Дело № 2а-2151/2021
56RS0032-01-2021-002000-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чингири И.В.,
при секретаре Банниковой С.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству социального развития Оренбургской области в лице ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения в г. Соль-Илецке) о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о признании его малоимущим. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ на его обращение, в котором административный ответчик запросил сведения о видах государственной социальной помощи, на которые необходим документ, подтверждающий, что административный истец входит в категорию граждан «малоимущие». ДД.ММ.ГГГГ он предоставил ответчику запрашиваемую информацию, а ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, в котором административный ответчик указал, что учреждение не обладает полномочиями по признанию гражданина малоимущим, малообеспеченным, а также полномочиями по выдаче документа, подтверждающего статус «малообеспеченный/малоимущий». Ссылаясь на Федеральный закон от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной поддержки», считает решение ответчика об отказе в признании его малоимущим незаконным. Просит суд признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать устранить допущенные нарушения его прав.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил административные исковые требования, окончательно просил признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать устранить допущенные нарушения его прав путем возложения на административного ответчика обязанности предоставить информацию о том, является ли ФИО1 малоимущим гражданином.
Административный истец ФИО1, принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что административные исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать.
Суд в порядке ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в г. Соль-Илецке по вопросу предоставления ему справки, как лицу, входящему в категорию граждан малоимущих.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 административным ответчиком было направлено сообщение, в котором указано, что учреждение не наделено полномочиями на установление статуса «малоимущие», а также самого признания указанного статуса и разъяснено, что необходимо уточнить, на какие виды оказания государственной социальной помощи необходим документ, подтверждающий категорию граждан, признанными малообеспеченными.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Соль-Илецке, указав, что признание его малоимущим необходимо для освобождения от уплаты государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Соль-Илецке направил сообщение, указав, что учреждение не обладает полномочиями по признанию гражданина «малоимущими/малообеспеченными», а также полномочиями по выдаче документа подтверждающего статус «малообеспеченный / малоимущий» с целью подтверждения права для освобождения от уплаты государственной пошлины.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Согласно ст. 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Получателями государственной социальной помощи, перечисленными в статье 7 Закона, могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Их смысла вышеуказанных норм следует, что гражданин или семья признаются малоимущими с целью получения государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь назначается по заявлению гражданина, в котором должны быть указаны сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Из представленных в материалы дела заявлений ДД.ММ.ГГГГ, направленных в адрес Филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения в городе Соль-Илецке», не усматривается, какой вид государственной социальной помощи, предусмотренный главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, требуется ФИО1
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика, не имеется, в связи с чем, права ФИО1 не нарушены.
Кроме того, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика обязанности предоставить информацию о том, является ли ФИО1 малоимущим гражданином, поскольку расчет среднедушевого дохода семьи на признание и установление статуса «малоимущие», а также само признание и установление данного статуса, равно как и выдача справок о признании гражданина «малоимущим» не входит в компетенцию административного ответчика.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Оренбургской области в лице ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения прав, обязании предоставить информацию отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Чингири
Решение суда в окончательной форме принято 02.11.2021 года.