дело № 2а-2151 /2022
УИД 03RS0017-01-2022-001526-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Стерлитамак 11 апреля 2022 года
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гаязовой А.Х.,
при секретаре Исанбаевой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3, действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан (далее КДН при Администрации ГО <адрес>), в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ КДН при Администрации ГО <адрес> было вынесено постановление № о направлении в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, которым постановлено: ходатайствовать перед Стерлитамакским городским судом о помещении несовершеннолетнего ФИО1, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком до 3 лет; сотрудникам ПДН УМВД России по <адрес> незамедлительно подготовить и направить в Стерлитамакский городской суд представление о направлении ФИО4 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП УМВД России по <адрес> до получения путевки.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, поскольку в его обоснование положено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, которое на момент вынесения оспариваемого постановления не вступило в законную силу и было отменено ДД.ММ.ГГГГ как необоснованное, а также постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ст.5.35 ч.1 КоАП РФ, которое также было оспорено и на момент вынесения оспариваемого постановления также не вступило в законную силу, чем нарушены их права, просили постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении несовершеннолетнего ФИО1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа признать незаконным и отменить.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа <адрес> РБ, заинтересованными лицами привлечены ООиП администрации ГО <адрес>, Отдел образования <адрес> и МАОУ СОШ №<адрес>.
Административные истцы ФИО2, ФИО3, действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Административные ответчики - КДН при Администрации ГО <адрес>, администрация ГО <адрес>, заинтересованные лица своих представителей в суд не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав и изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Основы правового регулирования правоотношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для целей указанного Закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее антиобщественные действия признается несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
В соответствии с п.п.8 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановлении руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 120-ФЗ).
Согласно пункту п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу п.п.2 ч.2 ст.11 указанного Федерального закона Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (пункт 3 статьи 11 указанного Федерального закона).
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Так, Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий в Республике Башкортостан утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан №391 от 30 июня 2020 года.
Согласно ч.1 ст.8 Закона РБ №151-з от 23 июня 1999 года «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 2013 года N 995, комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту «в» пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий.
В ходе судебного заседания достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ГО <адрес> РБ, по результатам рассмотрения информации от МКУ «Отдел образования го <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетнего ФИО1, вынесено постановление, которым комиссия постановила: признать семью ФИО2 и ФИО3 в социальном опасном положении сроком на 1 год (в срок ДД.ММ.ГГГГ); поставить семью ФИО2 и ФИО3 на профилактический учет в комиссию как признанную находящейся с социально опасном положении сроком на 1 год; назначить МАОУ «СОШ №» - ответственным за разработку и исполнение межведомственного индивидуального плана в отношении семьи, признанной находящимися в социально опасном положении; назначить ПДН УМВД, УОиП, ГБУ РБ Ю-З МЦ «Семья», ГБУЗ СПБ, КФиС – соисполнителями межведомственного индивидуального плана в отношении семьи, признанными находящимися в социально опасном положении; ПДН УМВД, УОиП, ГБУ РБ Ю-З МЦ «Семья», ГБУЗ СПБ, КФиС – направить в МАОУ «СОШ №» предложения по перечню мероприятий для включения в межведомственный индивидуальный план в отношении семьи Т-вых, информировать ответственного за разработку межведомственного индивидуального плана в отношении семьи, признанной находящейся в социально опасном положении, об его исполнении; МАОУ «СОШ № 1» - разработать и представить в комиссию проект межведомственного индивидуального плана в отношении семьи Т-вых, направить в учреждения соисполнителей утвержденный межведомственный индивидуальный план в отношении семьи Т-вых, ежеквартально представлять в комиссию акт контроля за реализацией межведомственного индивидуального плана в отношении семьи Т-вых отчет о реализации мероприятий межведомственного плана, их результатов.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ следователем следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО5 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст.135 УК РФ. В обоснование отказа в возбуждении уголовного дела указано на не достижение несовершеннолетним ФИО1 на момент указанных в постановлении событий 18 летнего возраста.
Ссылаясь на вышеуказанные постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ КДН администрации ГО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, которым постановлено: ходатайствовать перед Стерлитамакским городским судом о помещении несовершеннолетнего ФИО1, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком до 3 лет; сотрудникам ПДН УМВД России по <адрес> незамедлительно подготовить и направить в Стерлитамакский городской суд представление о направлении ФИО1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП УМВД России по <адрес> до получения путевки.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО2, действующей также как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа <адрес> РБ, Администрации ГО <адрес> РБ о признании постановления незаконным и его отмене удовлетворено. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи ФИО2 и ФИО3 в социально опасном положении и постановке несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в Банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении признано незаконным. На комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа <адрес> РБ возложена обязанность снять семью ФИО2 и ФИО3, в том числе несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета Банка данных о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
ДД.ММ.ГГГГ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, материал проверки сообщения о преступлении направлен следователю следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО5 для дополнительной проверки.
Решением судьи Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ФИО2– без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ определением КДН администрации ГО <адрес> РБ исполнение постановления КДН администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ о направлении несовершеннолетнего ФИО1 в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа приостановлено.
ДД.ММ.ГГГГ КДН при Администрации ГО <адрес> было вынесено постановление № о ходатайстве перед Стерлитамакским городским судом о направлении в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, которым постановлено: ходатайствовать перед Стерлитамакским городским судом о помещении несовершеннолетнего ФИО1, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком до 3 лет; сотрудникам ПДН УМВД России по <адрес> незамедлительно подготовить и направить в Стерлитамакский городской суд представление о направлении ФИО1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП УМВД России по <адрес> до получения путевки.
При изложенных обстоятельствах, анализируя и оценивая представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что в основу оспариваемого постановления положены постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые на момент вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ не вступили в законную силу, учитывая, что КДН при администрации ГО <адрес> было приостановлено исполнение постановления КДН администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ о направлении несовершеннолетнего ФИО1 в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, а в последующем вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о ходатайстве перед Стерлитамакским городским судом о направлении ФИО1 в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, признании незаконным и отмене постановления КДН администрации ГО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о направлении несовершеннолетнего ФИО1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление КДН администрации ГО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о направлении несовершеннолетнего ФИО1 в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2022 года.
Судья А.Х. Гаязова