экономическому благополучию и созданию условий достойной жизни (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 142-О).
Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому уже являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому, в т.ч. в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку федеральное законодательство, устанавливая критерии состава имущества, могущего находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, не исключает дискреции уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению конкретных имущественных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения. Безоговорочное принятие таких имущественных объектов могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. При этом сами местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации).
По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, таким образом, в т.ч. положения абзацев шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в ранее принятых Конституционным Судом Российской Федерации и сохраняющих свою силу решениях, а также в настоящем Определении, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации. Соответственно, указанные законоположения не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, установленных статьями 8, 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации, - принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, юридическим последствием его решения, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы, является недопустимость ее применения в неконституционном истолковании и, следовательно, утрата ею силы на будущее время в любом понимании, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом. Это означает, что такая норма, по общему правилу, с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N 556-О-Р и от 5 октября 2011 года N 1265-О-О). На такие решения Конституционного Суда Российской Федерации и изложенные в них правовые позиции, определяющие конституционно-правовой режим применения норм права, в полной мере распространяются общие правила о юридической силе его решений, в соответствии с которыми решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (статья 6, часть вторая статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного помимо волеизъявления собственника имущества, находящегося в федеральной собственности, необходимо волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что орган местного самоуправления, который, по мнению МО РФ (МО РФ в лице уполномоченных органов), лишен права возражать на передачу имущества от федеральных органов муниципальным органам, таковым правом, исходя из позиции Конституционного Суда РФ, наделен.
И данный орган местного самоуправления возражал и возражает в передаче имущества от федеральных органов муниципальным органам.
Вышеизложенное указано в его возражениях, в т.ч. в суд, и подтверждено в ходе рассмотрения данного дела.
Также суд учитывает, что в решении Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, указано признать нецелесообразным проведение восстановительного ремонта по адресу:
При безвозмездной передаче имущества от одного публичного собственника другому, муниципальный орган будет вынужден нести дополнительные расходы, что свидетельствует о необходимости учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что согласно ведомости казны администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, дома, жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: , в том числе и реестре муниципальной собственности не числятся, на балансе казны городского поселения город Нея не состоят.
Плата за наём с нанимателей жилых помещений, проживающих по , городским поселением, иным муниципальным органом, не взимается.
В соответствии с договором № Управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заказчик передал управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию Заказчика принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений (п.2.2 договора).
Данный договор заключен на основании протокола общего собрания собственников № от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1). Как следует из договора, содержания приложенного Протокола собрания собственников многоквартирных домов, расположенных в Западном военном округе, 100% собственности в данных домах принадлежит Министерству обороны.
При таких обстоятельствах, дом, и находящееся в нем жилое помещение, занимаемое Масловой А.Б., не относится к собственности органов местного самоуправления, в т.ч. администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, он относится, в т.ч. исходя из договора, к государственной собственности и полномочия собственника в отношении данного имущества осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с положениями седьмого абзаца п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
При этом суд учитывает, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, находиться в федеральной собственности, на что указывает договор № Управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом».
В связи с вышеизложенным ссылка ответчика на действия Министерства обороны в 2012 году, о якобы передаче объектов, является необоснованной, т.к. договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после 2012 года.
В данном договоре указано, что 100% собственности в данных домах принадлежит Министерству обороны.
При этом договор с ФГБУ также был заключен Министерством обороны РФ, которое, с учетом договоров, считает себя собственником вышеуказанных домов.
В противном случае, если предположить, что дома не принадлежат Министерству обороны, то их действия по заключению договоров и взысканию платы незаконны.
При вынесении решения суд также принимает во внимание, что в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При этом, несмотря на то, что многоквартирный дом, находится в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции федеральным органом исполнительной власти не принято.
В случае, если Министерство обороны РФ (Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов) было не согласно с заключением комиссии, то оно имело возможность провести обследование дома и вынести свое заключение.
В тоже время Министерство обороны РФ (Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов) не вынесло распоряжение (решение) по дому, о дальнейшем использовании помещений, и сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, что препятствует Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другого жилого помещения (либо его выкуп).
При вынесении решения суд учитывает, что согласно ч. 8 и 9 статьи 226 КАС РФ, предусмотрено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из вышеизложенного нарушены права, законные интересы административного истца которым подано соответствующее административное исковое заявление.
Кроме того не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), т.к. такой порядок установлен.
Министерством обороны РФ (Министерством обороны РФ в лице уполномоченных органов) решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принято, несмотря на то, что оно осуществляет полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.
На заявление Масловой А.Б. Министерством обороны РФ (Министерством обороны РФ в лице уполномоченных органов) направлено только извещение, а необходимо было принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Бездействием Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов нарушены права, законные интересы административного истца которым подано соответствующее административное исковое заявление.
В связи с чем, не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), что является основанием для признания незаконным бездействия Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
В связи с бездействием Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп), нарушены права, законные интересы административного истца Масловой А.Б., которой подано административное исковое заявление.
На основании вышеизложенного необходимо признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
При этом незаконным бездействием Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения (квартиры, расположенной по адресу: ), сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп), нарушаются права Масловой А.Б..
