ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2151/18 от 10.09.2018 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2а-2151/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.09.2018г. г.Новосибирск

Судья Заельцовского районного суда г.Новосибирска Елапов Ю.В. при секретаре Ковалишиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Мэрии г.Новосибирска, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы ФИО1 и ФИО2, обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Мэрии г.Новосибирска, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, указывая на то, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Административным истцам необходимо оформить права на земельный участок, который необходим для эксплуатации жилого дома, в связи с этим административные истцы обратились в Мэрию города Новосибирска. Административные истцы обладают исключительным правом на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома.

На основании Постановлений Административного ответчика от 24.02.2016 №618 «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома на территории ...», от 16.03.2016 №966 «О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 24.02.2016 №618 «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома на территории ...», административным истцам было предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 916 кв.м., находящего в территориальной зоне отдыха и оздоровления (Р-3) с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома.

Вышеуказанными постановлениями административным истцам было предписано «обеспечить проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории», а также «обратиться в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка». Административными истцами было обеспечено проведение кадастровых работ, по итогам выполнения которых земельный участок, площадью 916 кв.м., расположенный по адресу: ... был поставлен на кадастровый учет 05.07.2016г. с присвоением ему кадастрового номера 54:35:032495:835, что подтверждается кадастровым паспортом от 18.07.2016г.

23.06.2017г. административные истцы обратились в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с Постановлениями Административного ответчика от 24.02.2016г. №618, от 16.03.2016г. №966. Однако специалистом департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска были даны пояснения об отсутствии необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так как объект недвижимого имущества - жилой дом, был построен в 1977 году, что подтверждается сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», а в соответствии со ст.2.1 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденными Решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.06.2009 №1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска» действие Правил землепользования и застройки не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти участки, в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии, что объекты капитального строительства созданы до вступления в силу настоящих правил.

Также, 23.01.2018г. административные истцы обратились в мэрию города Новосибирска с вопросом о необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Письмом от 06.02.2018г. Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска даны следующие пояснения: «в рамках действующего законодательства, на текущую дату, получение разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства (2.1.)» не предусмотрен. На основании статьи 2.1. Правил землепользования и застройки города Новосибирска действие настоящих Правил не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами..., имеющими собственности...объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти участки, в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии, что объекты капитального строительства созданы до вступления в силу настоящих Правил (до 08.07.2009). В этом случае получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не требуется».

Таким образом, административными истцами были выполнены все предписания, содержащиеся в Постановлениях административного ответчика от 24.02.2016г. №618, от 16.03.2016г. №966.

14.02.2018г. административными истцами в соответствии с Постановлением административного ответчика от 12.09.2016г. №4105 было подано заявление о предоставлении в собственность на основании ст.ст.39.3, 39.5 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835.

Письмом №31/19/02614 от 16.03.2018г. административным истцам было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи несоответствием разрешенного использования земельного участка с фактическими целями его использования.

По мнению административных истцов, данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства и носит формальный характер по следующим основаниям.

Административные истцы, не являясь собственниками земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835 в силу норм действующего законодательства, до приобретения прав на земельный участок, были лишены возможности установить вид разрешенного использования земельного участка. Постановление административного ответчика от 24.02.2016г. №618, изданное с учетом п.10 ст.39.15 ЗК РФ, содержало вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, то есть тот вид, сведения о котором необходимо было внести в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835.

В соответствии с п.2.1 Правил землепользования и застройки не применимы при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835 административным истцам, так как объект капитального строительства - жилой дом, был создан до вступления в силу указанных правил, а именно в 1977 году.

На основании изложенного, административные истцы, просят суд: Признать отказ мэрии города Новосибирска от 16.03.2018г. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835, в порядке продажи без поведения торгов незаконным.

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835, в долевую собственность ФИО1 (3/4 доли в долевой собственности) - и ФИО2 (1/4 доли в долевой собственности) путем заключения договор купли-продажи земельного участка.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществить государственную регистрацию права долевой собственности ФИО1 (3/4 доли в долевой собственности) и ФИО2 (1/4 доли в долевой собственности) на земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835 (л.д.4-7).

Административные истцы, в судебное заседание не явились извещены.

Представитель административных истцов, по доверенности ФИО3 в судебном заседании, заявленные требования, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика, в судебное заседание не явился, извещен, причину неявки суду не сообщил (л.д.71).

Представитель заинтересованного лица по делу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, в судебное заседание не явился, извещен (л.д.70).