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: , как объект недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области из объектов жилого фонда Министерством обороны РФ не передавался, он не состоит в реестре казны администрации, в связи с чем, суд полагает, что администрация муниципального района не наделена правом и на неё не может быть возложена обязанность по расселению граждан, в т.ч. Масловой А.Б., проживающих в данном доме.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно данному Положению, признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
В соответствии с пунктом 42 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой представляет собой многоквартирный дом. Вышеуказанный многоквартирный жилой дом входит в перечень имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министра обороны РФ № 2844 от 14.09.2021 года Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обеспечивает передачу и приемку имущества.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации". Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п.п. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Минобороны России осуществляет управление и распоряжение жилищным Фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах.
Таким образом, в т.ч. в силу ст.ст.2, 14 ЖК РФ, ответственность за сохранность жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации возлагается на административного ответчика, который создает условия для сохранности и содержания федерального имущества, принимает меры к отселению физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017 года № 11 "Об установлении порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Из изложенного следует, что данный административный ответчик несет ответственность за сохранность и ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , управление и распоряжение которым осуществляет.
Исходя из заключения экспертной комиссии ООО Центр судебной экспертизы «Импульс» и вступившего в законную силу решения Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , признано нецелесообразным проведение восстановительного ремонта по адресу: 157330, .
Судом установлено, что по вопросу расселения многоквартирного , и об альтернативах предоставления нового жилого помещения административный истец Маслова А.Б. неоднократно обращалась к административным ответчикам.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Маслова А.Б. обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о принятии постановления о сроках расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , который в судебном порядке признан нецелесообразным проведение восстановительного ремонта, об альтернативе предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья, но поставленные в обращении вопросы по существу разрешены не были.
Между тем, ответчик, как государственный орган осуществляющий управление и распоряжение переданным ему государственным жилищным фондом, вышеуказанным многоквартирным домом, в том числе, обязан инициировать обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу, , на предмет его аварийного состояния, поскольку проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов и бездействие ответчика по вопросу придания данному дома статуса аварийного является недопустимым, учитывая, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, в связи с чем в соответствии с п.п. "г" п. 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения о принятом комиссией решении, соответствующий орган исполнительной власти принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании вышеизложенного, с учетом исследованных доказательств, суд считает, что административные исковые требования Масловой А.Б. подлежат удовлетворению частично.
Необходимо признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп). В остальной части требования необходимо оставить без удовлетворения.
При вынесении решения суд также учитывает, что в соответствие со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. В силу ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Статья 10 Жилищного кодекса РФ, предусматривает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу статьи 19 Жилищного кодекса РФ, к жилищному фонду относится совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны в целях управления имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Суд учитывает помимо вышеизложенного, что несмотря на изданный Министром обороны РФ приказ, составление передаточного акта, фактическая передача объектов жилого фонда расположенных на , Министерством обороны РФ, не проводилась. Право муниципальной собственности на данные объекты не возникло.
О данных обстоятельствах свидетельствуют помимо вышеизложенного материалы дела, ранее вынесенные решения, письма должностных лиц, Департамента имущественных отношений Министерства обороны, адресованные главе администрации муниципального района «Город Нея и Нейский район» Костромской области, Правительству Костромской области (№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно) о передаче в собственность муниципального образования пустующих жилых помещений. Как следует из содержания, приложенного к данным письмам перечня квартир, которую просит Министерство обороны принять в муниципальную собственность, ранее в 2012 году данные квартиры уже были включены в перечень передаваемых объектов, и которые МО РФ пыталось передать в собственность муниципального образования.
Как следует из положений ранее действующего Договора № 2-УЖД-02 Управления жилищным фондом, закреплённым за вооружёнными силами Российской Федерации от 27 июля 2015 года, заключённым между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заказчик передал управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию Заказчика принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений (п. 2.2 Договора).
Данный договор заключен на основании протокола общего собрания собственников №1 от 30 июня 2015 года (п.1.1). Как следует из содержания приложенного Протокола собрания собственников многоквартирных домов, расположенных в Западном военном округе, 100% собственности в данных домах принадлежит Министерству обороны.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика администрации Нейского муниципального округа Костромской области о том, что дом, и квартира, в т.ч. истца фактически не передавалась в собственность муниципального образования и право муниципальной собственности на неё не возникло являются обоснованными.
Дом, в котором проживает истец, относится к государственной собственности и полномочия собственника в отношении данного имущества осуществляются Министерством обороны РФ.
Суд также учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании вышеизложенного, исковые требования необходимо удовлетворить в части, признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп). В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ (Министерства обороны РФ в лице уполномоченных органов) в не вынесении распоряжения (решения) о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, и устранение препятствий Масловой А.Б., в случае признания дома () аварийным и подлежащим сносу, в обеспечении (предоставлении) другим жилым помещением (либо его выкуп).
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалобы в Костромской областной суд, на решение суда по административному делу, могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через районный суд.
Председательствующий: ___________________ (Кудрявцев В.М.).