Представитель заинтересованного лица по делу Департамента строительства и архитектуры главного управления архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска, в судебное заседание не явился, извещен (л.д.69).

Суд, выслушав представителя административных истцов, исследовав представленные материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.1. ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.1. ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 ФИО4, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из обстоятельств дела видно, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.9,10).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации административным истцам необходимо оформить права на земельный участок, который необходим для эксплуатации жилого дома, в связи с этим административные истцы обратились в Мэрию города Новосибирска.

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК Р.Ф., исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках, то есть административные истцы обладают исключительным правом на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома.

На основании Постановлений Административного ответчика от 24.02.2016 №618 «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома на территории ...», от 16.03.2016 №966 «О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 24.02.2016 №618 «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома на территории Заельцовский парк, 18/1», административным истцам было предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 916 кв.м., находящего в территориальной зоне отдыха и оздоровления (Р-3) с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома (л.д.11,13).

Вышеуказанными постановлениями административным истцам было предписано «обеспечить проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории», а также «обратиться в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

Административными истцами было обеспечено проведение кадастровых работ, по итогам выполнения которых земельный участок, площадью 916 кв.м., расположенный по адресу: ... был поставлен на кадастровый учет 05.07.2016г. с присвоением ему кадастрового номера 54:35:032495:835, что подтверждается кадастровым паспортом от 18.07.2016г. (л.д.14-18).

23.06.2017г. административные истцы обратились в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с Постановлениями Административного ответчика от 24.02.2016г. №618, от 16.03.2016г. №966.

Однако специалистом департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска были даны пояснения об отсутствии необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так как объект недвижимого имущества - жилой дом, был построен в 1977 году, что подтверждается сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», а в соответствии со ст.2.1 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденными Решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.06.2009 №1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска», действие Правил землепользования и застройки не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти участки, в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии, что объекты капитального строительства созданы до вступления в силу настоящих правил.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Кроме этого, 23.01.2018г. административные истцы обратились в мэрию г.Новосибирска с вопросом о необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Письмом от 06.02.2018г. Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска даны следующие пояснения: «в рамках действующего законодательства, на текущую дату, получение разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства (2.1.)» не предусмотрен.

На основании статьи 2.1. Правил землепользования и застройки города Новосибирска действие настоящих Правил не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами..., имеющими собственности...объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти участки, в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии, что объекты капитального строительства созданы до вступления в силу настоящих Правил (до 08.07.2009г.). В этом случае получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не требуется» (л.д.27).

Таким образом, административными истцами были выполнены все предписания, содержащиеся в Постановлениях административного ответчика от 24.02.2016г. №618, от 16.03.2016г. №966.

14.02.2018 административными истцами в соответствии с Постановлением административного ответчика от 12.09.2016г. №4105 было подано заявление о предоставлении в собственность на основании ст.ст.39.3, 39.5 ЗК Р.Ф., земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835.

Письмом №31/19/02614 от 16.03.2018г. административным истцам было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи несоответствием разрешенного использования земельного участка с фактическими целями его использования (л.д.26).

Суд считает, что данный отказ административного ответчика, не соответствует нормам действующего законодательства и носит формальный характер по следующим основаниям.

Административные истцы, не являясь собственниками земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835 в силу норм действующего законодательства, до приобретения прав на земельный участок, были лишены возможности установить вид разрешенного использования земельного участка.

Постановление административного ответчика от 24.02.2016г. №618, изданное с учетом п.10 ст.39.15 ЗК РФ, содержало вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, то есть тот вид, сведения о котором необходимо было внести в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835 (л.д.11).

В соответствии со ст.2.1 Правил землепользования и застройки, указанные Правила не применимы при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:032495:835 административным истцам, так как объект капитального строительства - жилой дом, был создан до вступления в силу указанных правил, а именно в 1977 году.

В этом случае получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не требуется (л.д.49,50).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180;286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ мэрии города Новосибирска от 16.03.2018г. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835, в порядке продажи без поведения торгов, незаконным.

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835, в долевую собственность ФИО1 (3/4 доли в долевой собственности) - и ФИО2 (1/4 доли в долевой собственности) путем заключения договор купли-продажи земельного участка.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществить государственную регистрацию права долевой собственности ФИО1 (3/4 доли в долевой собственности) и ФИО2 (1/4 доли в долевой собственности) на земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 916 кв.м., кадастровый номер 54:35:032495:835.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Судья: Елапов Ю.В.